Што вы лічыце асноўным недахопам школьнай адукацыі ў Беларусі?

Magda

Well-known member
Мне кажется, как ни банально это звучит, только сам, своим примером и образом жизни (питания) можешь научить чему-то. Ну и "вода камень точит" - говорить постоянно об этом.
:clapping::clapping::clapping:
 

Mahima

переименовалась:)
Например "Правила оформления работы над ошибками". Неужели эти правила такие сложные, что учитель не в состоянии объяснить их самостоятельно?
нам учительница раздала распечатки сама. Размножили родители.
За прошлый год у младшей в первом классе сдали почти 200 000. В списке покупок родительского комитета были вёдра.
а вы обсуждали эти траты?
Импортное можно купить, и многие так и делают, но и белорусское есть ХОРОШЕГО качества. Полно и плохого качества. Но в июне, когда мы выбирали одежду, мы выбрали костюм без проблем. В августе выбор хорошего белорусского был заметно меньше.
мой ребенок ходит в белорусских брюках, гольфе и жилетке:) Я просто к тому, что если уж все так плохо с белорусским, что мешает купить российское, к примеру?
К сожалению, требуют, чтобы сдавали ВСЕ. А едите вы или не едите - ваши проблемы. Этот вопрос также поднимается ежегодно и на общешкольном собрании.
и чем дело заканчивается?
вот сижу и думаю, у нас в классе всё решается на собрании, что покупается от учебников до ведра, что не покупается, зачем, почему, все ли согласны. Всех ли устраивает. Кто-то хочет больше, кто-то меньше и находится какой-то средний вариант.
аналогично. Хотя есть такие родители, которые на собрании молчат, а в коридоре возмущаются. Но это их проблема уже - есть возможность обсуждать.

Добровольно-принудительно - это значит, что вы лично для себя можете не выполнять. Учителей лишают премий? А почему я должна выбирать решение этой проблемы в ущерб моему ребенку? Ведь если считать еду плохой, но кормить только ради того, чтобы кого-то премии не лишили - в чем смысл?
Учителям плохо? Так пусть ТОЖЕ шевелятся. А так родители прямо всю систему сами перекроить должны. А изнутри никому ничего не нужно. Родители свои проблемы решили бы конструктивно - и то хорошо..
 

marishkaa

Member
Марина! Позвольте с Вами не согласиться! У меня старшая в этом году заканчивает 11 класс. Каждый год возникает этот вопрос, причём учителя говорят " надо", а большая часть незаполненных тетрадей идёт потом в макулатуру. Моё личное мнение, причём из опыта - нет ничего лучше старого доброго конспекта, разработанного самим учителем.
Я не могу говорить за всех, но если учитель предложил какое-либо пособие, то он должен отработать его хотя бы процентов на 70%. Оставшаяся часть обычно содержит задания, которые не нужны.Конспект учителя - это теория, а в пособиях, тетрадях отрабатывается практика.
Лично я бы задала вопрос учителю, почему не использовалась литература. И вообще надо всегда задавать вопросы, если что-то не устраивает.

У младшей на собрании в школе был оглашён список "литературы" тыс. на 40. "Отбиться" удалось от немногого. Например "Правила оформления работы над ошибками". Неужели эти правила такие сложные, что учитель не в состоянии объяснить их самостоятельно? А бесконечное отсчитывание клеточек и линеечек вдоль и поперёк... Да, это нужно, но не первостепенно для малышей. Они обязательно научатся, но важнее им научиться сконцентрировать внимание.
Хорошо, как вы себе представляете себе работу в тетради? Хаотичное расположение примеров, как кому захочется?
Отсчитывание клеток очень концентрирует внимание. Да, придётся помучаться, но потом не надо будет задумываться над этим, и всё время можно будет уделять решению примеров, задач и т.д. + отрабатывается счёт + развитие пространственного мышления.
Но...считаю бредом, когда эти нормы меняются на радикальные, как было с подписыванием тетрадей и ведением дневников.
А в тетрадях должен быть порядок. Ведь приучиваем мы своих детей к порядку с детства.
А можно список пособий, которые вы всё-таки оплатили. Очень заинтересовали.
Эээх... Кто видел, тот поймёт... За прошлый год у младшей в первом классе сдали почти 200 000. В списке покупок родительского комитета были вёдра. Неужели для нужд учебного процесса? А у старшей впереди выпускной со всеми вытекающими проблемами.
P.S. На днях вернулась из Германии. Что-то не много пользы от нашей заорганизованности.
У нас все траты обсуждаются на родительском собрании всеми. Я поддержу писавших ранее. Не нравиться - не молчите.
 

