Мне пришло в рассылке, как раз по теме:
Впервые упоминание в дневнике о драке, неких силовых действиях в год и два месяца. Как обычно жду Ваших версий, собственных наблюдений, и надеюсь что дождусь. Что случается крайне редко. Но очень хочется верить.
1год.2мес.
Если ей что-то не нравится, может бить руками по лицу или просто по телу. Особенно это касается еды, если ей предлагаешь то, что она не хочет (в данный момент это были фрукты и творог). Я ей говорю: «Нельзя маму бить». Через некоторое время она начала бить себя по щекам. Возможно, ее что-то беспокоило, например насморк, а возможно она попробовала эту модель на себе. Насилие со стороны родителей. Несколько раз предлагают то, что Ребенок не хочет. Выраженное сопротивление, недовольство, несогласие.
Незадолго до этого примерно 2 недели назад она начала бить нашу племянницу, затем меня, теперь и бабушку иногда колотит. Когда она делает это просто так, без повода, который я могу предположить, я этого не понимаю. Я ей говорю: «Можно целовать и гладить, а бить нельзя». После некоторого повторения этих слов, она, когда побьет, могла погладить, поцеловать или прислониться.
Моя знакомая целитель, говорит, что совсем маленькие начинают драться, потому как изучают, начинают осваивать мир физический. Я это понимаю по ощущениям только. Вначале мир для них как единое целое, то к чему стремятся все просветленные люди. Все воспринимается в единстве, как один организм. А затем они начинают выделять из него некоторые объекты. Исследуют их границу. И так вероятно по спирали, где выделение объектов, субъектов и чувства единства каждый раз получаются на новом уровне. Добавляется новое осознание.
1год 4мес.
Если начинает меня бить, говорю, что мне так не нравится играть, хочешь, давай по-другому. Действует эффективно.
Попробовала ударить в ответ. Смеется, но продолжает, хотя уже не так больно. Тоже с кусанием.
1год 6мес.
После того как ее в больнице толкнул мальчик. Она раза 4 тоже осуществила такое поведение. В парке толкнула мальчика. В песочнице девочку. В поезде двух девочек старше себя (3 -4 года). Они хотели с ней играть, но она не хотела.
В данном случае я думаю это отработка модели, которую показал ей мальчик. Подражание.
Мы на море.
Я ей говорю: «Елиса, хочешь купаться, попроси Олю». Она отвечает: «Да».
- Проси.
Елиса начала просить, а Оля кричит: «Не – не – не». Дочка подошла и по голове ручкой постучала, и говорит: «Ругать».
Понятно, что она выразила недовольство, тем, что ее воля не исполнилась.
Ситуация с девочкой Л. Она пощипывала Елису за ручку, это ей не очень нравилось. Предположение ее мамы И.: «вперед обидеть, чтобы ее не обижали». Я говорю: «А может это дружеский жест, ее так не пощипывают близкие и родные?». И.: «Да, бабушка так делает». Не знаю, какая из версий верна, а может, существует другая и обе не верны.
1год 7мес.
Если сердиться, я ей что-то не даю или запрещаю, может меня и мужа бить. Пробовала в ответ еще хуже (по ощущениям). Говорю: «Больно», смеется. Если действительно видит, что больно, плачет вместе со мной. Но после того как меня поколотит, лезет сисю сосать.
Я мешаю ей исследовать и познавать мир, поэтому это протест. В такой ситуации лучше не шлепать Ребенка. Конечно, лучше вообще этого не делать. От беспомощности и безысходности он начинает махать руками. Потому как Он не может завершить свои размышления, по поводу той вещи, которая его интересует. Он не может отобрать ее у Вас. Можно положить вещь повыше, или запрятать ее и во всех ситуациях поведение Ребенка будет не эффективным. Т.к. Он, к примеру, не достанет вещь, если она высоко, потому, что маленький. Или отобрать ее, если Вы держите крепко в руках. Поэтому, если Вы Его еще и стукнете, то лишний раз ему дадите ощутить Его беспомощность, главенство силы. Урок – побеждает сила, а не справедливость. «Лучше прекрати свое исследование, заткнись и сиди, а то еще и получишь».
1год 8 мес.
Когда она меня била и не один раз, шлепнула ее в ответ, а на душе неприятно потом. Муж подсказал мне очень простую истину, «Пока она маленькая необходимо просто обороняться».
Тем более ситуация была такая. Я ее укладывала спать, а она не очень хотела, как оказалось, но меня уже разморило, и я лежала, притворившись, будто сплю.
