Лучик,
ну, ориентиров много. Можно взять книжки, в которых есть таблички - что должен уметь делать ребенок определенного возраста, такая информация есть и в интернете.
если интересно, у меня есть табличка по возрастам (лет с 3 кажется) - но я смогу ее выложить только к осени - когда домой вернусь.
А можно посмотреть на форумах, где общаются Ваши ровесники, чуть старше - младше. Что-то тут увидеть.
Можно ориентироваться по книжкам с играми, тестами, заданиями. Ведь есть такие, где указан возраст. И идти от обратного.
А можно самой сесть и прикинуть.
Тут ничего сложного.
В любом возрасте будет следующее:
- физическая активность
- развитие восприятия(слух, зрение, обоняние, осязание)
- речь
- эмоции
- мышление
- моторика
- кругозор (информация, знания)
- чтение
- искусство
- творчество
правда, список получается большой. Поэтому я далеко не все и всегда оставляю в активе. И ориентируюсь в первую очередь на ребенка. Пример - сейчас мы на даче - очень много движений и т.п. понятно что физ активность будет легко и приятно встраиваться. А вот знакомить с музыкой и живописью сейчас не буду. Во-первых потому, что нет особой возможности, во-вторых потому, что сейчас интерес к этому явно поутих.
Далее, запланировать творчество иногда сложно. В том смысле, что хорошо бы ВСЕ игры организовывать так, что бы был простор для творчества. А можно и иначе. Например, Вы знаете, что Ваш ребенок замечательно относится к рисованию - всегда с радостью, замирает и т.п. То ясно, что надо давать ему возможность творить всегда, когда возникло желание, когда есть средства, место и время. И может пока стоит отложить что-то иное.
как же выбрать из списка. Я ориентирусь еще и на то, что "западает" на данный момент. Например, у нас есть вопросы по речи. Поэтому понятно, что заниматься речью мы будем постоянно. Другой вопрос, какими именно аспектами.
ну, думаю, что с выбором основных направлений понятно.
И не страшно, что невозможно охватить все, или когда какой-то аспект мало охвачен. Ведь это план на какой-то промежуток времени. Вы скоро его пересмотрите - и сможете изменить акценты.
Теперь вопрос другой. Что именно нужно делать в каждом направлении. Опять исходя из тех же ориентиров. Выбираем что-то одно, два, три. Много не надо. Много надо тогда, когда Вы не раз попробовали, знаете, что идет замечательно, представляете что и как и т.п. Начинать советую с 1-2 пунктов.
Вот, допустим, Вероника - ей почти 3 года. Смотрим нормы развития на 3 года - все ли она умеет делать? Что-то нет. Значит надо на это обратить внимание. Например, она не умеет перепрыгивать предметы. Вот в активность пишем - перепрыгивать.
И игры подбираем с такими заданиями. Когда определились что хотим - искать не так и сложно. Можно придумывать самим. Сразу хорошо прикинуть- когда и где будет удобно поиграть в них: на удице, дома, с утра, перед обедом и т.п.
и так по тем направлениям, что определили вначале.
вот и все
теперь, что касается книжек. Вы имеете в виду книжек с заданиями или книжки для чтения? Книжки с заданиями - по тем направлениям, что хотим задействовать. Поэтому мне очень нравится детский сад 2100 - у них тетради разрезные - и я вырезаю то, что мне интересно в данный момент. И еще есть серия папки дошкольника - там тоже удобно доставать листики по нужной тематике из разных папок и уровней.
если для чтения. То еще проще. Во-первых по возрасту. Есть множество списков книг по возрастам в интернете, если сами сомневаетесь. Я переодически их просматриваю. Иногда попадаются интересные книжки, про которые я забыла или не знала вообще. Дальше - интерес. Вот сейчас у нас рыцари - поэтому и читаем про рыцарей, и сказки про то же придумываем, считаем рыцарей, строим замки, рисуем турниры, лепим оружие и т.п. Это всего лишь фон, на котором можно играть во многое. Главное уметь играть вообще.
Да, книжку про рыцарей так сходу непросто найти. Но если очень хочется - то получается. А если бы не нашла? То нашла что-то другое. И это тоже не страшно. До рыцарей у нас прекрасно шли сказки Остера. При том, что тематика тогда была древние цивилизации. То есть, если есть возможность связать с тематикой - то да, а если нет - ну и ладно
на самом деле - это не система. Это "рыба" - скелет - ориентир - якорь - как хотите назовите. Это просто некая точка опоры, от которой легче отталкиваться в играх, что бы не пропустить, что-то очень важное.
Самое сложное - начинать. Но если Вы вработаетесь, разберетесь, найдете удобный для Вас вариант - то все становится просто.
и еще. Все книжки - таблицы, что должен уметь делать ребенок - усредненные. И вполне может быть, что Вашему ребенку не подойдут. Что-то будет рано, что-то поздно. Главное искать в них рациональное зерно. И часто так бывает, что какие-то моменту ну упорно не идут вообще. Ну, например, ребенок никак не может научиться кувыркаться, или считать. Это не катастрофаю И не надо все силы, всю королевскую конницу, всю королевскую рать бросать на эту "проблему". Вполне возможно, что просто не пришло время. Надо дать небольшой перерыв и попробовать снова. Почитать - поискать другие варианты того же. Может Вы неправильно объясняете, показываете и т.п. Сходите в гости к ребенку, у которого получается - возможно дети разберутся сами. Или Вы поймете что-то. Обсудите на форуме. сходите к специалисту. Но не давите ребенка, что он ДОЛЖЕН!