мир трехлеток

kolesnikova

New member
И еще:
вот отрывок из книги Брайана Шелби «Узнайте своего ребенка с помощью психологических тестов».
kolesnikova написал(а):
ТЕСТ "СКАЗКА"
Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Речь идет о специальном тесте, пригодном для проведения с детьми даже самого нежного возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простой структуре теста, даже психолог-дилетант сможет провести его, следуя инструкциям, которыми снабжен тест. Все сказки Дюсс сближает общий фактор - персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя и которому приходится делать выбор. В зависимости от расположения духа ребенок будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или, наоборот, тревожно; и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, будет сохранять до конца. Все сказки заканчиваются вопросительной фразой, ответ на которую должен дать ребенок.
Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоциональные явления, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Как мы уже говорили, этот тест особенно подходит для проведения в семье, поскольку не требует особых условий среды во время тестирования, но, тем не менее, следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата. Во-первых, ребенок должен почувствовать, что тест - такая же игра как и все остальные, для этого надо выбрать удобный момент, пытаясь, может быть, даже стимулировать его, чтобы он сам попросил рассказать сказку. Никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: "Слушай теперь другую сказку". Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попробуйте рассказать ее в другой раз. Проделайте то же самое, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность и невнимательность (значит, вы выбрали неудачный момент), - обратите внимание на тон голоса, на скорость реакции и ответа, а также на второстепенные моменты в поведении. Согласно Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание; отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопрос; появляется настойчивое желание опережать события или начать сказку с начала - все это признаки патологической реакции на тест и, следовательно, какого-то психологического расстройства, которое в дальнейшем, при проведении других тестов вам придется учитывать, но лучше всего обратиться к специалисту.
Необходимо обратить внимание также на следующий момент. Ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает приличную дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Не совершайте ошибку, не думайте, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психологического здоровы. Как правило, именно излишества должны вызывать у вас подозрение. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, также может быть признаком психологического расстройства. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.
Этот тест не так легко поддается интерпретации, как кажется на первый взгляд. Вам необходимо будет вооружиться хорошо отточенными техническими средствами для проведения глубокого анализа результатов теста. Следует помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими в качестве ориентира для применения в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка и во время проведения других тестов.
ПЕРВАЯ СКАЗКА: ПТЕНЕЦ
Цель - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей, или от обоих вместе.
"В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?"
Типичные нормальные ответы: "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку"; "Полетит к маме, потому что испугался"; "Полетит к папе, потому что он сильней"; "Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его". Типичные патологические ответы: "Нe умеет летать, поэтому он останется на земле"; "Попытается лететь, но не сумеет"; "Умрет вo время падения"; "Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)"; "О нем все забудут и кто-нибудь на него наступит" и так далее.
ВТОРАЯ СКАЗКА: ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ
Цель сказки - понять, ревнует ли ребенок к союзу своих родителей, иными словами, чувствует ли себя отделенным вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Допускается задавать некоторые вопросы, приведенные после сказки.
"Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло, почему он ушел?"
Типичные нормальные ответы: "Пошел за цветами для мамы"; "Пошел немного поиграть"; "Со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один"; "Ему надоело находиться на празднике"; "Ему сделали замечание за то, как он ест (сидит, ходит в школу и т.д.)". Другие ответы о возможной скуке на празднике также могут рассматриваться как нормальные и встречаются довольно часто.
Типичные патологические ответы: "Ушел, потому что разозлился"; "Хотел остаться один"; "Загрустил"; "Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти".
К такого рода ответам вам необходимо поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Может случиться, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснить свои ответы, или же может сказать: "Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания"; "Было слишком шумно"; "Ему не давали играть в игры"; "Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл"; "Ему не дали конфетку"; "Другие дети на празднике были ему неприятны (или наоборот)"; "На праздниках он всегда хочет играть один, ему не нравятся праздники" и т.д.
ТРЕТЬЯ СКАЗКА: ЯГНЕНОК.
Здесь проводится контроль за тем, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант этой сказки дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.
Первый вариант: "Жила была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и. не смогла покормить его. Что делать ягненку?"
Типичные нормальные ответы: "Будет есть больше травки"; "Заплачет, а потом стенет есть больше травки"; "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока".
Типичные патологические ответы: "Умрет от голода"; "Пойдет к другой овце и больше не вернется к своей маме"; "Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока"; "Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет ему где-нибудь молока и принесет ему".
Второй вариант: рассказывается та же самая история до фразы о том, что ягненку очень нравится молоко, хотя он уже ест травку. Далее следует такое продолжение: "Однажды маме приносят другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись бел молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет сеть только травку. Как поступит ягненок?"
Типичные нормальные ответы: те же самые, что и в предыдущем варианте, плюс некоторые другие: "Постарается есть меньше молока и больше травки"; "Немного покапризничает, но любит маленького ягненка, поэтому будет есть только травку" и т.д. Типичные патологические ответы: те же, что и в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Пойдет есть травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму"; "Постарается прогнать маленького ягненка"; "Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка и снова сможет пить молоко"; "Найдет другую маму для маленького ягненка"; "Будет бить маленького ягненка" и т.д.

