[FONT="]В отношении платы за снос. Мнение.[/FONT]
[FONT="]Уважаемые соседи, те, кто строит квартиры без получения льготного кредита, но как нуждающиеся, уважаемое правление, сейчас я попробую вам доказать, и если вы со мной согласитесь, прошу Вас попробовать доказать это тем, кто пытается заставить нас платить за снос строений. [/FONT]
[FONT="]Наш дом в целом, в том числе и те члены ЖСПК, кто строит без льготных кредитных средств, но как нуждающиеся, не должны платить за снос строений. [/FONT]
[FONT="]Вот почему.[/FONT]
[FONT="] Выдержки из [/FONT]
[FONT="]ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ[/FONT][FONT="][/FONT]
[FONT="]30 марта 2007 г. № 407 [/FONT]
[FONT="]С КОММЕНТАРИЯМИ[/FONT]
[FONT="]О некоторых вопросах, связанных со сносом жилых домов на земельных участках, изымаемых для государственных нужд[/FONT]
[FONT="]ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке определения усредненного показателя компенсации заказчиками (застройщиками) жилых домов местному бюджету стоимости жилых помещений либо безвозмездной передачи в коммунальную собственность жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство[/FONT]
[FONT="]Порядок и условия компенсации заказчиками (застройщиками) жилых домов местному бюджету[/FONT][FONT="] стоимости жилых помещений либо безвозмездной передачи в коммунальную собственность жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство, [/FONT][FONT="]определяется в договорах, заключаемых между местными исполнительными и распорядительными органами и этими заказчиками (застройщиками). Где этот договор, когда он был заключен. При этом ниже по тексту Положения указывается, когда этот договор заключается.[/FONT]
[FONT="]2. Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно при формировании проектов местных бюджетов производят расчет усредненного показателя в соответствии с настоящим Положением и утверждают его отдельно по каждому городу, в котором в планируемом календарном году предусмотрено переселение граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство.[/FONT]
[FONT="]3. Размер усредненного показателя на планируемый календарный год определяется в процентах по следующей формуле:[/FONT]
[FONT="] [/FONT]
[FONT="]УП = Sпер. : Sввод. * 100,[/FONT]
[FONT="] [/FONT]
[FONT="]где:[/FONT]
[FONT="]УП – усредненный показатель;[/FONT]
[FONT="]Sпер. – общая площадь всех жилых помещений в городе, требуемых для переселения в планируемом календарном году граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство;[/FONT]
[FONT="]Sввод. – общая площадь всех жилых помещений [/FONT][FONT="](именно площадь помещений)[/FONT][FONT="] в жилых домах, предполагаемых к вводу в эксплуатацию в городе в планируемом календарном году[/FONT][FONT="], [/FONT][FONT="]за исключением общей площади жилых домов (именно общей площади жилых [/FONT][FONT="]домов[/FONT][FONT="], а не отдельных помещений)[/FONT][FONT="], строящихся для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой (что такое государственная поддержка указано ниже).[/FONT]
[FONT="]То есть если исключается, то площадь целого жилого дома, а не площадь квартир, строящихся за льготный кредит.[/FONT]
[FONT="] [/FONT]
[FONT="]4. [/FONT][FONT="]До принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка и выдачи разрешения на строительство[/FONT][FONT="] [/FONT][FONT="]объекта местными исполнительными и распорядительными органами с заказчиками (застройщиками) жилых домов (независимо от наличия на предоставляемом земельном участке жилых домов, подлежащих сносу) заключаются договоры, в которых могут предусматриваться:[/FONT]
[FONT="]обязанность заказчиков (застройщиков), а также условия, размер, сроки выплаты компенсации местному бюджету стоимости жилых помещений либо безвозмездной передачи общей площади в коммунальную собственность жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство;[/FONT]
[FONT="]Где этот договор, когда он был заключен, на каких условиях. Если он был заключен до выдачи разрешения на строительство, то почему про необходимость уплаты стало известно только сейчас.[/FONT]
[FONT="] [/FONT]
[FONT="]5. Компенсация заказчиками (застройщиками) местному бюджету стоимости жилых помещений либо безвозмездная передача в коммунальную собственность жилых помещений не производится:[/FONT]
[FONT="]5.1. при строительстве жилых домов (опять же жилых домов, у нас строится дом) для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой;[/FONT]
[FONT="]На что ссылаются в ответе?[/FONT]
[FONT="] [/FONT]
[FONT="] [/FONT]
[FONT="]В отношении государственной поддержки[/FONT]
[FONT="]Государственная поддержка при улучшении жилищных условий: понятие, формы и условия предоставления.[/FONT]
[FONT="]В соответствии с Положением о едином государственном заказчике по строительству жилых домов граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224, под государственной поддержкой понимается комплекс мероприятий, направленных на оказание гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поддержки со стороны государства в виде льготных кредитов и одноразовых безвозмездных субсидий при строительстве этими гражданами жилья.[/FONT]
