Во - первых, это не отличие, а сходство. А , во - вторых, эту самую свободу движений никто СВОБОДНЫМ пеленанием не стесняет:
ребенок еще «помнит» тот комфорт, который он испытывал, находясь внутри материнского организма: температура окружающей среды была постоянной, а необходимое питание и кислород поступали через сосуды пуповины, которой он был неразрывно связан с матерью. Даже когда ребенок мочился, это не доставляло ему никаких неудобств.
Внутри организма матери ребенок находится в ограниченном пространстве, в типичной для этого периода развития эмбриональной позе: голова наклонена к груди, конечности согнуты и прижаты к передней поверхности тела. Эмбриональная поза оптимальна для нормального течения родов.
Поэтому вполне естественно, что переход из привычной среды существования в новую должен происходить постепенно, и в первые две-три недели жизни ребенка это в определенной степени достигается постоянным пеленанием. На третьей — четвертой неделе жизни, а иногда и раньше наступает следующий этап: ребенку надевают ползунки — сначала в дневные часы, а затем и на ночь, хотя некоторые дети лучше спят в пеленках.
В настоящее время принято свободное пеленание: очень важно, чтобы малыш мог свободно двигать и руками, и ногами. Одежда ребенка должна защищать его от большой потери тепла, но в то же время не вызывать перегревания и не стеснять движений. В первые два-три дня после рождения ребенка пеленают с руками, потом руки оставляют свободными. На ночь после купания лучше пеленать с руками.
Как же правильно пеленать ребенка? На пеленальном столике разворачивают теплую пеленку, затем на нее кладут тонкую пеленку — тоже развернутую. В качестве подгузника можно использовать сложенную в несколько раз марлю или пеленку или надевать одноразовые подгузники (использование одноразового подгузника обеспечивает свободное пеленание, а если вы используете тканевой подгузник, то для свободного пеленания нужно сделать подгузник не из одной тонкой пеленки, а из двух, или из одной теплой). В случае если используются подгузники из ткани, между пеленками можно поместить маленькую клеенку размером 30х30 см.
На ребенка сначала надевают распашонку из тонкой хлопчатобумажной ткани или натурального трикотажа. В зависимости от температуры воздуха в помещении, используют распашонку — обычную или с зашитыми рукавами. Распашонку запахивают сзади, расправляют на спине, чтобы не было складок, и загибают. Затем надевают кофточку или теплую распашонку, которую запахивают спереди и также подворачивают выше пупка. Ребенка кладут на подготовленное на пеленальном столике белье, надевают одноразовый подгузник, или, в случае использования тканевого подгузника, закладывают его между ног, захватывая ягодицы и половые органы. Затем ребенка заворачивают в тонкую пеленку так, чтобы ее верхняя часть доходила до подмышечных впадин (руки оставляют свободными). Нижний конец пеленки обертывают вокруг ноги во избежание потертостей, снизу пеленку подгибают. Ноги не выпрямляют: ребенок должен свободно двигать ногами. Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. Пеленать ребенка нужно обязательно перед каждым кормлением, а между кормлениями — в том случае, если он мокрый и беспокоится.
Таким образом, основной принцип свободного пеленания — не ограничивать движений ребенка и дать ему возможность занять удобное положение.
Наталья Белоусова
Ассистент кафедры детских болезней
Московской медицинской академии
им. И. М. Сеченова,
к.м.н., врач высшей категории
http://www.9months.ru/press/4/29/index.shtml