Kolina mama, ну, тут сложно так объяснить в двух словах

первое - я немного понимаю ребенка - в том смысле, что я очень внимательно наблюдаю за ним, пытаюсь анализировать и т.п. Т.е. есть какое-то общее представление
второе - я спрашиваю. Только не просто спрашиваю - а почему ты ударил, а пытаюсь проговорить причину. Например - ты очень разозлился? Ты так разозлился, что захотел сделать больно. Ты очень хотел, что бы я на тебя обратила внимание? Тебе было скучно? Ты уже устал...
как правило ребенок отвечает на вопрос, особенно если он правильно задан. Со временем он не только стал отвечать, но и сам рассказывать, если я неправильно предположила. Нет, я не устал, я просто рассердился, что не пришел папа. Я ждал, что он будет забирать меня из садика. (капризничает в раздевалке, не хочет сам одеваться)
не факт, что мы всегда доходим до истины. Поэтому, особо озадачившие меня моменты я записываю, при чем как можно подобнее. Как мои впечатления, так и то, что я думаю по этому поводу. Если ситуация повторяется, а я так и не поняла, в чем причина - то начинаю отмечать какой-то кусок до ситуации - и тоже записываю - несколько таких записей, как правило, помогают увидеть систему. У нас так было с завтраком в садике, когда отводила бабушка - ребенок закатывал скандал. что он есть не будет и т.п. Оказалось, мне просто в голову не приходило спросить об этом у бабушки, что она по дороге его подкармливала печеньем и т.п. для того, что бы он быстрее одевался, шел, ехал и т.п. Конечно, к завтраку он был готов. Но выяснили такой банальный факт только через несколько недель! (бабушка водила 1-2 в неделю).
а если все равно не понимаю - иду к психологу

У меня на работе, благо, есть. Иду к ней - и в течении 15 минут ситуация приобретает новое видение. Не всегда это позволяет ее сразу решить, но по крайней мере наводит на какие-то новые рассуждения, новые решения.
Как вариант - консультация по Инету, обсуждение на форуме
