Про частицу "не"

Герда

Active member
Supergirl написал(а):
Ведь сначала слова изо рта вылетают, а уже потом я думаю: опять не то ляпнула
вот-вот. Я не успеваю быстро сформулировать без "не". Конечно, сейчас можно сидеть и моделировать любые ситуации и подбирать слова, а на деле...
 

kv114

New member
Герда,
эт точно! Я даже сейчас сижу и не сразу могу что-то придумать, чтобы заменить частицу "не". Вот пишу, а ребенок диски разбрасывает - а я "НЕ трогай диски", "НЕльзя"!
 

Герда

Active member
kv114, точно! вместо "не бери" хочется сказать "давай НЕ будем это трогать" :)))) Уже помягче, но все равно с "не"
 

NatalyR

New member
Я говорю "диски мамины, я не разрешаю их трогать". (Все равно без "не" не обошлось :) ) А вобще-то у дочи давно своя коробка с дисками, которые специально помечены крестиком - мои больше не трогает.
 

Аник

New member
кончено сложно. Мне немного легче, просто потому что я с этим столкнулась чуть пораньше - на 4 -5 курсе. Нам как раз тогда одну лекцию про отрицание и не прочитали. Стала следить. И когда получается сначала ляпнуть, а потом спохватиться - то сразу же пытаюсь сформулировать корректный вариант
Нельязя диски брать. Давай принеси свои диски, карточки, мы с ними поиграем
не бери. давай возьмем (что-то другое) и ...
все приходит с тренировками и направленными усилиями :)

Ека, ну, это вариант, когда уж очень хочется гадость сказать, раздражение прет, а совсеть не позвоялет :) У меня разок такое было недавно. Ребенок оторопел. Потом подошел ко мне и говорит - мама, а ты хочешь мороженное? Давай тебе купим? и по руке погладил - прочувствовал :) и мне стало очень стыдно.....
 

Jahenka

влюбленная в мир
Аник написал(а):
мама, а ты хочешь мороженное? Давай тебе купим? и по руке погладил
классно :)
Моя только говорит " Иди пожалею!" :) иногда

а вообще мы часто сначала говорим, а потом (хорошо если) думаем. Слова-паразиты, туда же... Но при желании это решаемо :)

можно начать с писменной речи - ее всегда можно перечитать и все "не" даменить на "да" :) (условно)
А потом и в устной потихоньку.
Это не только с детьми полезно.
 

Муся

заморская свинка
вспомнила...

из жизни: -Мальчик , как тебя зовут?
- Вова Перестань.
:)
 

Schaste

New member
Я понимаю, что в 10 месяцев нельзя в рот всё подряд тянуть и что это способ познания. Так как сказать? Засунь в ротик что-нибудь другое? как без не? Или молча забрать? Так это надо целый день стоять и забирать и вообще это уж совсем ... по отношению к ребенку. За что ни возьмись - всё отобрали...фигня...
 

Аник

New member
Schaste,
да просто занять ребенка надо. что бы ему было интересно. Что бы рядом оказывались вещи которые можно тянуть в рот. И тогда нет проблем.
 

Герда

Active member
Аник,а ты можешь коротенько рассказать чем же оно так вредно это"не". И как это отражается на характере ребенка. Я не могу никак для себя "научно" сформулировать :)))
 

