Я считаю, что главное НЕ вбивать ребенку в голову мысль, что любая собака изначально настроена агрессивно по отношению к нему, что это ужасное существо, которое лижет какашки и нюхает чужие собачьи попы, поэтому от него надо держаться подальше всегда, потому что оно либо укусит и занесет заразу, либо оближет и занесет заразу. Это хоть и утрированно, но таких людей я встречала немало.
Мои родители еще в раннем детстве объяснили мне, что собака - это друг, компаньон в играх, с ними весело и т.д., но собака не может разговаривать, поэтому выражает все совсем другими способами, научившись понимать которые можно c ней полноценно общаться и не попадать в проблемные ситуации. Понятно, что собаки могут вести себя агрессивно, но редко бывает, что это возникает на пустом месте и чаще всего чем-то провоцируется.
Вот несколько правил поведения с животными, которые легко объяснить ребенку:
1. Собакам необходимо личное пространство, особенно когда они едят, отдыхают или спят. В этот момент их надо оставить в покое и не лезть с играми.
2. Собаки могут уставать от чрезмерного внимания и слишком активных игр долгое время. Есть предупреждающие знаки, которые собаки дают в таких случаях – например, тихонько рычат, уходят и прячутся, отворачивают голову и т.д. Ребенок должен знать, что в таком случае надо заняться чем-нибудь другим, а не продолжать терроризировать собаку.
3. Некоторые собаки (которые живут там, где нет детей) могут реагировать агрессивно, если ребенок резко начнет бегать, прыгать или кричать возле собаки. Поэтому если собака незнакомая, таких вещей делать не надо, пока реакция собаки не станет известной. То же самое касается резкого поднятия рук, а особенно рук с палками, лопатками и т.д. Тут любая собака, даже собственная, может среагировать, потому что это инстинкт и собака будет защищать себя или хозяина.
4. Чужие собаки могут быть недовольны, если их гладят или трогают. Опять–таки, ребенок должен спросить разрешения у хозяина, можно ли погладить, поиграть с собакой. Если хозяин сказал нет или собака сама развернулась и ушла, то ребенок не должен воспринимать это как личную трагедию (не раз наблюдала такие случаи). Можно объяснить ребенку, что собачка боится детей, например. Перед тем, как погладить собаку, ребенок должен поднести руку к собаке на расстояние 15 см тыльной стороной вперед. Так собака знает, что просят ее разрешения. Дальше смотрите на хвост – если он виляет, значит, собака спокойна, если зажат между лапами - ей страшно. Если собака начинает тянуться к руке, значит, она хочет знакомиться, тогда надо развернуть ручку ладошкой вперед и дать ей понюхать. Так ребенок попросил разрешения на то, чтобы погладить. Эти шаги нужно разучить с ребенком сначала в теории, потом показать самой, а потом дать попробовать уже малышу. Так должно выглядеть правильное общение с каждой новой собакой. То есть нельзя нестись к незнакомой собаке, размахивая ведерком и лопаткой, и с диким воплем АААА, СОБАЧКА!!!!!!! только потому, что собака, с которой знакомились вчера, оказалась милой и дружелюбной.
5. Если собаке больно, то она становится агрессивной, поэтому никаких швыряний, выкручиваний лап, дерганий за хвосты, тыканий в глаза, щекотаний травинками в области подхвостья. В уши дуть тоже нельзя. Ребенок должен знать, что как он не имеет права бить других детей, точно также он не имеет права бить и делать больно собакам.
6. Если собака сидит в машине или во дворе (да и квартиры это тоже касается), то они будут защищать это помещение, то есть гавкать. Это нормально. Поэтому знакомиться с собаками, особенно служебными, лучше на нейтральной территории.
Кстати, в США продаются специальные детские книжки, которые учат общению с собаками. Там на каждой странице показана собака в разных ситуациях (ест, спит, играет с хозяином и т.д) и главный герой книжки объясняет, что можно делать в такой ситуации, что нет. Не знаю, есть ли что-то подобное у нас, но это можно отрепетировать с плюшевой собакой без проблем.
Уфф, целую лекцию прочитала