На первую сказку мой ребенок ответил: птенчик замерз, ему холодно и трашно (продемонстрировал, что ему самому холодно и страшно).
на вторую: мальчик пошел в сад за цветочками, чтобы маме подарить.
на третью: надо пойти ягненку к бабушке - она даст ему кашки ;)

Если честно, то я совсем запуталась в своем ребенке...
 

Jahenka

влюбленная в мир
Аник написал(а):
Там тетя(дядя) врач будет смотреть твои зубки, слушать тебя, как ты дышишь, попросит что-то показать, померяет и т.п. Т.е. рассказывать о РАЗНЫХ действиях. И говорить, что может и еще что-то. И что Маруся покажет, расскажет и т.п. то что нужно.
говорю... Дома она соглашается, "да, покажу, да померяю"... А как дело доходит - с трудом.
Аник написал(а):
Спокойно реагировать на ребенка. Он имеет право на страх, он же не знает, что будет, ему неприятно, то что с ним делают. И надо это уважать. Просто искать компромисс.
согласна...
Я еще обещаю сок или мороженое после поликлиники, и какое-нибудь приятное занятие. Независимо от поведения. Просто потому, что "после черной полосы должна наступить белая" :)
kolesnikova,
моя тоже сочиняет. Правда, не про машины или сестричек, а что она видела в саду крокодила :) Или что они гуляли босиком по снегу (все время забываю спросить у воспитателя - это было или она придумала :) ) Или что на превратилась в птицу и летала высоко-высоко. Я реагирую позитивно, но с уклоном, что это сказка, выдумка. Говорю "это ты придумала? вот здорово! А куда ты-птица летала? Как ты хорошо придумываешь!"
Иногда обманывает. Цель я не поняла, потому что обманывает в вещах, за которые не ругают - ну, например, развязался хвостик у каната спортивного - ну ладно, завяжем, спрашиваю - "кто развязал" - говорит "мама".
 

kolesnikova

New member
Jahenka,

а может просто в этом возрасте надо не упустить момент и помочь ребенку понять разницу между враньем и выдумкой, чтобы ребенок не ушел от реальности в свой внутренний мир в котором ему удобно и все так как он хочет?
как это правильно сделать?
 