Аник

New member
Герда,
Наташ, а надо? Хорошо. Найду пару ссылочек.
для самых мелких все просто - они не воспринимают отрицания. Т.е они еще не умеют делать логическую операцию отрицания. Это легко понять на простом примере - попросить принести НЕ красный кубик. У ребенка это вызывает трудности. И если к 3-4 годам с не красным ребнок справляется, то уже с не кричи - значительно сложнее. Просто потому, что ему САМОМУ нужно придумать то, что мы взрослые с таким трудом формулируем. Т.е. дети реально слабо представляют, а что собственно мама от них хочет. Что им делать?
ну, ладно, если в такой ситуации ребенок оказывается 1-2-5 раз в день. А если 125? Т.е. он постоянно не понимает, что собственно от него хотят. И при этом он же еще и получает неприятности за это. Скажите, как можно после этого относиться к взрослым? Как вообще говоря, к не очень разумным, неуравновешенным и т.п. И мы САМИ это делаем.
кроме того. Давай думать дальше. Мы постоянно приучаем ребенка к тому, что ко всему надо относиться с отрицанием. И дальше как в зеркале начинаем видеть - не буду, не пойду и т.п. И это далеко не всегда будет позици я ребенка - он просто повторяет наше отрицание. Да, и капризы бывают, и не согласие, но тем не менее. именно мы стимулируем его к тому, что бы он просто отрицал. При жтом, если ребенка спросить, ну хорошо. Ты не будешь это. А что будешь? и он не может ответить. Потому что его не научили конструктивным позициям его научили отрицать, но просто отрицать, при этом не формируя поиска решения.
Можно сказать нет на все, что угодно. Но при этом мы не сказали ни слова о том, а что собственно делать дальше.
и это явно не все.
а со взрослыми - это отдельный разговор.
Могу сказать только одно. Когда человек начинает свою речь с отрицания, типа того "Нет. Ну ты послушай" - это отталкивает собеседника. Это напрягает отношения и обстановку.
вот что нашла из ссылок
http://psy-two.narod.ru/negative.html
 

kv114

New member
Аник,
млин, так все описываешь, что я себя чувствую такой мамочкой, которая ничего не умеет и все неправильно делает. А так хочется все правильно делать. Я, конечно, стараюсь уже как можно реже употреблять эту частицу "не", но, естесственно, сразу не получается. Иногда скажу, а потом - вот, млин, опять сказала "не", и начинаю придумывать, а как же надо было сказать... И честно говоря, иногда даже и вовсе придумать ничего не могу...
 

Supergirl

New member
Аник, спасибо за информативность...
Помогите мне тогда. Вчера Каришка первый раз заинтересовалась газовой плитой и начала включать газ. Я со своей стороны сказала: Кариша, не трогай. И тут же себя поправила: Кариша, нельзя трогать плиту. Или: Кариша, так поступать не хорошо. Все равно в предложении учавствует отрицание со словом нельзя. Думала, я думала, как же заменить, как по-другому сказать и не смогла.
 

O.C.

New member
Любую замечательную идею можно довести до абсурда, если слепо ей следовать. Отрицание для чего-то ведь существует в языке? И дети наши должны его освоить как и другие речевые конструкции. Иначе как они будут понимать окружающих их людей (воспитателей, учителей, друзей), не столь замороченных психолингвистикой? :)
Другое дело, что многие вещи можно формулировать в позитиве. В этом можно потренироваться. Интересно и весело. Но рвать на себе волосы за каждое "не" - девушки, это уж чересчур!
 

O.C.

New member
Аник,
прочла вашу ссылочку - спасибо.
Можно мысли по поводу?

"На осмысление фразы, содержащей эту частицу требуется больше времени, чем на фразу, сказанную позитивно." - больше времени, усилий, верно. Но почему мы должны преподносить детям всё в элементарно доступной форме? Не всегда это оправдано. Мозгами пошевелить тож не мешает.

"Просьбы, построенные с использованием частицы "не" обычно выполняются с точностью "до наоборот", особенно детьми."
Дети таким образом испытывают жёсткость границ - "А действительно ли это НЕ(-льзя)?" Это очень важно для их развития.

"Не убий, не укради, не сотвори себе кумира, не пожелай жены ближнего".
Что хотел этим сказать Великий Мастер Коммуникации?
Расставить границы! Чётко и категорично.

"Мне чай без сахара. - Мне только заварку и кипяток."
:)) Это вообще полный бред, согласитесь!
 

Герда

Active member
O.C. написал(а):
Другое дело, что многие вещи можно формулировать в позитиве. В этом можно потренироваться. Интересно и весело. Но рвать на себе волосы за каждое "не" - девушки, это уж чересчур!
O.C., а кто говорил, что рвет на себе волосы? ;))))
 
Сверху