1) Она меня звала: « Мама, мама». Но я не отвлекалась.
2) Потом близко, близко подлезла к лицу и смеялась. Я не реагировала.
3) Тогда она начала, меня бить ногами. Я открыла глаза и сильно шлепнула ее.
Выводы: она перебирала разные модели поведения, т.к. хотела, Чтобы я продолжала с ней играть, а не спала. И, в общем, то нашла более эффективную.
Меня беспокоит то, что она дерется. Недавно она сыпала песок на М., брызгала ее водой из лужи. Ну, сыпать песком она научилась у других детей. Водой она брызгалась в речке и на море. Т.е. в общем, то здесь нет ничего такого. Хотя причин для нападения не было, с точки зрения игры детей. У нее ничего не забирали, не ломали, ее не обижали. Но, то, что она палкой по голове М. постучала, хоть легонько, очень расстроило и разозлило.
Сегодня приезжала крестная, она ей тоже по голове постучала. Мне и папе тоже досталось.
Возможные причины:
1) Наверное, на энергетическом уровне мы все деремся (ненависть, злоба, раздражение). Ведь она чиста, а значит наше отражение.
2) В мультфильмах, (особенно «Ну погоди»), сказках, фильмах, везде присутствует насилие - драки, убийства.
3) Муж играет в компьютерные игры, а это энергия разрушения.
4) Моя гордыня – необходимо постучать по голове, чтобы она стала меньше.
5) Обида и раздражение возникают, когда бьет меня – это как проверка, в ответ должна быть любовь.
Сегодня попробовала с любовью смотреть и чувствовать ее, когда она палкой меня била, сила удара уменьшилась. Эту модель рекомендую всем. Такое, к сожалению, мы не умеем делать даже по отношению к своему Ребенку. Не говоря уже о том, чтобы подставить вторую щеку врагу своему. В данных причинах чувствую истину.
1год 10мес.
Елизавета очень больно ударила племянницу расческой по голове ни за что, ни про что, та даже заплакала, хотя девочка очень терпеливая. Я ее шлепнула по попке. Когда увидела, что Рита плачет, сказала: «Прости, прости», и поцеловала. Потом начала топтаться по ее ногам и смеяться, я не выдержала, т.к. слова не помогали, и еще раз ее шлепнула.
Когда кормила грудью стала объяснять, что она поступила не хорошо, сделала другому человеку больно. «Твоя сестричка с тобой играла, рисовала, а ты ее ударила. Разве так можно, ты подумай над этим». Потом сказала, что сержусь из-за ее поведения. Рассказала дедушке и поругала ее при нем. Она стала меня отталкивать подальше от кухни, вероятно, чтобы дедушка не слушал, чтобы я не рассказывала. А может, хотела моего внимания. Бабушке я тоже при ней рассказала.
Вечером она попросила меня ударить ее по голове. А ударила не слабо и не очень сильно. Елиса попросила погладить ее по голове. Я погладила. Опять попросила ударить и погладить. Затем замахнулась на меня, но все же погладила. Сказала: «Я маму не бью, нет, глажу».
Вечер прошел прекрасно, больше не было никаких драк.
Когда засыпала, то начала говорить, что волк с зайцем не дерется, а играет. Это из мультфильма «Ну погоди!». Я считаю, что этот мультфильм еще рано ей смотреть, а муж напротив. Возможно причина нападения на племянницу, отработка модели поведения, которую она видела в мультфильме. То, что я позволила себе дать ей по попке, также считаю неправильно.
На следующий день к нам в гости пришла девочка старше ее на два месяца вместе с ее мамой. И она стукнула ее по голове. Елизавета задумалась на некоторое время, но не заплакала. И с удивлением смотрела на девочку, на меня. Думаю, она вспоминала вчерашнюю ситуацию, т.к. глаза ее периодически поднимались вверх. Что в НЛП означает просмотр некого образа.
Недавно просила, чтобы я ее укусила. Я это сделала легонечко. Она сказала: «Можно я укушу тебя легонечко». Думаю, Елизавета сознательно пытается понять боль. Т.е. она не знала, что это больно и сейчас по моим ощущениям начинает это понимать.
1год 11 мес.
Последние 2 недели бьет меня бабушку, что меня очень огорчает.
Возможные причины:
1) Пошла работать в садик и меньше времени стала проводить с ней.
