Катюш, проще отнесись.
Для речи нужно несколько условий:
1) речевая практика - т.е. потребность говорить (часто мамы все прекрасно без слов понимают, ребенку нет большой необходимости говорить)
2) постоянная речь вокруг (если честно, то у меня с работы привычка - я дома стараюсь молчать, не в разговоре, а когда нет необходимости - очень тяжело переделывать себя, что бы постоянно ребенку говорить - вот молоко, мы его нальем в банку и т.п.)
3) нормально развитая мелкая моторика - тут масса всего, что можно предложить
4) индивидуальные особенности (вспомни, ведь далеко не все у Ромы проходило так, как написано в книжке - встал, сел, вылезли зубы и т.п. - так и с речью)
5) психологический комфорт (дискомфорт) также на это влияют!!! Я ни в коем случае, не имею ничего конкретного в виду, но часто совершенно иные проблемы могут дать отражение на речь (на площадке разговорились с одной дамой - у нее дочка стала рано говорить, но при этом никак не мола освоить горшок, ее за это ругали, наказывали и т.п. - девочка перестала говорить вообще - и только помощь психолога (несколько сеансов) вернули все в норму)
Наверняка я еще что-то упустила. Девченки добавят.
Хочу еще добавить, о совем ребенке
В год и 1 он сказал дать хлеба, и при этом сейчас в год и 3 он может вообще не говорить слова,а показывать пальцем и т.п. У него все зависит от настроения и т.п. Я первое время расстраивалась, а сейчас перестала - раз вообще что-то говорит - значит говорить будет :lol: