Герда,
Наташ, а надо? Хорошо. Найду пару ссылочек.
для самых мелких все просто - они не воспринимают отрицания. Т.е они еще не умеют делать логическую операцию отрицания. Это легко понять на простом примере - попросить принести НЕ красный кубик. У ребенка это вызывает трудности. И если к 3-4 годам с не красным ребнок справляется, то уже с не кричи - значительно сложнее. Просто потому, что ему САМОМУ нужно придумать то, что мы взрослые с таким трудом формулируем. Т.е. дети реально слабо представляют, а что собственно мама от них хочет. Что им делать?
ну, ладно, если в такой ситуации ребенок оказывается 1-2-5 раз в день. А если 125? Т.е. он постоянно не понимает, что собственно от него хотят. И при этом он же еще и получает неприятности за это. Скажите, как можно после этого относиться к взрослым? Как вообще говоря, к не очень разумным, неуравновешенным и т.п. И мы САМИ это делаем.
кроме того. Давай думать дальше. Мы постоянно приучаем ребенка к тому, что ко всему надо относиться с отрицанием. И дальше как в зеркале начинаем видеть - не буду, не пойду и т.п. И это далеко не всегда будет позици я ребенка - он просто повторяет наше отрицание. Да, и капризы бывают, и не согласие, но тем не менее. именно мы стимулируем его к тому, что бы он просто отрицал. При жтом, если ребенка спросить, ну хорошо. Ты не будешь это. А что будешь? и он не может ответить. Потому что его не научили конструктивным позициям его научили отрицать, но просто отрицать, при этом не формируя поиска решения.
Можно сказать нет на все, что угодно. Но при этом мы не сказали ни слова о том, а что собственно делать дальше.
и это явно не все.
а со взрослыми - это отдельный разговор.
Могу сказать только одно. Когда человек начинает свою речь с отрицания, типа того "Нет. Ну ты послушай" - это отталкивает собеседника. Это напрягает отношения и обстановку.
вот что нашла из ссылок
http://psy-two.narod.ru/negative.html