2) Чувство вины по этому поводу
3) На моей психике стали протекать процессы садика (детей, воспитателей), а это не совсем созидательные процессы. Где-то может быть агрессия.
4) Мое Эго, гордыня осуждение других.
2года.
Мы со свекровью сильно поссорились. Я кормила Елису и мы ругались. Она плакала и кричала. Потом долго не могла успокоиться. Ночью просыпалась, кричала: «Мама», плохо спала.
Через 2 дня Ребенок как взбесился, кидалась чем-нибудь, кусалась, совершенно не слушала меня. Кидала компьютерную мышку, я ей несколько раз сказала, что нельзя, а она, смеясь, продолжала. Я шлепнула ее по жопе. Она заплакала, потом успокоилась, стала себя нормально вести.
Вечером била меня ногами. Я неоднократно просила прекратить. Затем она меня ударила сильно по лицу, и я в ответ ее шлепнула.
В этот же день, вытирала об мужа жирные руки, он попросил этого не делать, но Елиса продолжила. Тогда он легонько шлепнул ее, и испачкал морской капустой. Она расплакалась. Думаю, ей было очень неприятно, что ее обмазали капустой. И, по-моему, поняла, как это неприятно.
Мы за день ее ударили 3 раза. А очевидной связи на момент написания я и не заметила. Очень сильная ссора, в которую она оказалась втянута. Что происходит, на уровне энергетическом я не вижу. Но в литературе описано, что мы разрушаем поле другого. А при споре, победитель поглощает поле оппонента и тот чувствует себя ужасно. Побитым, как собака, и с некоторой туманностью, растерянностью в голове. А, если Ребенок все это еще и видит? Какой урок мы ему преподносим? Чему учим?
Сегодня она на голову мне кинула вначале омлет, потом огурец. Я опять ее шлепнула. Когда агрессия переполняет меня, понимаю, как трудно сдержаться. В результате страдает самый беззащитный, маленький, любимый Ребенок.
Не понимаю, почему она ведет себя так. Может, пытается познать границы дозволенного.
- Может просто играет и ей весело.
- Может общее настроение в доме. Агрессия. Со свекровью не разговариваем, с мужем повздорили. И все это заставляет ее так себя вести. Я думаю, это основная причина. Мы показываем пример неких моделей, которым Ребенок подражает. Он учится всему, что делаем мы, хотим мы этого или нет.
Часто, почти каждый день говорит: «Тышь, тышь». Стреляет.
А когда я ушла на работу. Бабушке говорила: «Я тебя убью».
Мы при ней смотрели фильм «Матрица». И в последнее время, я не боролась с мужем, чтобы он не играл в стрелялки (компьютерные игры). Возможно причина в этом. Видите на моем примере как одна сильная вспышка агрессии, отражается на Ребенке. Поэтому, успейте подумать, прежде чем совершать нечто подобное.
2 года 2мес.
Сегодня я побила своего Ребенка. Я хотела поесть и предлагала ей. Она не хотела и ныла, звала меня в комнату. Я не выдержала и сорвалась… Потом извинилась, сказала, что детей бить нельзя и мама поступила неправильно, что постараюсь себя контролировать в дальнейшем. И спросила: «Ты прощаешь меня?». Елиса кивнула головой.
В этот же день к нам пришли гости, девочка Л.ее возраста. Когда они вдвоем забрались на диван. Елиса толкнула Л.. Потом еще за волосы потягала. Л. Расплакалась. Я дочке сказала: « Тебе приятно было, когда я тебя сегодня обидела». Она: «Нет». Вот и Л. Больно и неприятно. Я извинилась перед тобой? Кивает. Извинись и ты, пожалуйста. Елиса извинилась. Л., сказала, что простила ее. Дальше долгое время играли хорошо.
Уже перед уходом Л, Елиса опять потягала ее за волосы. Это было у нее на кроватке.
В чем причина? Возможно, это произошло потому, что в этот день я наказала ее. Основная причина.
- Возможно, это из-за кровати, которую она воспринимает, как свое пространство. И Елиса не хотела, чтобы в нем кто-либо находился. Если она обижается, расстраивается, то уходит и ложиться на свою кровать.
Сейчас для меня, очевидно, что за наказанием всегда следует повторение этой модели на себе равном, либо более слабом. Отыгрывается, проигрывается моя модель. Одна модель, одно действие, содержащее в себе разрушение, вызывает цепную реакцию. Девочка Л. пойдет и стукнет, потягает за волосы еще кого-нибудь, тот другого, другой еще кого-нибудь. Поэтому мы в ответе за то, что сеем.
