Беседка для философов и не очень) или Бочка с диогенами

с тем, что обязательно изматывает и трудно
ты имеешь ввиду, что мне интересно, но я почему-то это не пишу?)))) еще раз повторюсь, я ж пишу СВОИ ЧУВСТВА.
Я не знаю, как у других. За всех не пишу. У других может быть все, что угодно)

Катерина, перечитала свое сообщение, там и правда как будто бы я за всех говорю:
И, кстати, на своем опыте поняла, что это и правда трудно
Неудивительно, что ты так поняла. А как написать иначе, не знаю))
 
Последнее редактирование:

k_ja_ra

Well-known member
Ничего нового для себя в статье не нашла.
Ва многім згодная.) У мяне, калі чытаю ягоныя артыкулы, часцей за ўсё адчуванне, што ён проста вербалізуе тое, што мне недзе падсвядома думаецца і адчуваецца.) За гэта, напэўна, яго і люблю.) Што ён прагаворвае/агучвае нібыта і вядомае, але не да канца усвядомленае ці што, і гэтым дапамагае ясней ўбачыць і па паліцах раскласці. )
То бок з аднаго боку - няма нічога новага, а з другога - вельмі цікава і такі новае, бо расказана, растлумачана, паказана на прыкладах і г.д.
 
k_ja_ra, да! Вербализирует, отсекает лишнее, а главную мысль оформляет без витиеватостей) Мне тоже нравится это. Я так не умею)))
 

punto

Active member
Які піша проста, даходліва, шчыра і па справе.)
Я бы, скорее, сказал "примитивно".
"То что каждому было позволено научиться читать" было еще полбеды, вот то что каждому позволено публиковаться, создает опасность не только "испортить саму мысль", но и вовсе оную уничтожить.
 

k_ja_ra

Well-known member
Я бы, скорее, сказал "примитивно".
punto, ))) што вы, што вы!)) Нават у думках не было! )) Вы адназначна па-за канкурэнцыяй.))))) Куды ўжо Латыпаву.)

=======

Паважаю людзей, якія умеюць складаныя рэчы тлумачыць простымі словамі. :)
 

Igra

БЫТИЕ
punto, так давайте что-нибудь позатейливее и, главное, спорное-для затравочки) Ибо в выложенной статье как бы оспорить-то особо нечего, нет прецедента для обсуждения.
Что касается примитивности, то слишком вы строго, кмк, да и нельзя отрицать возможность того, что кто-то раньше не задумывался на поднятую тему, в этом случае простое изложение как раз плюс. Всему есть место и не всегда требуется сложность и многослойность, кмк. Правда, в данном случае мне видится ( не только в этом тексте) монологичность самого автора при уверенности в собственной диалогичности. Безусловно, он весьма корректен, но мировоззрение его однозначно торчит)
 

punto

Active member
Ибо в выложенной статье как бы оспорить-то особо нечего, нет прецедента для обсуждения.

"Существует такая точка зрения, к которой я примкнул: человек выбирает себе мировоззрение не по причине его убедительности и соответствия реальности (что бы мы не понимали под нею), а по критерию удовлетворения своих потребностей."

Человек не выбирает себе мировоззрение. Мировоззрение формируется под воздействием трех источников: личного опыта, размышлений и внешних источников информации.
Взаимоотношение между мировоззрением и потребностями совсем не так примитивны.
Наоборот потребности формируются как часть мировоззрения. А степень их удовлетворения, те столкновение потребностей с реальностью, в свою очередь влияет на мировоззрение.

поэтому совсем уж странно читать:"Приспособление любого учения «под себя» происходит как раз потому, что мировоззрение обслуживает потребности человека."

"Поэтому я перестал пытаться вступить в диалог с мировоззрениями" вступать в диалог с мировоззрением -- это все равно что драться с туловищем.
Вступают в диалог всегда с позицией. А каким образом мировоззрение определяет эту позцию, можно догадываться на основании длительного диалога, но только догадываться.
Я это иногда делаю на форуме, как правило вызывает обиду противоположной стороны.
"Одна точка — диалогическое (либеральное, альтернативное) мировоззрение, выражающееся в «нет истины, есть точки зрения»"
Другая точка - «истина есть, и мы ее знаем»,

Странная така дихотомия.
Вот, например, точка зрения что истина есть, но она недостижима, а лишь может быть приближена с некоторой наперед заданной точностью...
(Разумеется, в некоторых частных случаях истина не может быть исследована с потребной точностью, но сама констатация этого факта есть истина.)
Она где в этом разделении?
Соответственно, ничто не мешает оспаривать чужую точку зрения, как не имеющую должной точности, НЕ обладая знанием абсолютной истины.