[FONT="]Это определение на протяжении долгого времени являлось единственным установленным законодательно и сводило государственную поддержку всего к двум формам: льготные кредиты и одноразовые субсидии.[/FONT]
[FONT="]Одновременно с этим ряд норм старого Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) указывали на существование иных форм государственной поддержки. Так, в ст. 13 ЖК говорилось, что право на получение льготных кредитов, субсидий
и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения имеют малообеспеченные трудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статьей 9 ЖК опять же было установлено, что граждане имеют право [/FONT]
[FONT="](но не обязанность)[/FONT][FONT="] получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке льготные кредиты, субсидии и
иные формы государственной поддержки на те же цели.[/FONT]
[FONT="]Со вступлением в силу 2 марта 2013 г. нового ЖК указанный [/FONT][FONT="]недостаток частично устраняется. В соответствии с п. 6 ст. 1 нового ЖК
государственная поддержка при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений представляет собой комплекс мер, направленных на оказание гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поддержки государства(льготные кредиты, одноразовые субсидии на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений
и другие виды государственной поддержки) при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений. Таким образом, льготные кредиты и субсидии приведены как пример среди прочих видов государственной поддержки и взяты в скобки, а
сама государственная поддержка является комплексом мер, совокупность которых ограниченна только признаком направленности на определенные цели и
категорией граждан.[/FONT]
[FONT="]Прямая и косвенная господдержка[/FONT]
[FONT="]В теории жилищного права выделяют прямую и косвенную государственную поддержку. При этом под прямой господдержкой понимают денежные средства (строительные материалы и др.), предоставляемые гражданам безвозмездно либо на льготных условиях и направляемые непосредственно на строительство, реконструкцию или приобретение жилого помещения (льготный кредит, субсидия и др.). В свою очередь, в понятие
косвенная государственная поддержка включают налоговые льготы и государственные гарантии, связанные со строительством жилья нуждающимися в улучшении жилищных условий.[/FONT]
[FONT="]Еще один механизм государственной поддержки может быть отнесен как к косвенному, так и к прямому виду в зависимости от направления полученных средств. Речь идет о суммах проиндексированных именных приватизационных чеков «Жилье», которые в соответствии с Положением о порядке индексации именных приватизационных чеков «Жилье», утвержденным постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.11.2006 № 1529, могут быть использованы гражданами и членами их семей,
состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели. В случае направления сумм, полученных от индексации чеков «Жилье» непосредственно на оплату стоимости строительства, индексация чеков «Жилье» будет относиться к прямой государственной поддержке, в случае же погашения указанными средствами кредитов, полученных на строительство, индексация чеков «Жилье» будет являться видом косвенной государственной поддержки.[/FONT]
[FONT="]Абз. 2 ч. 14 главы 2 Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 262,
также включает в перечень мер государственной поддержки налоговые льготы и государственные гарантии, не определяя их точного состава. Однако, вычленив нормы, содержащие косвенные виды государственной поддержки граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленные различными нормативными правовыми актами, можно выделить ряд конкретных механизмов ее оказания.[/FONT]
[FONT="]Механизмы оказания косвенной господдержки[/FONT]
[FONT="]Одним из механизмов оказания гражданам косвенной господдержки при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья является предоставление
им права при уплате подоходного налога на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры (ч. 1 п. 1.1 ст. 166 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).[/FONT]
[FONT="]Право на такой имущественный налоговый вычет имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.[/FONT]
[FONT="]Для молодых и многодетных семей предусмотрен еще один механизм получения косвенной господдержки - возможность получения финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк», которая выражается в оплате из средств бюджета определенной в процентном отношении части задолженности по оплате кредита. Размер оказываемой финансовой помощи зависит от количества несовершеннолетних детей в семье.[/FONT]
[FONT="]Данный институт заложен в Указе Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее - Указ № 13). Детально порядок предоставления финансовой поддержки многодетным и молодым семьям регламентируется Положением о порядке предоставления многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2008 № 1424, и Положением о порядке предоставления молодым семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2011 № 243.[/FONT]
[FONT="]Следует так же отметить, что при строительстве жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательство предусматривает ряд ограничений для застройщика при формировании стоимости строительства. Такие особенности предусмотрены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.04.2008 № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен».[/FONT]
