Развитие женственности
Каждое общество определяет различные персональные характеристики для мужчин и для женщин. Мужчины, предполагается, должны быть мужественными, женщины – женственными, и предполагается, что одно противоположно другому. Что человеческое существо в мужском теле должно проявлять мужественную личность, а существо в женском теле должно иметь женственную личность - это общепринятая норма. Принято большей частью бессознательно, что мужское и женское поведение является врожденным, что репродуктивная роль определяет личность.
Женщины традиционно рассматриваются как любящие, нежные, понимающие, чуткие, легко поддающиеся влиянию и неагрессивные. Считается, что их роль – приспособиться к другим, а не главенствовать над ними, смущаться, а не конкурировать. Женщины определяются, как чувствующие существа, а не как думающие, скорее поглощенные внутренним миром, чем стремящиеся вовне. Они не рассматриваются, как сильные, независимые, обладающие достоинством или самоутверждающиеся – все эти качества ассоциируются с мужской личностью.
Это представление (идеальная модель) так широко распространено, несмотря на доказательства противоположного, что стало стереотипом, по которому оцениваются все женщины. Исследованиями эндокринологов по поводу воздействия гормонов на личность установлено, что специфические мужские и специфические женские гормоны могут иметь слабое и тонкое влияние на личность. Высокий уровень мужского гормона тестостерона, кажется, связан с более агрессивными личностями и может быть биологической основой для утверждения, что мужчины более агрессивны, чем женщины, тогда как женский гормон эстроген, кажется, имеет феминизирующее влияние. Однако даже эти исследования настаивают, что гормональные уровни могут не более, чем создать фон, располагающий к развитию определенных потенциальных паттернов личности. Они, возможно, устанавливают легкую предрасположенность, но это вторично по отношению к окружению, в котором человек растет, и к возможностям для выражения врожденного в данной конкретной культуре.
Наиболее сдерживающей находкой в этих исследованиях является то, что различия между какими либо двумя женщинами или двумя мужчинами часто бывают намного большими, чем различия между конкретными мужчиной и женщиной. Определенные различия между мужчинами и женщинами неоспоримы, но они практически незначительны по сравнению с огромными возможностями, открытыми для обоих полов.
Этот мужчина действует, как мужчина, эта женщина ведет себя, как женщина, казалось бы – это биологический факт – правильное, естественное, безальтернативное, неизменное выражение глубин человеческой натуры. Это не биологический факт, это социальное приобретение. Мужественный мужчина и женственная женщина – продукт длинного процесса социализации, это тонкие образовательные процессы, которые отливают вновь рожденную индивидуальность в человека, социальное существо. Этот необъятный труд выполняется семьей ребенка, друзьями, сверстниками и всей широкой общественностью (через различные средства массовой информации). Ребенок развивается не только как индивидуальность, но он или она формируются как члены общества, способные жить в нем. Это всеобъемлющее образование проводится миллионами различных способов днем и ночью, годами. Оно пропитывает каждую черточку личности, что определяет в дальнейшем паттерн и текстуру человеческой жизни.
Стереотипы не всем людям подходят точно. Они существуют и оказывают моральное воздействие еще и потому, что им верит большое количество людей на протяжении длительного времени. Социальные идеалы «мужественности» и «женственности» - это стандарт, по которому отдельные мужчины и женщины измеряют себя, по которому их поощряют приспосабливаться. Чтобы проверить эти стереотипы, не обязательно вовлекаться в «битву между полами» и тщетно аргументировать, который из них лучше. Думается, что следует просто увидеть, чем мы являемся и чем мы не являемся, чтобы мы могли узнать, чем мы можем стать.
