ollalla, может подскажите, у нас последнее "т" часто на "к"заменяется, например вместо "робот" - "робок", вместо "самолёт"-"самолёк" и т.д. Я стараюсь исправлять. Это почему так?
1.
Подобные замены [К], [К'] на [Т], [Т'] («таньти» - коньки, «тино» - кино), [Г], [Г'] на [Д], [Д'] («дуси» - гуси, «дездо» - гнездо), а [Х], [Х'] на [Т], [Т'] («твост»-хвост, «титлый» - хитрый) часто встречаются у трёхлетних детей. Это так называемые возрастные замены. Перечисленные звуки могут и вообще отсутствовать («от»- кот, «ости» - гости, «леб» - хлеб). Чаще всего, эти милые ошибки проходят сами собой к четырем годам.
2.
Звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х'] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез
Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков - нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться.
3. «Ленивый» язык
Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т'], [д], [д'], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К'] [Г], [Г'] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х'] - образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом.
Я думаю у вас 3 пунктик
Дифференциация звуков [К-Т] на слух.
- Игра "Хлопни-топни". Инструкция: "Если услышишь слог ТА - хлопни, если услышишь слог КА - топни". Позднее, игра проводится на материале звуков. На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи.
Б. Дифференциация произношения звуков [К-Т].
1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик-поезд". Инструкция: "Когда я говорю дождик, ты произносишь звук [К], когда я говорю поезд, ты произносишь звук [Т]".
2. Повторение по одному, по два и по три слога со звуками [К-Т].
ка - та - ка та - та - ка
ты - кы - ты ко - ко - то
ку - ту - ту ты - кы - кы
3. Повторение слов и называние картинок.
Словарь: кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, девятка, дудка, утка, кот, ток, комета, комната, комод, конфета, копыто, кофта, подкова, молоток, моток, охотник, тук, стук, путник, спутник, каток, конфета, тыква, свисток, селедка, лодка, платок.
4. Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Задания:
а) "Посчитай до пяти". Выбирается несколько слов из вышеуказанного словаря,
б) "Спроси и ответь". Про любой неодушевленный предмет ребенок спрашивает и отвечает: "Это что? - Это канат". Про любое животное ребенок спрашивает и отвечает: "Это кто? - Это собака" или "Кто тут? - Тут овца".тому попробуйте так поиграть...коротко..