Что на, мой взгляд, изначально сыграло роль, кроме природных способностей:
Положение крестьян на Севере в значительной мере было аналогично их положению в Скандинавии, где никогда не было крепостного права... Из них формировались предприимчивые люди...
Отец Михаила Васильевича Василий Дорофеевич также зарекомендовал себя деятельным человеком
Отец Ломоносова по взглядам был типичным помором: он считал, что мужчина в доме должен обеспечить достаток, еду, тепло. Поэтому Василий Дорофеевич занимался одновременно крестьянским трудом, рыбным и зверобойным промыслом, перевозкой грузов.
Разноплановый труд, который давал опыт и знания в разных производственных сферах, организаторские способности (наверняка руководил людьми - без наемного труда столько всего не потянешь, даже если есть силы - не хватит времени), колоссальная работоспособность, отсутствие страха перед ответственностью и принятием решений. И мальчик это впитал от отца.
Михаилу не пришлось испытать той принижающей человека бедности, которую приходилось терпеть значительной части русского крестьянства.
При формировании характера не знал унижения и чувствовал себя защищенным - это важно, так как формирует уверенность в себе. Плюс - были деньги на образование в Германии.
В поморской семье существовал тип двойного лидерства — наличие двух глав семьи в лице отца и матери.
Уважение в семье, между родителями, и высокий уровень ответственности, самостоятельности и полномочий каждого.
...(О матери) она сосредоточила свою любовь на сыне-малютке.
Что такое любовь - мальчик успел почувствовать. Кстати, для поморов были характерны детоцентристские семьи. Читала, что нежеланные дети были вообще редкостью.
При заботливом уходе любящей матери ребёнок рос здоровым, смышлёным, вдумчивым.
Ему здорово завели двигатель обучаемости - любопытство, и развили потребность думать. Кроме того, в здоровом теле - здоровый дух, и это подтверждает жизнь.
Елена Ивановна (мать) была дочерью матигорского дьякона...
Весьма вероятно, что она была грамотной.
Кстати, по поводу грамотности. В этом плане поморы отличались следующим: "Морская деятельность рано вызвала к жизни потребности в грамотных людях, а постоянные контакты поморов с официальными представителями власти и с иностранцами способствовали развитию грамотности среди значительной части мужского и даже женского населения. Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества - пятилетнего возраста. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата - Наумов день (14 декабря), когда пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. По достижении юношеского возраста многие молодые поморы отправлялись на двух - трехлетнее обучение в местные старообрядческие скиты".
Ломоносов отличался благородной «упрямкой», которая позволяла ему принимать объективно разумные решения.
Целеустремленность и взвешенное принятие решений.
Барон Корф, который отправлял русских студентов на учёбу в далёкую страну, говорил: «Я наслышан, каковы нравы тамошних студентов, а поэтому бойтесь главных причин человеческой глупости — женщин, вина, табака и пива!.. Я верю, что вас ждёт великое будущее…».
Правильный настрой в юношестве, который дал авторитетный человек (к мнению которого молодой студент прислушивался и считал полезным для себя). Более того - он верил в этих молодых людей! Давал сразу установку на успех - это большое дело. Для перспективных, но незрелых и неопытных наличие такого человека (именно авторитета, за которым идут по воле, а не по принуждению) - подарок судьбы, ибо не всем молодым ребятам везет встретить такого.
При таких данных (имхо) можно хоть академиком, хоть кем - смотря в какой сфере способности проявляются, но в любом случае - такие люди внизу и незамеченными не остаются.