2 года 3мес.
Недавно я сильно побила Ее. Елиса рисовала и не хотела идти мыться. Выпачкала дерево в краску, которое стояло в банке с водой. В этой воде помыла руки. Покрывало, костюм все было в краске. Я была на взводе. Вчера поругалась с воспитателем, муж пришел выпивший, его обокрали.
И весь свой негатив я выбросила на Ребенка. Конечно, извинилась, сказав, что родитель не имеет права срываться на Ребенке, чтобы тот не совершил. Ведь он сильнее Его. Это неправильно. Елиса сразу простила меня. Я даже прослезилась.
Затем Она отыгрывала (отреагировала) эту ситуацию с куклами. Она кричала на нее, махала полотенцем и била. Я стала имитировать плач куклы (т.е. заняла ее позицию). Она стала меньше сердиться, махала полотенцем, но куклы не касалась. Затем взяла ее на руки и гладила по голове. Пыталась перевести внимание на другой разговор.
2года 4мес.
На улице в песочнице Елиса с девочкой Л. все время ссорились. Та все у нее отбирала, чтобы она не взяла в руки. Так было раз 10. Мне постоянно приходилось вмешиваться. И она этого хотела и ожидала от меня.
В конце концов, я говорю: «Твои игрушки, не хочешь не давай их, чтобы потом не плакать». Л. ругала: «Чего ты все отбираешь, видишь, Лиза плачет». А Лизе: «Чего плачешь, нашла из-за чего расстраиваться, из-за каких то игрушек». Мама девочки Л. тоже периодически вмешивалась и ругала дочь. Это «игру» я обозначила «Жертва агрессор». До этого момента я не учила дочь не давать свои игрушки и защищать свою собственность. И вообще, каким либо приемам защиты. Но после этой ситуации задумалась о необходимости умению себя защитить. Не нападать и давать сдачи, что особенно популярно в саду. - (Если тебя ударил другой Ребенок, дай сдачи и опять цепная реакция.) А надо искать нечто другое.
В конце этого месяца. В гостях у девочки Л. Перед тем как взять ее игрушку спрашивает: «Можно». Но та после вопроса, наоборот ничего не давала ей. И все, что бы Елиса не взяла, отнимала. Дочка и так ей отдавала, если Л. говорила нельзя. Но иногда начинала ныть, как бы ожидая моего или мамы Л. вмешательства, защиты, разрешение этой ситуации и в ее пользу. Я и мама девочки периодически вмешивались. Иногда я говорила: « Разбирайся сама».
Девочка Л. последний месяц очень обижает Лизу. Может залезть на нее, толкнуть, потянуть за волосы, ущипнуть. А игрушки дочери постоянно отбирает, и Лиза плачет. У них как игра «Разбойник и жертва». Что неприятно, что Елиса жертва. Обычно родители думают, и я в том числе, лучше пусть мой Ребенок будет разбойник, т.е. может дать сдачи, забрать чего надо. Но ведь как первая, так и вторая позиция, не верны, надо искать другую.
И чем больше я вмешивалась, тем хуже на мой взгляд. Только отвернешься, Л. опять начинает такое взаимодействие. Для нее это как игра, где и я в том числе участник. А Елиса привыкает к защите со стороны взрослого и требует ее.
Я дочке стала объяснять, что если ты не хочешь отдавать свои игрушки, не отдавай. Держи их крепко. После этого она стала проигрывать эту ситуацию дома. «Мама держи», я что-то держу, а она тянет, пытается забрать. Мне кажется, я ее сознательно к этому подтолкнула. Стала учить забирать вещи. Например, игра «Забери мяч». Я бегаю не даю его, она пытается забрать. Потом немного ей поддаюсь. Мяч у нее. Я стараюсь его отобрать, выбиваю из рук. Потом опять меняемся ролями. Когда я держу мяч, то стараюсь, чтобы она использовала всю свою силу, даю шанс выбить его из рук.
Мне кажется, у нее появилась эта модель, но она ее еще не отработала.
Вчера в песочнице она познакомилась с мальчиком Ильей и Колей. Хорошо играла с Ильей. Он зарывал руки в песок, и она тоже и их руки там встречались. Оба смеялись. Затем пришел мальчик постарше и схватил Илью за шею, повалив. Елиса смотрела с недоумением вначале на них, потом на меня. Думаю, пытаясь понять, они играют или дерутся. Я ей сказала: «Помогай Илье». Она взяла песок и насыпала мальчику постарше на голову. Тот с недоумением посмотрел на нее и отпустил Илью. Не знаю, не слишком ли я рано подсказала ей модель вмешательства в ситуацию, когда двое между собой разбираются? Объединение двух малых сил, чтобы справиться с одной большой? По ощущениям я поступила правильно, хотя сомнение осталось.