Аник

New member
Лучик,
надо понять, что ей это дает. Чувство нужности? (у нее есть подружки), не хватает компании - общения? Она так прячется от одиночества - т.е. друзей нет, а очень хочется? Или она проигрывает какие-то роли - взрослая, школьница и т.п. А может ей это нужно, что бы осознать, что бывает другая жизнь, не такая как у нее. Или наоборот, получить подтверждение, что есть кто-то, кто похож на нее (любит макароны...)
в любой фантазии, которая проигрывается не еиножды будет причина.
Когда деть фанатзирует спонтанно - вот я - птица и т.п., как правило, будет что-то ситуативное - это чаще всего реакция на сказку, историю, увиденное, услышанное и таким образом преломленное восприятием и опытом.
А вот если появляется персонаж или постоянная идея - надо искать причину.

если фантазии тревожат - то можно делать как писала Jahenka, т.е. подчеркивать, что "понарошку" и т.п. Но особой необходимости в этом не вижу. у ребенка рано или поздно у самого наступит момент, когда он разделит мир реальный от мира фантазий. Нужно время и накопление опыта. и лоялньое и терпеливое отношение со стороны взрослых :)
Один знакомый мальчик Слава почти 5 лет до сих пор считает, что есть волшебная палочка. Но при этом, он ищет пути ее сделать (т.е. уже совершенно рациональный подход - поиск рецепта, технологии... в общем, будущий сотрудник НИИ ЧАВО :) ) Так что всему - сове время.
 

KoSHka.MP

Member
Мы сегодня ходили фотографироваться. Я Марусю подготовила, рассказала что и как, показала свой паспорт и сказала, что ей тоже надо сделать такой, а там надо фотография. Вроде шли и были готовы.
Но как пришли и увидили тетю сразу в крик. Сбежались еще тетки и стали успокаивать, завлекать. А Маруська еще больше орет.
Я отвела ее в сторонку, стали мы рассматривать что вокруг есть, где что нарисовано, поигрались, посидели на диванчике и ребенок успокоился, привык. Потом увидили рисунок и Маруська стала говорить, что у собаки нет носика. Я ей предложила прийти к тете и сказать, что забыли носик нарисовать, и тетя пойдет нарисует, а ты посидишь на стульчике.
Маруся спокойно зашла к фотографу сообщила свои размышления и уселась на стул. УРА мы сфоткались))).
Вот бы так в поликлинике, было бы время привыкнуть к тете. И еще думаю, если бы Маруся увидила, что другие детки не боятся и их слушают то и сама бы захотела.
 

Лучик

Well-known member
Аник,
вот пытаюсь разобраться.В садике у нее есть подружка хорошая(настоящая:) ) и 2 мальчика-друга. Воспитательницы говорят,что не слышали от Ники никаких историй про подружку Аню.
Когда она рассказывает мне,то это само собой вырывается.
Причину буду искать.
А мне самой ей подыгрывать,спрашивать,как там дела у подружек?или не стоит вообще затрагивать?
ВОт 2 дня ничего о них не слышала,спросила только что у Ники,она сказала,что они просто заболели.Вот теперь думаю,может это все-таки настоящие девочки-школьницы,которые однажды с ней поиграли в садике?Там есть первый класс просто.А Ника очень тянется к взрослым деткам и в группе почти все старше на полгода-год(кроме троих деток)
 

Аник

New member
Лучик,
провоцировать я бы не стала, и особо распрашивать про них и т.п. Если это реальные девочки - замечательно, нет, то и смысла особого нет.
Вот когда она сама про них говорит, то надо пытаться понять ДЛЯ ЧЕГо она это говорит ВАМ,
ЧТО она хочет этим сказать. И тут же уточнять. - тебе нравится, когда кто-то на тебя похож? - тебе хочется, что бы рядом была подружка?
тебе грустно, когда нет детей рядом?
 

