Как и обещала, пишу свои впечатления от просмотра "Текста".
[CUT="Осторожно, открывать просвещённым :"]Сразу могу сказать, фильм очень понравился! Мне всего хватило, а послесловие картины , по сравнению с последним предложением романа Глуховского, не ввело в ступор и сомнения, а дало возможность почувствовать, что всё же жизнь Ильи Горюнова не прошла "мимо", что его помнят, о его могиле заботятся и его жизнь не канула в лету.
Когда вместо картины из книги:
"Пришлось хоронить и его, и мать за муниципальный счёт. Похоронили порознь, в могилы воткнули палки с табличками: Горюнова, Горюнов. Там они и торчали, пока не пришло время все это дело уплотнить.
Застряли Горюновы в две тысячи шестнадцатом, а мир поехал дальше.
У Нины родилась дочка. Есть люди, от которых что-то остается, а есть люди, от которых не остается ничего."
В эпилоге фильма показаны ухоженные могилы с крестами, портретами Горюновых, их именами с датами рождения и смерти, когда мы понимаем, что Нина приходит на могилу с дочерью Петра Хазина, это помогает зрителям смягчить горечь финальных кадров фильма. По крайней мере для меня эти кадры стали очень утешительными после финала. До дрожи сердечной тронула последняя сцена, которая показывает путь Ильи Горюнова "домой". Не смогла удержать слёзы.
Насколько я не люблю Александра Петрова, но в этом фильме он стал для меня идеальным образом. Мне кажется, что Петров раскрыл своего героя полностью. Для меня были понятны все мотивы его поступков, и не потому, что я книгу прочитала. Много раз в течение фильма спрашивала себя, поняла бы я этот сюжет, мотивы, поступки без чтения романа и понимала, что всё прекрасно поняла бы.
Очень впечатлило развитие сюжета с рисунком. По книге мы знаем, что это была иллюстрация Ильи к рассказу «Превращение» Кафки. В фильме конечно не очень понятно, что это за рисунок. Его Илья начал рисовать ещё до тюрьмы. В книге он в самом финале садится дорисовывать иллюстрацию, где изображён наполовину человек, наполовину насекомое.
И вот эта сюжетная нить рисунка в фильме, когда Илья в течение всего фильма постепенно трансформирует человека на рисунке в насекомое, с клешнями и жвалами, а в самый последний момент своей жизни стирает все дорисованные признаки насекомого, и на рисунке отстаётся только образ человека!
Мне кажется, очень выразительный и говорящий кадр.
По поводу духовно-христианской философии книги я писала выше, в темке о книгах; фильм уверил меня в моих мыслях. Опять же, на протяжении всей картины ещё одна линия, лейтмотив веры, отношения между Церковью и человеком, причём не Церковью, как института, догматической, а именно человеческой, прослеживается с самых первых кадров возвращения Ильи домой.
Опять же из всего романа Глуховский для сценария выбирает слова матери о самоубийстве, так же в начале Илья в комнате матери кладёт иконы ликами вниз, а перед своей смертью ставит иконы на место.
Первая, если я не ошибаюсь, Икона Святой Блаженной Матроны Московской, а второй образ - Икона Божьей Матери "Семистрельная". В этом образе кроется несколько смыслов. Прежде всего-это образ Матери, душу которой пронзают семь стрел. Число семь в Священном Писании означает "полноту" чего-то, в иконописи семь стрел, пронзающих Матерь Божию в одном из значений означают полноту горя, которую перенесла Пресвятая Дева, когда распинали её сына, то есть горе матери. Перед этой иконой молятся о смягчении злых сердец, избавлении от жестокосердия, успокоения враждующих, о прекращении вражды между близкими людьми, о рождении в душах людей милосердия, а так же о разрешении вражды между детьми и родителями.
Мне кажется, совсем неслучайно этот образ выбран для финальных кадров фильма.
Из всех актёров меньше всего понравилась Асмус в роли Нины. Вроде бы ничего особенного ей играть и не надо было, а какая-то "плоская" она мне показалась! Всё остальные-молодцы!
Если где-то и хотелось чего-то побольше, то в данный кинометраж конечно невозможно вместить весь роман. Тогда нужно было бы снимать как минимум мини-сериал.
Единственное, что ужасно расстроило и жутко раздражало, это постоянное пи-пи-пи за кадром! Ну это просто издевательство какое-то! Это что вообще было??!! Фильм 18+!!! Я вообще не понимаю к чему было это запикивание?! Может они теперь и в романе многоточие будут ставить вместо печатного слова?!
Даже не знаю, будет ли существовать вариант просмотра без этого пи-пи-пи, но я очень хочу посмотреть "Текст" с полноценными диалогами и речью, половина диалогов вообще была мною не понята и не прослушала как нужно из-за этих пиликаний. Первый раз слышу такой кошмар! До этого в кинотеатрах ни разу не слышала такого! [/CUT]
Пока остановлюсь на этих впечатлениях!

Если ещё что-то вспомню, попозже допишу!