Было изобретено множество психологических тестов для измерения степени «мужественности» или «женственности», имеющейся в данной личности. Оказалось, эти тесты измеряют, насколько близко соответствует личность данного человека принятым стереотипам для данного пола. Исследования, проведенные с этими тестами-приспособлениями, собрали значительные данные о том, что люди, следующие традиционным характеристикам полов, не согласовываются с оптимальным ментальным здоровьем. Например женщины, которые имеют высокий уровень женственности (т.е. которые близко подходят к массовому идеалу женственности), также проявляют высокую тревожность, низкий уровень самооценки самоуважения и приятия себя, которые на жаргоне выражаются как нервозность, недостаток уверенности в себе и очень большая неудовлетворенность собой. Мужчина, который подходит под идеал «мужественности», испытывает меньше проблем в юности, но проявляет те же симптомы позже, они беспокойны, нервозны, очень не удовлетворены собой.
Кроме того, чем выше интеллектуальное развитие, тем соответственно выше рейтинг мужских черт у девушек и женских у юношей. Было видно, что юноши с более женскими чертами и девушки с более мужскими имеют тенденцию к интеллигентности по сравнению со сверстниками. Юноши с сильно выраженными мужскими чертами и девушки с женскими показывают низкий уровень интеллекта, духовных склонностей и отсутствие творческого начала.
Так как люди учатся на протяжении школьных лет подавлять какое-либо нежелательное или неподходящее для их пола поведение, то должно казаться очевидным, что половой «идеальный образ» ограничивает поведение. Различные психологические исследования нашли это положение верным.
В одном исследовании мужчины с высоким рейтингом «мужских» черт (с высоко стереотипным мужским поведением), делали мужские дела очень хорошо, но не делали женских. Они были независимы и дерзки, когда надо было, но недостаточно способны выражать теплоту, игривость, заботу, т.е. черты, традиционно важные для женщин. Подобным образом, женщины проявили ограниченность в способности выражать женские характеристики. Например, они не были независимы в суждениях или настойчивы в их собственных предпочтениях.
Эти исследования использовали термин андрогин (андро - мужчина, гине – женщина) для тех людей, которые не близко соответствовали стереотипу своего пола, но показывают смесь мужских и женских характеристик. Они нашли, что андрогины не были ограничены ярлыками в чувствах и поведении. В контрасте с людьми, действующими строго по половому стереотипу, андрогины - и мужчины и женщины - проявляли себя одинаково хорошо, как в мужской, так и в женской деятельности. Когда надо, они могли быть независимыми и настойчивыми, а в других ситуациях теплыми и отзывчивыми.
Устранение бремени стереотипов позволяет людям свободно выражать лучшие черты - как мужчинам, так и женщинам. Освобождение людей от жестких половых ролей и позволение им быть андрогином должно сделать их более гибкими при встрече с новыми ситуациями, и не ограниченными в том, что они могут делать и как они выразят себя. В современном обществе взрослые иногда должны быть дерзкими, независимыми, самоуверенными, но традиционная женственность делает многих женщин неспособными следовать этому пути. С другой стороны, мы должны быть способны устанавливать отношения с другими людьми, быть чуткими в их нуждах, быть заинтересованными их благосостоянием, давать и получать эмоциональную поддержку. Приверженность к традиционной мужественности удерживает мужчин от реагирования подобным образом, предпочтительно женским.
Андрогин по отчетливому контрасту поощряет каждого человека быть самостоятельным и нежным, смелым и уступчивым, мужественным и женственным, как того требует ситуация. Свобода от стереотипов сильно расширяет рамки поведения, открытого для каждого. Таким образом, людям дается возможность более действенно справляться с различными ситуациями. Наиболее успешные и счастливые индивидуумы это те, у кого развиты как мужские, так и женские стороны их личности, ибо отказываться - это увечить и деформировать себя.
В то время, как мы должны учиться распознавать наши ограничения, нет нужды присоединяться к ним. Однажды мы сможем увидеть эти социально наложенные ограничения, и, возможно, преобразовать сообразно своим личностным качествам. Популярные идеалы мужественности и женственности здесь полезны, выявляя нам наши недостатки, показывая нам какие качества нам надо развивать, чтобы стать совершенным.