[FONT="]Резюмируя изложенное, можно привести следующий перечень механизмов косвенной государственной поддержки:[/FONT]
[FONT="]•субсидия на погашение задолженности по льготным кредитам;[/FONT]
[FONT="]•право на имущественный налоговый вычет;[/FONT]
[FONT="]•финансовая помощь в погашении многодетным семьям;[/FONT]
[FONT="]•финансовая помощь в погашении молодым семьям;[/FONT]
[FONT="]•финансовая поддержка молодым и многодетным семьям;[/FONT]
[FONT="]•пониженная процентная ставка;[/FONT]
[FONT="]•регулируемое ценообразование при строительстве жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий.[/FONT]
[FONT="]Также сделаем вывод о том, что можно говорить о понятии государственной поддержки в узком смысле (льготный кредит и субсидия) и широком смысле - как о совокупности льгот и гарантий, предоставляемых государством гражданам, состоящим либо состоявшим на учете, в связи с улучшением ими своих жилищных условий.[/FONT]
[FONT="]Условия для получения господдержки[/FONT]
[FONT="]К условиям, соблюдение которых необходимо для получения государственной поддержки, можно отнести следующие:[/FONT]
[FONT="]•пребывание на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;[/FONT]
[FONT="]•начало процесса улучшения жилищных условий, с соблюдением порядка очередности;[/FONT]
[FONT="]•отнесение к одной из категорий установленных п. 1.1 Указа №13;[/FONT]
[FONT="]•отнесение к категории малообеспеченных.[/FONT]
[FONT="] [/FONT]
[FONT="] [/FONT]
[FONT="]Если вести речь о всех мерах государственной поддержки, то только первое является единственным общим для всех мер необходимым условием.
Первое условие не нуждается в пояснениях. Остальные условия необходимы для получения государственной поддержки в форме льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство как мер, имеющих наибольший удельный вес в системе государственной поддержки.[/FONT]
[FONT="]Второе условие заключается в том, что лицо, претендующее на государственную поддержку, должно документально подтвердить возникновение правоотношений, результатом которых будет приобретение жилья, поскольку государственная поддержка всегда носит целевой характер.
Началом процесса улучшения жилищных условий можно считать вступление гражданина в организацию застройщика, заключение договора создания объекта долевого строительства, получение разрешения на строительства (реконструкцию) индивидуального жилого дома или заключение договора купли-продажи жилого помещения. Соблюдение порядка очередности состоит в том, что впереди состоящие лица либо также начали процесс улучшения жилищных условий, либо отказались по каким-либо причинам.[/FONT]
[FONT="]Третье условие возникло со вступлением в силу Указа № 13 (17.01.2012),
который ограничил круг лиц, имеющих право на государственную поддержку. В настоящий момент право на получение льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство обусловлено отнесением лица к одной из категорий, установленных п. 1.1 Указа № 13.[/FONT]
[FONT="]Наибольшего внимания заслуживает последнее условие, поскольку наличие первых двух условий обеспечивается за счет последовательности возникновения одних правоотношений из других. Проверка уровня доходов семьи не осуществляется при принятии на учет по общей категории. Малообеспеченность является специфическим условием предоставления государственной поддержки в форме льготного кредита и одноразовой субсидии.[/FONT]
[FONT="]В п. 1.1 Указа № 13 закреплен закрытый перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной поддержки. Первые четыре категории перечня, одна из которых собирательная, названы без применения каких-либо ограничивающих признаков. Дальнейшее перечисление вводится фразой, добавляющей ко всем последующим категориям признак малообеспеченности: «малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, .., из числа:».[/FONT]
[FONT="]Таким образом, подводя итог, можно сказать следующее. В нашем доме все нуждающиеся, все включались в ЖСПК решением государственного органа, следовательно, все имеют право
(но не обязанность) на государственную поддержку (льготный кредит, налоговые вычеты, чеки «Жилье» и т.п.), при строительстве нашего дома ценообразование строительных работ регулируется и контролируется государством.[/FONT]
[FONT="]Исходя из изложенного, прямо следует, что наш дом строится для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. Далее смотрим пункт 5 Положения, утвержденного постановлением Совмина.[/FONT]
[FONT="]Что если я не захотел взять кредит (сэкономил государственные средства) или не смог к примеру собрать нужных поручителей, или не захотел заморачиваться с налоговым вычетом, то я что перестал быть нуждающимся и потерял право на господдержку.[/FONT]
[FONT="]Также не все, что заложено в смете, должно оплачиваться. Все сметы на строительство составляются по главам, которые содержат определенные затраты. И по шаблону туда все включается в максимальных размерах. Вместе с тем, если каких включенных в смету мероприятий не проводилось, или они не соответствуют условиям конкретного строительства, то они не оплачиваются.[/FONT]