Песок, в последние дни она стала сыпать на голову Л., М., и еще другим детям.
Еще мне не понятно, почему она, играя с племянницей, которая очень любит ее, использует и отрабатывает все негативные модели: дергает за волосы, дерется, кусается. Может потому, Что Р. позволяет ей осуществлять их, продолжает ее любить, и все принимает со смехом, хотя и ругает ее. А Елиса, по-моему, воспринимает это как игру. Эта ситуация мне напомнила девочку Л. Хотя она и любит Елису, всегда просится к нам в гости, все же часто проигрывает негативные модели на дочке.
2 года 5 мес.
Последние две недели начала драться. Если честно вначале очень обрадовалась. Думаю, ну, наконец, за себя сможет постоять, если будет такая необходимость.
Когда мы ходили на шашлыки с детьми и родителями из клуба «Любимое Дитя». Я и еще одна мама организаторы этого клуба. Дети примерно все одного возраста (от 2 – 3). Елиса завалила Л, села на нее сверху, девочка даже заплакала. Точно такая ситуация была месяц назад, только наоборот (Смотреть подчеркнутый текст). Дети учатся друг у друга. Через время Л. толкнула мальчика Д., Елиса тоже подбежала и присоединилась к ней. Они стали вместе его толкать, пока тот не заплакал. Еще через некоторое время Елиса толкнула девочку М..В садике в ясельной группе наблюдала за детьми. Ситуация, один стукнул другого, тот ему ответил, но продолжает плакать. Некоторые дети подходят и тоже бьют обидчика. Хотя бывают и бьют того, который плачет. Почему эти ситуации имеют место? Особенно последняя. Возможно, это первичная кооперация групповая, хотя может и просто подражание.
После экскурсии по городу и поездки в бор, вместе с детьми детского сада, где она наблюдала, как дети дерутся. На следующий день толкала детей.
Шел дождь, мы стояли под подъездом. Вместе с нами стояли две мамы с детьми. Дочка толкнула М. со ступенек. Тягала Л. за куртку. Я поругала ее, сказала, что так делать нехорошо.
Мы ходили в лес в таком же составе, как стояли в дождь под подъездом. Елиса взяла большую палку, и какое то время играла с ней. Затем подошла к М. и стукнула ее. Мама М. подскочила и дала моей дочке по жопе. Мне было очень неприятно после этой ситуации. Во-первых, мы пили пиво с рыбой при детях, во-вторых, ощущение, что этот шлепок получила я. Приняла решение, подобной ситуации с пивом не повторять.
Возможно, причина этих драк, то, что муж начал ставить ей мультфильмы «Том и Джерри». А может это нормальное явление в развитии. Ведь она была в роли жертвы, теперь пробует другую модель. Жду Ваших писем, ответов.
Девочка Л. у нас в гостях. Она обошла вокруг кресла и стала выглядывать между шкафом и креслом. Лиза сзади подошла и обняла ее. Та сняла руку. Лиза: «Я тоже хочу выглядывать». Мама Л. сделала замечание своей дочке. Та отодвинулась. Не знаю, кто первый начал, кто-то кого-то толкнул. Л. ущипнула Елису. А она ударила ее по голове. Они несколько раз стукнули друг друга по голове и пощипались. Затем Л. прибежала к И., своей маме и села на руки, а Елиса ко мне. И они продолжили свои разборки. Л. щипалась, а Елиса толкала и била ее по голове. Девочка Л начала обзываться: «Ты дура, дурак, ты плохая». Елиса стала в ответ говорить ей тоже самое: «Это ты дура, сама плохая», и тоже начала щипаться. Л. начала плакать, но Елиса продолжала и даже смеялась. «Мама, я еще хочу подраться» - сказала дочка. Если Вам обоим нравится, деритесь. Нам с И. это не нравится, поэтому мы не деремся. Л. уже не хотела драться, даже стала проситься домой. Но Лиза продолжала периодически ее пощипывать и хватать за руку.
