Я часто встречала людей, которые говорили, что любят петь, но при этом я никогда не слышала, чтобы они вот так спонтанно взяли бы и запели. Меня это удивляет, т.к. если ты любишь кататься на велосипеде, то ты на нем ездишь, или бегать по утрам....И у меня начинают бродить мысли: или это настолько интимно, ведь если сказать, что я люблю секс
то это вовсе не значит, что тут же и в этом месте следует приступить к практике или....не все так просто с "любить это".
Работая с учениками постоянно сталкиваюсь с тем, что если попросить к игре на фортепиано добавить пропевание, то это вызывает очень много смущения. Да, мне самой непросто, т.к. в моем опыте, меня постоянно кто-то оценивал в качестве спетого, чистоте интонации, звучанию моего голоса. Поэтому мне сложно отбросить этот опыт, и быть собой, просто петь, иметь право на ошибку, сделать что-то неидеально. Поэтому, я всегда выдаю много поддержки в преодалении волнения при пении. Я признаю, что в этот момент человек чувствует свою уязвимость...Почему-то в нашей культуре принято (сужу по степени того, что часто с этим сталкивалась), одергивать, сообщать, что вот сейчас ты поешь плохо. Да это связано с тем, что от каждого голоса в ансамбле зависит многое, и получаемый продукт может быть некачественный, если участник не идеален. Но возможно, это было впервые в его жизни, что он предъявил свой голос.
С самого рождения человек пользуется выразительностью интонации, мама, умеющая слушать, различает потребности ребенка по его плачу. Позже, достаточно интонации и пары звуков, чтобы понять, чего же хочет малыш
Речь человека очень мелодична, чувствительность слуха - просто потрясающа, особенно, если учитывать, что в этом мире звучит все!!!только особенности восприятия заключаются в том, что ориентируемся больше полагаясь на визуальные стимулы, я не буду тут писать про иерархию каналов восприятия, т.к. очень многое зависит от контекста....ситуациями, с которыми чаще всего приходится встречаться.
Но хочу поговорить об опыте пения. У ребенка очень мало возможности пользоваться выразительностью своего голоса. Когда кричит, то скорее всего "заткнут" и переключат(соски и игрушки), очень мало родителей предоставляют возможности "пользоваться" и "исследовать" интонационное богатство на своем примере, как же так: требовать нельзя-субординация, печалиться тоже нет -включается тревожность, с этим же надо что-то делать, бурно радоваться-перевозбудиться, такой ребенок неудобен...А потом родители, зная, что музыка и пение полезно, организуют муз.занятия в д\с или доп.образование. А ребенок не хочет, испытывает дискомфорт в проявлении своей настоящести, ведь он уже столько раз встречал "стоп" от взрослых.
Сами по себе муз.занятия в д\с ...я там вижу очень много минусов, самый главный -толпу детей надо удерживать и направлять в единое русло, а чаще всего это будут агрессивные методы воздействия, а т.к. пение, как и вообще музыка связана с расслаблением, то считай, это невозможно в такой обстановке приобретать опыт. Тем более у каждого ребенка разные потребности и актуализации, всем угодить и подстроиться крайне сложно. Поэтому у меня к качественным занятиям требование номер 1 - это малая группа. Неудивительно, что к школе или поступлению в ДМШ - спеть любимую песню - проблема. Но главный косяк в том, что т.к. опыта мало, часто встречается дискординация голоса и слуха, т.е. ребенок слышит прекрасно, свою фальш и у других, но сам спеть не может,просто потому что слишком мало звучал, пел в свое удовольствие. И мне очень грустно, когда это становится единственным препятствием, чтобы быть в музыке, учиться играть на муз.инструменте.
Начинаю понимать почему же поют либо надравшись покрепче.... караоке, или в том же состоянии у костра; или в трезвости, но в ванной, главное чтобы поменьше людей услышало или по крайней мере оценивание было не так травматично.
Спасибо той возможности, которую организовала Алина и людям, которые были рядом со мной во время пения в среду
я увидела настоящего педагога, который способен не морщить лицо, когда певцы не попадают в ноту. А сколько раз я видела это на своих занятиях на вокале в универе ( я понимаю, что это про мою чувствительность), но ходить добровольно на пытку???увольте...хоть и снизили мне оценку на экзамене именно потому, что ходила реже, чем одногруппница, хоть у нее похуже с вокалом (((. Помимо бережности в восприятии того, что мы напели, там было очень тонко в направлении работы. Не было такого "тыкания носом" в ошибку, а просто мягкое сопровождение: попробуй еще раз, давай вместе, а потом один. Ведь реально, это такая сфера, когда порой слово не сработает, а скорее ухо и погружение в себя. Это как мне неспособной к дирижированию (теперь понимаю, что это выросло из моего "телесного"опыта, зажимов), было понятнее, когда педагог брал мою руку в свою и мы делали вместе.
Так вот, мне пелось так же легко, как и дышалось, я не чувствовала того, что мир рухнет, если я спою не ту ноту. А прелесть народного пения как раз в том, что звук открыт, а наложение гетерофонии (когда на мелод.линию накладываются свободные подголоски, порой звучащие резко) похож на многоголосый гул в толпе. То что пелось, звучало так естеcтвенно, когда ты не думаешь, говоришь ты или поешь.