ВСЮ
Мысль как элемент культуры.
 
Человек не выбирает себе мировоззрение.
Смотря что иметь ввиду под словом "выбирает".
Мировоззрение формируется под воздействием трех источников: личного опыта, размышлений и внешних источников информации.
размышления - это не выбор? Внешние источники информации - никто не может предугадать, как этот источник отразится на том или ином мировоззрении.

ВСЮ
Мысль как элемент культуры.
а, вот Вы о чем. Лихо.
 

Mahima

переименовалась:)
Внешние источники информации - никто не может предугадать, как этот источник отразится на том или ином мировоззрении.
и разные люди трактуют его по-своему. Отвергая, принимая либо анализируя и исследуя.

Странная така дихотомия.
слегка упрощенная. Но ваш пример вполне вписывается в первый пункт. Суть ведь в том, что человек не настаивает на том, что именно ему истина известна, и конец.
 

k_ja_ra

Well-known member
punto, думаю. вы не ўлічваеце, што гэта артыкул псіхолага.) І тут, мажліва, мая віна.) Можа, такі ў суседнюю тэму гэта было б лепей.
І вось у рэчышчы псіхалогіі гэта
человек выбирает себе мировоззрение не по причине его убедительности и соответствия реальности (что бы мы не понимали под нею), а по критерию удовлетворения своих потребностей
гучыць вельмі лагічна.) Калі не чытаць літаральна, то гэта ва многім так і ёсць.

Она где в этом разделении?
Вы занадта маналагічна чытаеце.)))))) Аўтарам палярныя кропкі пазначаны.) А паміж імі безліч іншых. І адна з гэтых безлічаў - якраз вашая.

Соответственно, ничто не мешает оспаривать чужую точку зрения, как не имеющую должной точности, НЕ обладая знанием абсолютной истины.
Там не было пра немажлівасць аспрэчвання. Вы спрачаецеся зараз не з аўтарам, імхо. А з чымсьці ўласным.)
 

punto

Active member
Смотря что иметь ввиду под словом "выбирает".
У человека нет произвола в этом. Известная история с Паскалем и его "Я верую!".
Можно выбрать себе практику посещения церкви, причастия. пожертвовании...
Но нельзя выбрать себе веру. Равно как и неверие.
Понятно, что нельзя стать христианином не прочитав евангелия, ну или не получив Благую весть как либо иным образом. На проповеди, устно. и тп...
Но сам вопрос стать мне христианином или нет?
В некотором смысле глуп.
Он может звучать только проявить ли мне себя как христианина.

размышления - это не выбор?
Нет.
Размышления могут привести к выбору.
По крайней мере я себе представляю иначе.
Если в терминах, которые мне удобны. то размышления проводятся в рамках некоторого мировоззрения. а вот момент смены -- это как переходный процесс.
Математики говорят "бифуркация".

Внешние источники информации - никто не может предугадать, как этот источник отразится на том или ином мировоззрении.
Вот.
Это правильно.
То как взаимодействую три источника мировоззрения -- это тончайшая даже не химия.
Магия.
Сегодняшние РRщики считают, что они умеют. Особенно если речь идет об усреднении.
Но нет. Потому что потом возникаю удивленно-обиженное "а почему рейтинг Путина вырос а не упал?"
А потому что не химия :)))

Калі не чытаць літаральна, то гэта ва многім так і ёсць.
А как это следует читать, чтобы приблизиться к истине?
Вот перед псалмами бывают указания, типа:"К начальнику хора: на струнном орудии шошон".
Так и пост должен включать подробную инструкции по восприятию.
Иначе срабатывают умолчания. Чем более абстрактен предмет разговора, тем буквальнее воспринимаются высказывания. Иначе не получится, к сожалению :pardon:

Вы спрачаецеся зараз не з аўтарам, імхо. А з чымсьці ўласным.
А невозможно спорить ни с чем, кроме собственного понимания оппонента.
:)

Там не было пра немажлівасць аспрэчвання.
А "НЕ" я почему написал большими буквами?
Потому что по автору "истина есть и я ее знаю".
А я "ее не знаю", и он "не знает". Но я это делаю это лучше его.
и она таки есть. Вполне себе одна.
 