Мы с И. решили их примирить. Давайте миритесь. Л. не хотела. Я говорю: «Елиса проси у Л. прощения». «Прости меня», - сказала она. Но Л., ей отвечает: «Нет, не прощаю». Раза 3 Елиса просила, но Л. ни в какую. «Мама, она не прощает меня» - сказала дочь.
Тогда И., говорит: «Ну ладно, мы пошли домой». Л.: «Нет, не хочу, буду мириться». Мы предложили помириться за мизинчики, проговаривая стишок «Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись…»
Предположение по поводу драк.
Возможно, родители на уровне поля дерутся между собой. И дети повторяют эти модели. Вероятно, И. ранее выступала агрессором, а теперь в последнее время, я была им». Эта мысль по поводу агрессора еще очень не додумана.
Я вынесла формочки и две лопатки для песка. У других детей в песочнице не было игрушек. Елиса набрала песок в формочку и бросила лопатку, Л. подобрала и начала играть. А вторую лопатку взяла другая девочка М. И Елиса стала просить у Л., свою лопатку, но та ей не дает. Я стала объяснять Л., что это не ее вещь, поэтому верни ее дочке и попроси, если хочешь. Просить как обычно начала Елиса. Если даже ее вещь у другого, она ее все равно просит. Елиса, почему-то никак не поймет, что у нее должна Л. просить, а не наоборот. Возможно, она считает раз вещь у Л., значит и нужно просить Л., тем более что ей это нужно.
Я дала доделать Л. свою формочку и сказала, чтобы та, отдала ее Лизе. Дочка набрала песок в формочку и самостоятельно отдала Л. лопатку. Но, она забыла постучать и попросила у Л. Назад она ей не отдала. Л. сама постучала по формочке, подняла ее и разрушила, наступив ногой. Елиса с первого взгляда не отреагировала, т.е. не плакала и возмущалась. Но она взяла песок и кинула ним в Л.. Я ее остановила при второй попытке. «Это неприятно, когда в тебя бросают песком» - сказала ей. Тогда Елиса взяла песок и насыпала себе за шиворот и на голову. Через время начала хныкать, т.к. спина была мокрая и ощущения были не из приятных. «Отряхни меня мама», - сказала она.
Потом Л. кинула песком в М. и я рассмеялась. Говорю: «Вот и М. досталось». На что ее мама очень сердито ответила, что ей совсем не смешно. Елиса набрала песок и бросила в Л. Песок попал ей даже в рот. И ее мама проговорила это вслух. Тогда дочь взяла песок, и чуть было не насыпала себе в рот. Я ее остановила. В этот момент, мама М., очень саркастично и недовольно сказала: «Пусть бы попробовала, ведь ты ей все разрешаешь». Мне стало так неприятно, и возникло ощущение, что на самом деле мы (мамы), там все передрались.
Предположение.
Возможно, дети в этом возрасте осваивают силовое взаимодействие. Они пытаются померяться силами, попробовать подобного рода модели. Хотят понять, что значит силовая борьба, ощутить ее последствия. Ведь они постоянно наблюдают наши стычки, борьбу за энергию, силу. Девочка Л. начала делать это значительно раньше. Думаю, потому, что в их семье присутствует наказание, в нашей, его практически нет. За исключением тех ситуаций, которые были описаны выше. Наказание Ребенка– это модель нападение сильного на более слабого. Это урок, если ты сильнее, значит можешь заставить Другого, сделать по твоему. И мы на собственном примере учим этому своих Детей. Естественно, эта модель, которая сеется в семье, будет отыгрываться на более слабых, и равных по силе.
Не знаю социальный это феномен или семейный, в данном возрастном контексте. Т.к. занятия в клубе «Любимое Дитя» проходят в группе именно с этими детьми, а Елиса говорила: «Мы семья», возможно для нее эта уже группа родных. И, следовательно, она усваивает те модели поведения, которые присутствуют в ней.
Напишите, пожалуйста, дорогие читатели Ваше мнение по этому поводу и Ваши ситуации, с указанием возраста.
(продолжение ситуации). Затем Лиза подошла к И., маме Л., стукнула и сказала: «Ты плохая». Это словосочетание очень часто используется по отношению к Л., ее Ребенку. Эта модель вернулась к ней самой.
Еще раз хочу обратить внимание на то, что мы все несем ответственность за те модели, которые сеем в нашей семье. Т.к. они распространяются очень быстро, от одного Ребенка к Другому. И можно не углубляться в область эзотерики, понятие кармы, чтобы понять, что посеешь, то и пожнешь.