Широко распространен в мире феномен, что замужние женщины более подвержены ментальным заболеваниям, чем любые другие группы одиноких людей. Шведские опросы показали более высокую вероятность ментальных расстройств у замужних женщин, чем у одиноких. Американские цифры отражают интернациональную тенденцию: чем больше детей имеет замужняя женщина, тем вероятнее, что она страдает психическими расстройствами при сравнении с ее мужем, с женщинами, имеющими меньше детей, и с одинокими женщинами.
Наибольшее употребление и злоупотребление лекарствами падает на своенравную молодежь, на домашних хозяек. Особенно в «развитых» странах женщины все более и более обращаются к тонизирующим и лекарственным средствам, которые обещают им жизненный интерес и силы, чтобы тянуть себя из скуки и летаргии. Домашние хозяйки, находящиеся в депрессии, с их иллюзорными болями и приступами, потребляют огромное количество медикаментов, которые ничего не могут сделать с их неудовлетворенностью жизнью. Ужасающее число женщин становятся зависимыми от транквилизаторов и антидепрессантов и находят, что они просто не могут дня прожить без них. Эти отвратительные детали, а также растущее число разводов (даже в традиционных обществах), казалось бы, показывают, что счастливое замужество – это только мираж.
Эти печальные факты показывают, что мы потеряли взгляд на важность супружества в контексте духовного развития. И женщины, и мужчины, но особенно женщины, чувствуют, что близкие супружеские отношения являются скорее концом вообще, чем средством дальнейшего роста. Женщины обусловлены верить, что достижение супружества автоматически дарует защищенность, цели и вечную любовь. Они игнорируют тот факт, что замужние они или нет, эти достижения требуют бесконечной работы над собой в форме непоколебимой санкальпы и непрерывной самоотдачи. Супружеские отношения между мужчиной и женщиной могут принести большую жизненность, искристость и вдохновение, если наше понимание предполагает, что такое супружество не конечная цель, а продолжение стремления к совершенству.
Безопасность
Больше семейных союзов были бы успешными, если бы мы не требовали от них невозможного. Брак, например, не может даровать надежность. Такая внутренняя уверенность не может быть гарантирована каким-либо внешним устройством, и пожалована кем-либо другим. Безопасность - это чисто личное достижение. Это гармония и глубокая убежденность человека в своей внутренней сущности, которая происходит от знания своего «Я», и награждает равновесием, остающимся неизменным при взлетах и падениях жизни. Материнская безопасность наиболее эфемерна. Дом может сгореть, имущество может оказаться украдено, деньги могут обесцениться росчерком пера финансиста. Нет страхования против войны, болезней и естественных бедствий. Не можем мы найти всеобщую эмоциональную безопасность в отношениях с другими. Ни один человек не сможет любить нас достаточно, чтобы заполнить пустоту внутри, а собственническая любовь только генерирует страх, что подчеркивает ее ложность.
Романтика и отчуждение
Браки всегда ассоциируются с любовью, но большинство мужчин и женщин ошибаются в различении любви и романтики, в результате чего многие браки основаны на иллюзии и барахтаются в разочаровании.
Любовь видит ясно, она может принять недостатки, но она не слепа к ним. С другой стороны романтика - это форма очарования, при которой человек не видит внутреннюю природу другой личности (действительную). Люди тянутся друг к другу по определенному чувству общности, по большему или меньшему соответствию идей и чувств, усиленному физической привлекательностью. Вначале мы видим только положительные стороны друг друга, делая ударение на всем, что приятно в другом человеке. Вместо того, чтобы видеть своего потенциального мужа таким, какой он есть, влюбленная женщина чаще видит вымышленный идеал своих собственных желаний и нужд. Ее потребность такова, что она ослепляет себя в отношении его недостатков и убеждает себя в том, что он имеет достоинства, которых нет.
Позже этот имидж терпит крах под влиянием скуки домашней жизни, и когда женщина начинает видеть своего мужа более реалистично, она разочаровывается. Когда мы открываем такие аспекты личности, которые нам не близки, мы стараемся увеличить недостатки мужа, или даже почувствовать, что он имеет пороки и дефекты, которых нет. Романтика легко переходит в охлаждение или даже отчуждение.
