"Рождаясь в обычных, наземных условиях, ребенок испытывает болезненные ощущения, как и его страдающая мать. Он появляется на свет, с трудом преодолевая судорожную оцепенелость, скованность нервно-мышечного аппарата матери. Все его тело - мышцы, суставы, череп, да и сам мозг, сдавливаются, деформируются. Такое грубое, механическое воздействие на органы и ткани нередко приводит к родовым травмам. Родовые муки - это муки матери и ребенка.
В больнице травмируется психика крохотного существа. Он чувствует трудности матери, да и "свою вину" за них, сковывается, не желая ей боли. Возможно, и мать ощущает не только свои, но и его страдания. Малышу передается материнская тревога, страх и отчаяние. Эти отрицательные эмоции запечатлеваются в его мозгу, клетках тела, и еще долго будут тормозить и искажать его общее развитие.
Но вот ребенок родился. И что же? Страдания его продолжаются. На него обрушивается резкое изменение условий обитания, сразу же и самых разных - кислородных, гравитационных, звуковых, световых.
"Ни собаки, ни кошки, ни коровы не трогают пуповину, пока она бьется, - пишет Фредерик Лебойе в книге "За рождение без насилия", - а человек делает наоборот. В роддомах на пуповину буквально набрасываются, ее перерезают, едва ребенок родится.
Перерезать пуповину немедленно - значит грубо лишить мозг кислорода, на что все существо реагирует очень сильно: паника, бурное возбуждение, душераздирающие крики. Мы создаем самый значительный стресс.
Насколько мягче и нежнее вхождение в жизнь, если пуповина цела!
Гармоничный и быстрый переход из одного мира в другой. Кровь, в свою очередь, плавно, без толчка меняет дорогу... через некоторое время дыхание становится полным и глубоким, свободным и радостным."
При интенсивном кислородном воздействии возникает окисление, и у младенца как бы "обжигаются" нежные ткани легких, а также наиболее чувствительные, неокрепшие нейроструктуры мозга.
Сразу же с появлением на свет малыш начинает ощущать на себе силу земного притяжения. Он чувствует себя подобно космонавту, на которого действуют перегрузки. Гравитация сминает, сдавливает ткани его тела, в том числе и мозга. Напомним, что в материнской утробе ребенок находился во взвешенном состоянии, близком к невесомости. По мнению К.Э. Циолковского, система гравитации создала для человечества эволюционный тупик, своего рода "гравитационную колодку", и дальнейшее увеличение размеров черепа, как и объема мозга, возможно лишь на планетах с меньшим притяжением.
К "прессу земного тяготения" добавляется постоянное статическое напряжение от тугого пеленания, которое в сущности противоестественно, в животном мире ему нет аналогов. Наоборот, после рождения ребенок должен получить возможность реализации своей естественной потребности в движении. Но это возможно лишь вне тугих пеленок, а еще лучше - в водной среде.
В клинике не пеленают ослабленных и тяжело больных детей, избегая дополнительной нагрузки и создавая для них щадящий режим.
Физиологически пеленание не оправдано и не должно быть традиционной, обязательной для младенца процедурой, несмотря на заявления Бутейко.
Сразу с появлением на свет новорожденного отнимают от матери, лишают связи, защиты, опоры. Таковы традиции наших родильных домов. Телесный контакт "мать-дитя" - самый чувствительный и сильный. Малыш в это время целиком и полностью находится в биополе матери, во взаимодействии с нею. и страх потерять ее - это дополнительный стресс, который отложится в подсознании на долгие годы.
Адаптация новорожденного к внешней среде, приспособление к новым условиям жизни имеет свои закономерности, сформированные миллионами лет биологического кодирования.
Только что родившийся человек всем своим существом заявляет о желании двигаться. Невозможно представить себе неподвижным здорового ребенка. Жан Жак Руссо, выдающийся философ и просветитель, призывал не пеленать ребенка, дать ему свободу. Но под свободой надо понимать не пассивное состояние, а вполне самостоятельное и активное освоение мира. Для младенца это - свобода движения.
Имея физиологическую потребность в постоянном движении, младенец познает мир прежде всего через свободную моторику, большую общую подвижность, двигательную активность, Это - естественный способ самопознания и взаимодействия с внешней средой. Известный педагог и ученый Н.Д. Ушинский утверждал: "Сознание времени и пространства, а равно и измерение их, рождается из чувства наших собственных произвольных движений."
Ребенок, даже не очень удачно прошедший родовой канал, полностью реабилитируется за счет комплексного включения "дух", "душа", "тело". Фредерик Лебойе так описывает этот процесс:
"...ребенка берут и погружают в воду... Очень медленно. Как только малыш погружен, его вес исчезает. Исчезает его тело, которое только что его обременяло. Он плавает. Опять нематериален и легок. И свободен.
Его удивление и радость безграничны...
Руки, поддерживающие ребенка в воде, чувствуют, что малыш полностью доверился им. То, что могло порождать страх и напряжение, теперь тает, как снег под солнцем. Все, что еще может оставаться в теле малыша зажатым, напряженным, застывшим, начинает жить и двигаться."
http://subscribe.ru/archive/science.health.birth/200011/29155619.html
Срожановского форума
Жанн Ледлофф: " С рождения ежедневная ванна - обязательная процедура для малыша, но помимо этого его купают в быстрых реках, сначала опуская в воду лишь ступни, потом ножки и, наконец, все тело. По мере того как уверенность малыша растет, выбираются реки со все более бурным течением, со стремнинами и водопадами, увеличивается также и время купания. Прежде чем он начинает ходить и даже мыслить, ребенок екуана уже нелохой специалист в определении на глаз глубины реки, силы и направления течения."
СТР 68.
Я понимаю, что некоторые мне возразят, что у екуана реки рядом с домами и навык плаванья им жизненно необходим, но я, например, вывожу ребенка на дачу, где есть озеро, а летом собираюсь на море. Также, в нашем городе много рек и каналов и даже залив, конечно в них не купаются (только в заливе) но вероятность оказаться в воде есть.
Но, прошу заметить, никаких стрессов Ледлофф не замечала... Так что мне кажется, во всем есть "золотая середина"
Эх, опять цитата: " Органы чувств ребенка получают огромный и разнообразный материал в виде событий и предметов, с тем чтобы тренировать и совершенствовать свою деятельность и взаимодействие с головным мозгом...
Основная потребность быть на руках удовлетворена, поэтому ребенок беспрепятственно развивается на основе того, что видит, слышит , чувствует, ощущает. Событие, которое испугало бы неподготовленного взрослого человека, вряд ли будет даже замечено ребенком на руках.... Без всякого предупреждения темнота сменяется светом, день - ночью. Гром и молнии, лай собак, оглушительный рев водопадов, треск деревьев, пламя огня, проливные дожди, внезапное погружение в реку - ничто не беспокоит этого малыша. Вспомните о том, в каких условиях жили и развивались его предки, и станет ясно, что его бы скорее испугала тишина и продолжительное отсутствие всяческих внешних стимулов".стр 68, 69, 70"