(продолжение ситуации). Я сделала угрозу, сказала: «Если ты будешь кидаться, то мы пойдем домой. Она все же кинула песком в М. Мама М. побежала в сторону детей, а я подумала, что сейчас она Елису ударит, (как однажды было в лесу) потому, как все ее движения говорили мне об этом. Но она просто отряхнула свою дочь. М. попросилась на качели и Елиса тоже, но тут прибежала девочка Л. И мама М., сказала ей, что первая попросилась Елиса. Но Л. начала сама лезть на качели, а Елиса начала ее стаскивать и мама М., все же посадила другую девочку. Елиса начала плакать и эта мама сказала ей: «По очереди».
Потом Елиса пошла и стукнула лопаткой по голове маленькую девочку Алену (возраст около 1 года). В ответ мама Алены набросилась на Елису и с ненавистью, злостью, ее отругала. Елиса пошла и стукнула мальчика Данилу по голове. Я подбежала к ней и сказала: «Идем, поговорим. Разве можно бить детей, тем более, слабее тебя». Она, когда я еще даже не успела ничего сказать, обняла меня и промолвила: «Прости меня мамочка. Я люблю тебя». Но я продолжила: «Как ты думаешь, ты хорошо поступила?» Она говорит: «Хорошо». Я ей: «И тебе не стыдно?». Она: «Нет». (Впервые ее пристыдила).
На что я обратила внимание, когда переписала эту ситуацию из дневника. Мама М. по ощущениям, мысленно побила все же Елису и та пошла и ударила более маленькую девочку. Мама этой девочки отругала ее таким тоном, для меня это равносильно избиению. И она после этого пошла ударила еще и мальчика. Его мама на это отреагировала спокойно. В этот момент все прекратилось. Больше драк не было. Мама мальчика как бы разорвала этот круг.
Очень интересную мысль мне подсказала мама девочки Л. «Если чужой Ребенок, случайно обидел Вашего, то многие из нас набрасываются на этих детей с таким негодованием, ненавистью, злобой. Неужели они считают, что их Ребенок никогда никого не ударит и не подерется».
Почему когда обижают нашего Ребенка другие дети, мы набрасываемся на них как волчицы? Я не зря пишу мы, т.к. сама испытывала подобные чувства, когда моя дочь была поменьше. Ведь она никого не обижала, а ее бывало. А я наивно полагала, что она никогда никого не обидит. Как можно жить в таком мире, который мы сотворили и наивно полагать, что Ребенок не попробует силовую модель. Которая везде преподается. Сколько раз Вы лично силой заставляли делать что-нибудь своего Ребенка? Сколько раз при нем ссорились, ругались, спорили, пытаясь доказать свою истину, не уважая при этом мнение собеседника.
Раньше я не понимала, почему так важно уважать мнение собеседника. А недавно прочитала книгу «Селестинские пророчества» Джеймса Редфилда, которая завершила мои размышления и соединила ряд взглядов в одну точку. Очень рекомендую почитать. Так вот, в ней написано, что спор на энергетическом уровне попытка забрать Вашу энергию. И побежденный, в споре, вбирает в себя Ваше поле. Вы чувствуете себе хреново. Туман в голове, слабость, чувство подавленности. А ведь это насилие. И как часто Вы при Ребенке совершаете подобные вещи. И не секрет, что Ребенок учиться, подражая Вам.
В этой книге были интересные и важные вещи по поводу отношения к детям. Они не очень относятся к теме выпуска, но мне оказались полезными. Стр. 237-238.
«-Мы должны прежде всего понять, что дети – это стрелки, указывающие направление эволюции. Но, чтобы они могли развиваться, мы должны отдавать им энергию, постоянно, не требуя ничего взамен. Худшее, что можно сделать с детьми – это выкачивать их них энергию под предлогом воспитания. Из-за этого они попадают во власть своих сценариев. Но сценарий не сформируется, если взрослые будут отдавать им энергию – всегда и при любых обстоятельствах. Поэтому дети всегда должны участвовать в разговоре, особенно если речь о них. И детей должно быть ровно столько, сколько вы можете охватить вниманием и заботой, ни в коем случае ни больше.
-Потому, что ни один взрослый не может одновременно уделять внимание нескольким детям – только одному. Если детей больше, чем взрослых, то взрослые утомляются и уже не могут дать им энергии сколько надо. Дети начинают соревноваться из-за энергии.
- Братья - соперники, произнес я.
Очень важно серьезно относится к вопросам детей, а не отделываться шуточками».