Аник

New member
KoSHka.MP,
вот видите, как Вы просто и красиво решили ситуацию - Вы дали ей время привыкнуть к обстановке! Многим детям это просто жизненно необходимо.
в поликлинике с этим не так просто - уж если попал в кабинет - так сразу к делу.
Я, зная, что моему ребенку нужно хоть чуть-чуть времени для привыкания, всегда давала ему фору: Здравствуйте, мы такие-то и такие-то пришли вот по такому вопросу
а в это время, просто глажу ребенка по голове, например, при этом, вроде как ничего не требуя от него. Он может даже прятаться за меня, и я на жто реагриую, мол так и надо. А в это время что-то говорю - спрашиваю... как правило, не так сложно придумать вопрос к специалисту, такой, что бы не нужно было сначала осмотреть ребенка. И пока идет треп и т.п. ребенок потиху оклемывается, после чего я брала его на руки, и только после этого уже обращалась к нему.
Но у нас такой период быстро прошел.
 

Аник

New member
kolesnikova,
а что вас так запутало в ребенке? То, что он спокойно относится к тому, что его родители любят друг друга? Так это хорошо, нормально. Вообще говоря, не факт, что Эдипов комплекс не проявится чуть позже. Он может появляться и к 5 годам, и даже к 6. Точнее даннные не помню. Но можно посмотреть.
Но далеко не все дети проходят остро через эту фазу. Некоторые достаточно быстро и легко принимают ситуацию.
То, что нормально перенес завершение ГВ - то же хорошо.
То, что холодно, страхи и т.п. - вот это не есть весело. У него явная неуверенность. В чем - надо уточнять. то ли это действительно еще зависимость от мамы, то ли низкая самооценка, то ли очень высокий уровень тревожности... Это надо выяснять. И работать с этим.
Могу предложить или самостоятельно разбираться, или обратиться к специалисту. Дело в том, что находясь внутри ситуации, будучи одним из ее участников, сложно посмотреть на все со стороны. Поэтому имеет смысл или вести подробные дневниковые записи хотя бы с недельку, и потом анализировать их. Или попробовать позвать психолога. который сможет понаблюдать ребенка, взаимодействие с ним и т.п. и подсказать что-то со стороны.
и еще. дети - все разные. Есть очень впечатлительные, эмоциональные, остро и тонко ощущающие все вокруг, они и реагируют остро. А страх - сильная эмоция. И поэтому часто их эмоции - страх. С этим можно и нужно работать. И не стоит паниковать или расстраиваться. Но ждать пока "само пройдет", "перерастет", я бы не стала. Особенно, когда Вы сами видите, что ребенка это тревожит
 

Jahenka

влюбленная в мир
Мы вчера рассказывали сказку про птичек. Сколько было версий! Во-первых птенчик упал в корзинку, поэтому не разбился. Во-вторых (всмонили про утенка Тима) он вымазался в грязи и стал черным. Но потом дождь его помыл и мама с папой его узнали и все смеялись. А потом он полетел на дерево и вырос большой :) Судя по сказке, с этим у нас проблем нет :)
 

Августина

Заботливая мама
Хотя нам уже 4 годика, все равно тянет в эту темку.
Девочки, я в трансе! Вчера выбрала момент и рассказала сказку-тест о птенце. Артур сказал, что сильный ветер унес птенчика в море и он утонул, а мама с папой плакали. Как расценивать такой ответ?! Я вчера долго уснуть не могла, все думала: неужели наш сынуля не видит в нас опору, поддержку? Может, мы что-то делаем не так, раз в трудный момент он не попросил бы помощи у родителей? В голове до сих пор его выражение сочувствия на лице. Или я преувеличиваю?! Но меня так впечатлил ответ сыночка, что я задаю себе тысячу вопросов. Вторую сказку я не стала рассказывать вчера, т.к. не отошла сама от первой.
 

Jahenka

влюбленная в мир
Августина написал(а):
Хотя нам уже 4 годика, все равно тянет в эту темку.
когда-то и вам было 3 :) Есть что вспомнить и поделиться ценным опытом.

а вы дальше не рассказывали? Вот мама с папой сидят и плачут, и что дальше? Может, они полетели его искать? Почему не полетели... Я думаю, если развить - можно найти, что тревожит. Может, просто воды боится. утонуть?
 