Мы можем любить кого-нибудь
В любом случае, нет надежды и нет духовных достижений в потакании постоянно меняющимся чувствам. Мы должны помнить, что мы можем учиться любить кого-нибудь. Каждый имеет некоторые качества, за которые он может быть уважаем и любим. Прежде фокусирования на неприятных аспектах чьей-либо личности мы должны учиться делать ударение на его достоинствах. В саду, например, мы находим красоту в разных формах. Некоторые цветы имеют очаровательный вид, но без аромата. Другие имеют простой внешний вид, но опьяняют нас своим запахом. Одни цветут на солнце, другие нуждаются в теневой защите. Однако мы оцениваем каждый из них за то, что они есть, и не просим их быть другими. Хотя у нас есть свои предпочтения, и если мы присмотримся достаточно близко к цветку, мы найдем некоторые его черты очаровательными.
Трудно научиться любить кого-нибудь, к кому у нас уже укоренилось неприятие, это требует постоянной бдительности и постоянного отбора из всего потока общения маловажного и предвзятого. Но мы должны принять такой подход, как духовную необходимость, или же продолжать страдать неудовлетворенностью и одиночеством всю нашу жизнь.
Мы должны, во-первых, признать, что трудные ситуации и элементы неприятия чего-то в другом человеке могут стать нашими великими учителями, ибо они выявляют наши сопротивления, предубеждения и эмоциональные блоки. То, чего мы не любим в других, часто является качеством, которое, нераспознанное, скрыто в нас самих, или же в данном случае кто-то прикоснулся к одной из наших слабостей. Дискомфортная или разрушительная для нас ситуация является сигналом о наличии наших собственных сопротивлений или привязанностей, и когда мы сталкиваемся с такой ситуацией повторно, мы должны спросить себя: «Чему я должен научиться на этом?» Если вы искренни и внимательны к своему внутреннему голосу, эта ситуация поднимает ваш дар прозрения и вы будете свободны еще от одного ограничения.
Нет материнского инстинкта
Доказано, что существует естественная склонность между матерями и их отпрысками, и мы пришли к разговору о «материнском инстинкте», как если бы он был основным биологическим приводом, который объясняет роль женщины в семье. Почти повсеместно бытует мнение, что материнство - необходимое и достаточное условие для выполнения женщиной ее предназначения, что материнства достаточно, чтобы обеспечить полное удовлетворение для каждой женщины, и что это единственная сфера, в котором женщина может наслаждаться своей цельностью и полнотой.
Инстинкт самосохранения вместе с инстинктом полового влечения – самые сильные биологические импульсы людей. Результатом этого обычно является репродукция, воспроизводство себе подобных. Но импульс материнства сам по себе не является биологической мотивирующей силой и, следовательно, не относится ко всем женщинам. «Материнский инстинкт» возник в результате социального тренинга поколений совместно с необходимостью создать наиболее поощрительную точку зрения на ранее неизбежную ситуацию. Мужчины рождаются со всем физическим снаряжением, необходимым им, чтобы стать отцами, но мы не говорим об «отцовском инстинкте».
Никакой мужчина не примет изречение, что он был рожден главным образом для того, чтобы быть отцом, или что отцовство единственная роль, которая принесет ему личную реализацию. Мужчины всегда получали вознаграждение от широкого круга деятельности, и отцовство часто играет лишь малую часть в его жизни, или вообще не играет никакой. Однако, мы не говорим о мужчине, который не имеет детей, что он «ненормальный» - термин, которым мы награждаем женщину, которая не хочет иметь детей. Также широко распространена терпимость к биологическим отцам детей, позволяющая им не принимать участия в их воспитании. А женщину, которая оставляет своего ребенка растить другим, рассматривают, как греховную или сумасшедшую, или в лучшем случае, как несчастную жертву рока.