По этому поводу хочу привести свой собственный пример, которому не стоит подражать. «Мама, дай сисю», - вначале собери скрепки, которые ты разбросала, и обещала собрать. Пример чистой манипуляции, об этом думаю, мы еще обязательно с Вами поговорим.
Итак, давайте подведем итог.
Я специально, так подробно описала, все, что переживала сама, о чем думала. Дабы мои размышления продвинули Вас в Ваших. И надеюсь на обратную связь. Ваши ситуации, вопросы помогут мне увидеть то, что возможно я не заметила. А также сформулировать новые вопросы. Поэтому мы не завершаем эту тему, а в следующем выпуске продолжим ее рассматривать, исходя из Ваших писем и ситуаций.
Вначале я сформулировала вопрос – «почему дерутся наши дети?», а затем поняла, что первым в поиске причины необходимо задать другой вопрос: «почему мы используем насилие по отношению к нашим детям и людям?»
Почему дети дерутся?
Бьют вас, других детей, либо кого-то еще.
1) Они видели, как это делали другие дети, взрослые, т.е. через подражание.
2) Их били, и они также используют эту модель поведения, так считают ее приемлемой.
3) Просмотр фильмов, в которых присутствует агрессия любого характера.
Так как моя дочь начала это делать без выше описанных ситуаций. Ее никто не бил, она не видела этого ни воочию, не по телевизору. Я стала наблюдать и размышлять дальше.
4) От сильных, переполняющих ее эмоций она могла подойти и постучать по голове.
5) Я не всегда выражаю негативные чувства, т.е. они присутствуют во мне и никуда не деваются. А ребенок как зеркало отражает Вас.
6) Начинают осваивать мир физических тел.
Эта запись (ответы до шестого пункта) была сделана примерно, когда Елисе было 1год и 4 месяца. Еще тогда я хотела рассмотреть эту тему в рассылке.
7) Недовольство, что Воля Ребенка не исполняется.
8) «Вперед обидеть, чтобы ее не обижали» не мое предположение, но имеет право на существование
9) Дружеский жест, если Ребенка пощипывают близкие и родные, считая, что это весело. С точки зрения эзотерики, восточных, китайских духовных практик, это не очень хороший жест. Это также забор энергии у Ребенка, разрушение поля. В том числе и пальцем в животик – разрезание поля.
10) Более эффективная модель, по сравнению с другими, чтобы добиться желаемого. Обратить на себя внимание. Познать ту вещь, которая интересует. Получить то, что необходимо.
11) Драки на энергетическом уровне (ненависть, злоба, раздражение). Ведь Ребенок чист, а значит, отражает нас.
12) Проигрывание моделей увиденных, услышанных в мультфильмах, (особенно «Ну погоди», «Том и Джерри»), сказках фильмах, везде присутствует насилие - драки, убийства.
13) Один из членов семьи играет в компьютерные игры, а это энергия разрушения (идея появившаяся после прочтения книг В. Мегре).
14) Моя гордыня – необходимо постучать по голове, чтобы она стала меньше.
15) Обида и раздражение возникают, когда бьет меня – это как проверка, в ответ должна быть любовь.
16) Исследование процесса силового воздействия
17) Попытка понять боль. «Мама укуси меня, ударь».
18) Недостаточно времени стала проводить с ней.
19) Чувство вины по этому поводу
20) На моей психике стали протекать процессы садика (детей, воспитателей), а это не совсем созидательные процессы. Где-то может быть агрессия.
21) Мое большое Эго, осуждение других\ъ
22) Ссоры, склоки, скандалы в доме.
23) За наказанием всегда следует повторение этой модели на себе равном, либо более слабом. Негатив, выброшенный на Ребенка, отыгрывается в ситуациях с куклами и на других детях.
24) Возможно, дети в возрасте примерно 2. 5мес. (у всех по-разному) осваивают силовое взаимодействие. Они пытаются померяться силами, попробовать подобного рода модели. Хотят понять, что значит силовая борьба, ощутить ее последствия. Ведь они постоянно наблюдают наши стычки, борьбу за энергию, силу.
25) Агрессия порождает агрессию.
P.S. Свою дочь я называю Лиза, Елиса, Елизавета, Лизи, поэтому не удивляйте
сь, что имена разные. Назвали ее Елизавета, а крещенная она Елисавета.
С уважением и любовью к Вам Светлана Степанова.
mailto:home.child.clubroditelej-sub@subscribe.ru