Августина

Заботливая мама
Jahenka, спасибо на добром слове!
Пробовала ненавязчиво спрашивать,что дальше. Артур дважды повторил, что птенец утонул, значит, его больше нету, он умер, бедные мама и папа, плачут. Спрашиваю, а почему он не позвал маму или папу. А он: ветер очень сильный был и сразу унес птенца.
По поводу воды. Обожает плескаться в воде, каждый день в ванной купается. А летом вообще из воды не вылазит, причем когда учим плавать, сам просит нас отойти. Да, и отрицательных эмоций с водой не должно быть - вечно хохот в ванной стоит. Сама заморачиваюсь потихоньку, рассуждая над его ответами. Как считаете, может, попробовать еще раз расказать и посмотреть, какой будет ответ, или лучше все же обратиться к психологу? Тем более, что есть у нас и другие проблемы (страхи).
 

туточкина

New member
Августина написал(а):
Да, и отрицательных эмоций с водой не должно быть - вечно хохот в ванной стоит. Сама заморачиваюсь потихоньку, рассуждая над его ответами. Как считаете, может, попробовать еще раз расказать и посмотреть, какой будет ответ, или лучше все же обратиться к психологу? Тем более, что есть у нас и другие проблемы (страхи).

Знаете, я на прошлой неделе рассуждала так же как и вы, так себя накручивала, что казалось, что у моего ребенка сплошные страхи, что я не правильно его воспитываю и т.д, и т.п. Пока муж меня не остановил. Он сказал, что если обращать внимание накаждую мелочь, то можно себя извести и ребенка своего посчитать психически нездоровым. привел пример знакомых детей, у который есть выраженные проблемы и родители которых не обращают на это внимание. Муж считает, что те дети ни чуть не хуже наших, и вырастут они психически нормальными, и не надо заморачиваться.
В психологии, если дилетанты начинают копаться в себе, это как в медицине - читаешь медсправочник - и находишь у себя все мыслимые и немыслимые проблемы.
Поэтому я пока на недельку-другую решила отойти от психоанализа сосвоим ребенком. Потом видно будет, может более трезво начну смотреть на наши проблемы. А если увижу необходимость, то лучше обращусь к психологу.
Аник, поможете с психологом?
 

Аник

New member
туточкина,
на всякий случай кинула координаты - вдруг созреете :)

по поводу накручиваний... у нас у всех такое бывает.
Сначала пытаюсь сама разобраться. вопросы, как правило простые: ЧТО меня тревожит, ПОЧЕМУ именно это, ЧТО могу сделать.
Помогают записи своих наблюдений, ощущений. Но не всегда. Если чувствую, что не справляюсь, то наоброт останавливаюсь.
Мне в такой момент проще сходить в гости к спецу, тем более, что это просто. Поговорила - вроде как все стало на свои места. И ничего страшного или сложного. Все понятно, что есть, сто делать дальше, уходит излишняя тревожность или нервозность.
 

Августина

Заботливая мама
Аник, поделитесь и с нами координатами психолога. Вчера поговорили с мужем и решили: надо сходить, чтобы действительно не заморачиваться,а расставить всё на свои места.
 

Накида

Тонкая штучка
Аник,
можно и мне в ЛС координаты психолога.
А то у нас метания из стороны в сторону: чуть что "мама-папа плохие, я вас выкину по полям и по лугам" и через пару минут " мамочка пожалей меня" и полное нежелание что-либо делать самому . Вообщем не могу я докопаться до причины...
 

Jahenka

влюбленная в мир
Накида написал(а):
чуть что "мама-папа плохие, я вас выкину по полям и по лугам"
на самом деле он вряд ли так думает, просто он не умеет эмоции словами выражать. Этому можно научить, если вслед за ним повторять "ты очень обиделся на маму" "ты сильно расстроился"
 
Сверху