Igra

БЫТИЕ
Странная така дихотомия.
Вот, например, точка зрения что истина есть, но она недостижима, а лишь может быть приближена с некоторой наперед заданной точностью...
Я думаю, что в этом предложении автор сделал попытку скорректироваться:
Все наши индивидуальные картины мира расположены между этими полюсами — кто-то ближе к одному, кто-то к другому.
место вашей формулировке найдется где-то на этом длинном отрезке)
Но в целом я понимаю о чем вы. И все же это, думаю, такой формат. Он ведь пишет в жж. Хотя не факт, что может и по-другому)
 

punto

Active member
Все наши индивидуальные картины мира расположены между этими полюсами
У меня возникает некоторое сомнение в том, что точки зрения "расположенные между этими полюсами" изменяются хоть сколько-нибудь равномерно-непрерывно.
Т.е. сам по себе концепт наличия "шкалы" мне представляется в данном случае не обоснованным.
 

k_ja_ra

Well-known member
А как это следует читать, чтобы приблизиться к истине?
Што нашыя светапогляды залежаць у тым ліку ад нашых псіхалагічных асаблівасцяў? І ў гэтым сэнсе светапогляды такі абіраюцца намі, свядома ці несвядома?
Але гэта не так літаральна выглядае, як у супермаркеце.

Так и пост должен включать подробную инструкции по восприятию.
Ён піша на аўдыторыю, якая ведае, што ён псіхолаг і ўсё такое. Адпаведна робіцца пэўная папраўка на вецер.) Псіхолагі ўвогуле вельмі спецыфічныя людзі.) Са сваёй спецыфічнай лексікай, пасылам і ўсё такое.
Ён якраз "лёгкі варыянт катаржных работ" (с) як па мне.))))

А "НЕ" я почему написал большими буквами?
Потому что по автору "истина есть и я ее знаю".
У сэнсе? Гэта не па аўтару. ) У кантэксце гэтай ягонай фразы, якая на яго погляд, умоўна можа характарызаваць тыпы светапогляду, ключавое - "не ісціна ёсць", а "я яе ведаю".) І я нават сутыкалася з такім.:)

сам по себе концепт наличия "шкалы" мне представляется в данном случае не обоснованным.
Чаму?


Ісціна, можа, і адна. Погляды (нашыя ўласныя субісціны) ў нас розныя. ) І калі хтосьці заяўляе, што менавіта ён ёй, ісцінай, валодае, а астатнія рана ці позны гэта зразумеюць, то для мяне гэта і ёсць тая скрайняя кропка, пра якую кажа Латыпаў. :)
А так...у кожнага ў нас свой каўпак.) У які змяшчаецца болей ці меней.)
 

Igra

БЫТИЕ
У меня возникает некоторое сомнение
Ну и у меня возникают разного рода сомнения. О чем это говорит?) О диалогичности по автору, может?)))))

І калі хтосьці заяўляе, што менавіта ён ёй, ісцінай, валодае, а астатнія рана ці позны гэта зразумеюць, то для мяне гэта і ёсць тая скрайняя кропка, пра якую кажа Латыпаў.
И по автору даже в данном случае было бы неплохо сохранять диалогичность, нет? Потому как утверждения "я знаю истину" и "ты не можешь этого знать" одинаково категоричны, нет?
 

k_ja_ra

Well-known member
И по автору даже в данном случае было бы неплохо сохранять диалогичность, нет? Потому как утверждения "я знаю истину" и "ты не можешь этого знать" одинаково категоричны, нет?
Не ведаю, мажліва.) Але тут мой купал і заканчваецца.) Дыялог з носьбітам ісціны я вельмі складана сабе ўяўляю.) Гэта маналог/вяшчанне, дзе твая роля - толькі слухаць і ўпітваць. ))))
 

punto

Active member
Што нашыя светапогляды залежаць у тым ліку ад нашых псіхалагічных асаблівасцяў?
Зависят.
Но не так чтоб совсем напрямую.
Психология тоже зависит от мировоззрения.
И эти отношения очень непростые...
 

Mahima

переименовалась:)
Читаю "Лавра".
И удивляюсь - мне эта книга не кажется сложной. Мне она кажется какой-то спокойной. Я ее читаю, как (пусть прозвучит пафосно) молитву. Она прямо течет и останавливает время.
Не знаю, откуда такое ощущение. Но оно очень явное у меня.
 
Сверху