я не стала ўдакладняць, што не 40, а ўсе 60, як бачым. Думала, што дастаткова будзе нагадаць вам, што вы палічылі розніцу за год, а гадоў 5, калі мы кажам пра студэнтаў.
хорошо, я поясню еще раз
(сумма рожденных за одну 5-летку - сумма рожденных за вторую пятилетку) х 0,2 = 40 тыс (примерно)
потом я подняла коэффициент до 25%, постаравшись учесть то, как сдают ЦТ
разумеется обе цифры навскидку
теперь, надеюсь, логика моих расчетов вам понятна
Далее рассчитаем влияние рождаемости на число студентов (я понимаю, что вы просто долю студентов посчитали в общей численности людей студенческого возраста, но это не корректно, так как половина студентов в 2010 - заочники, а это очень большой разброс по возрасту)
1) число людей в возрасте 16-22 лет (стат сборники):
2010 - 1 190 тыс
2019 - 853 тыс
2) число студентов/дневное/заочное:
2010 - 443 тыс / 222 тыс или 50% / 221 тыс или 50%
2019 - 261 тыс / 161 тыс или 62% / 100 тыс или 38%
3) доля студентов дневного в численности людей студенческого возраста (заочники по возрасту 25-35 и это в среднем, что обесценивает наши исходные данные в плане численности):
2010 - 222 : 1 190 х 100 = 19%
2019 - 161 : 853 х 100 = 19%
4) разница в исходной численности людей студенческого возраста за счет снижения рождаемости:
1 190 - 853 = 337 тыс чел
5) вузы не получили студентов дневного отделения за счет снижения рождаемости:
337 х 0,19 = 64 тыс чел
6) доля заочников в 2019/2020 - 38%, значит дневников - (100 - 38) = 62%, значит общее число студентов не дошло до вузов из-за снижения рождаемости:
64 : 0,62 =103 тыс чел или 103 : (443 - 261) х 100 = 57%
таким образом, вы, утверждая, что во всем виновата только рождаемость, явно переоценили влияние рождаемости, я, говоря, что рождаемость - не главный фактор - недооценила
в итоге число студентов за 9 лет сократилось почти в два раза, и примерно половина недополученных студентов обусловлена снижением рождаемости
Идем дальше. По цифрам видно, что вузы изменили соотношение форм обучения - если в 2010 г. заочников и дневников было примерно поровну, то в 2019 г. на долю заочников пришлось только 38%.
Значит еще 25 тыс вузы потеряли за счет того, что 25 тыс заочников или еще 14% студентов до них просто не дошли (возможно, поднялись проходные на заочное, или взрослым людям, имеющим уже, как правило, за плечами одно образование, стало влом сдавать цт - можно гадать, но по факту вот так):
64 : (1 - 0,5) = 128 тыс
128 - 103 = 25 тыс
или 25 : (443 - 261) х 100 = 14%
Если захотите сами рассчитать, почему не дошли остальные 29%, даю данные (чтобы уже не искать):
2010 бюджет 150 тыс или 34% / платники 293 тыс или 66%
2019 бюджет 115 тыс или 44% / платники 146 тыс или 56%
Рост цен на обучение загуглите сами.
В любом случае, наряду со снижением рождаемости мы явно видим и снижение мотивации - у заочников и платников.
Студентов больше не стало, конечно. Но проходные на бюджет поднялись прилично. И люди стали задумываться - а стоит ли тратить время/деньги на вышку, раз уж на бюджет все равно большинству не попасть, если работодатели дипломы не смотрят, работы толком нет, а на работе у заочников "отпустите меня на сессию" - тот еще квест, при этом стоимость обучения поднимается, а зарплаты - так как бы и нет.
Спокойной ночи))