Когда, глядя на несчастье женщин, которые хотели бы родить детей, но в силу физических причин не способны к этому, многие люди, бывало, говорили, что это доказывает существование материнского инстинкта, который, будучи не выполненным, может вести только к расстройству. Во-первых, не все стерильные женщины несчастны. Во-вторых, эти женщины не выбрали бездетность сами, и многое в их «несчастливости» происходит от ощущения, что они чего-то лишены. Более того, в мире, где материнство рассматривалось, как единственная причина и цель существования женщины, бездетные женщины осознавались, как, в некотором роде, неполноценные и были вынуждены испытывать нелестное сочувствие и жалость, которые нелегко переносить в их ситуации. Те женщины, которые примирились с ситуацией, со своим разочарованием, обращались к другим занятиям, а значительное количество их познали радость материнства через приемных детей.
Выбор
Смешно сказать, что женщины больше не хотят выходить замуж и иметь детей. Способ жизни домовладельца – это тот путь, который большинство людей предпочитает, как лучше всего соответствующий их нуждам и желаниям, и награда за жизнь с детьми, опекая их, действительно большая. Помимо всего, многие люди выбирают работу с детьми как няни и учителя, так как находят ее обогащающей и стимулирующей. Так много среди этих людей мужчин, что нет вопроса, не является ли такое положение результатом проклюнувшегося материнского инстинкта.
Широко распространенное наличие контрацепции предлагает свободу выбора относительно материнства. Сейчас женщины более склонны скорее выбрать материнство и семейную жизнь, чем допустить. чтобы материнство свалилось на них неожиданно. Некоторые женщины чувствуют, что материнство не для них или не сейчас. С другой стороны, женщина, которая сознательно выбирает роль матери, будет более вознаграждена, чем та, которая принимает ее без желания. Она будет более позитивной, компетентной и любящей. Она будет более творчески строить отношения, которые обогатят ее и ее семью.
Тем не менее, переоценка неизбежности материнства и семейной жизни приведет женщин к проверке настоящих критериев «женской работы», что является причиной страданий для многих. Они будут свободны от вины, что не всегда испытывают удовольствие оставаться дома и смотреть за детьми. Выбор здесь должен быть сделан с учетом индивидуальных нужд и особенностей женщины. Признание даже самого факта, что есть выбор, уже является шагом переоценки работы и стиля жизни тех женщин, которые не замужем.
Главный недостаток общественной точки зрения на незамужних женщин – это проявление жалости (или насмешки) в словах, подобных следующим: «старая дева». В то время, как слово «холостяк» показывает только, что мужчина не женат, женский эквивалент этого слова вызывает представление о тощей раздражительной женщине, в которой высохла жизненность и человечность из-за того, что она не вышла замуж. Совсем недавно появилось тенденциозное определение «холостая девушка» с его неприятным подтекстом свободной (легкомысленной) жизни. С другой стороны, «женщина-карьеристка» рассматривается как холодный, безжалостный бессердечный автомат, чей интерес связан только с ее работой, она заслуживает не уважения, а отвращения. В этом случае во внимание не берется, что одинокие женщины могли замкнуться или стать критичными и злыми просто потому, что они всегда находятся в состоянии осады со стороны толпы по поводу их образа жизни.
Одинокая женщина должна быть непогрешимой, ибо, если она имеет какой-либо недостаток, его отнесут за счет ее одинокого состояния. Если люди находят, что им не нравится ее персона, они убедят себя, что «все, что ей нужно – это мужчина». Неважно, как счастлива и удачлива женщина, по ее поводу всегда будут язвить, что «она не смогла выйти замуж». Кажется, что для большинства людей непостижимо принять, что некоторые женщины искренне не хотят выходить замуж. Женщин, не желающих выбирать замужество, становится все больше, но, поступая так, они ввязываются в непредсказуемую битву за общественное признание.
Женщина не должна изменять свой социальный статус, чтобы расти духовно."
Nawa Yogini Tantra
(Нава Йогини Тантра)
Свами Муктананда