CTEPBA

drama queen off
marishkaa, а вот хоть убейте меня. Я считаю, что все эти прописи, отступы и прочее - отрицательно сказываются на мыслительных способностях. Хотите получить исполнительных клерков - замечательно, а вот у людей, действительно сделавших для человечества что-то значительное, двигавших прогресс - с этим были и будут проблемы в школе. Читаем любые мемуары и воспоминания:) И лучше б усилия, затраченные на все эти церемонии, в другое русло направить. Пока у детей в этом возрасте нестандартное мышление, неуемная тяга к познаниям и экспериментам. А пока, я вижу, что знания в нашей школе по отношению к ненужным правилам - сотые доли...

И что ж это нигде больше в мире не практикуют прописи и т.п., а порядка и организованности у них не меньше, если не больше?:)

Да все равно как расположены примеры. И решены ли они и записаны именно так, как показано конкретным учителем. Концентрировать внимание на другом надо, все это - надуманное оправдание существующей системы.
 

marishkaa

Member
marishkaa, а вот хоть убейте меня. Я считаю, что все эти прописи, отступы и прочее - отрицательно сказываются на мыслительных способностях. Хотите получить исполнительных клерков - замечательно, а вот у людей, действительно сделавших для человечества что-то значительное, двигавших прогресс - с этим были и будут проблемы в школе. Читаем любые мемуары и воспоминания:) И лучше б усилия, затраченные на все эти церемонии, в другое русло направить. Пока у детей в этом возрасте нестандартное мышление, неуемная тяга к познаниям и экспериментам. А пока, я вижу, что знания в нашей школе по отношению к ненужным правилам - сотые доли...

И что ж это нигде больше в мире не практикуют прописи и т.п., а порядка и организованности у них не меньше, если не больше?:)

Да все равно как расположены примеры. И решены ли они и записаны именно так, как показано конкретным учителем. Концентрировать внимание на другом надо, все это - надуманное оправдание существующей системы.
Ну, про прописи вы уж загнули. А писать-то надо учиться или ну его, ведь есть же компьютер:nea:
Как все отступы сказываются на мыслительных способностях?
Во-первых в 1 классе тетради на печатной основе, отступать ничего не надо. Но..многие учителя заводят обычные тетради в клетку или линейку. т.к. надо готовить к контрольной работе. Вот там действительно пригодятся эти отступы. Но можно обойтись и без доп.тетрадей. Тогда встаёт вопрос, как написать контрольную? Вот эта непродуманность нашей системы добивает.
А во-втором классе дети взрослее и запомнить , что между столбиками 3 клетки, не так уж и трудно. А то у меня складывается такое ощущение, что все уроки подряд ученики начальной школы только и делают, что считают клетки влево и вправо)) Эта работа занимает минимум времени, если её правильно организовать. Остальное время можно креативить как угодно.
 

Skylady

New member
Мое мнение насчет основного недостатка школьного образования - это отсутствие хороших учебников. Те учебники, по которым учились во времена СССР, пусть и были частично политизированы, но превосходят ныне существующие в разы по доступности изложения, логичности подачи материала и соответствия возрастным особенностям детей. И грамматических и фактических ошибок в них не было, зато в нынешних - хоть отбавляй. Такое ощущение, что нынешние учебники писали второпях, "на коленке", причем люди, которые никогда в школе не работали и детей-школьников видели только на практике, когда были студентами. Возможно, это прекрасные научные работники или вузовские преподаватели, но детям нужны все-таки не столько академические знания, которые излагаются сухим научным языком, сколько интерес к этим знаниям и стремление ими овладеть, а это невозможно без учебников, язык изложения в которых соответствует их возрасту.
З.Ы. До сих пор с ужасом вспоминаю, как мы с дитенком в начальной школе заучивали правило про гласные и согласные в слабой позиции.:spiteful: Сейчас вроде как убрали это из начальной школы, но и новые учебники не намного лучше старых.
А хуже всего то, что учебники не успевают за изменениями в программах, и учебников по некоторым предметам вообще нет в печатном виде, только в электронном. Все-таки прежде чем внести в программу какие-то изменения, к ним надо подготовиться, а у нас - тяп-ляп, быстро-быстро программу так-сяк изменили, без разницы, что учебников нет, как-нибудь сойдет, будут учиться как сейчас, к примеру, пятиклассники по белорусскому языку - сразу по 2 учебникам, кусок из одного, кусок из другого... а к тому моменту, как выйдут учебники, соответствующие новым программам, снова какие-нибудь изменения внесут, и они снова будут "не соответствовать", и опять будут писать и издавать новые, и так - до бесконечности...
 

juniko

self-made woman
Объясните мне, с аких пор появилось правило - "две помарки=одной ошибке" ?
Когда я училась, если ты исправил свою ошибку это прекрасно. Могли ругать за "грязь" в тетрадях, но в итоговых работах оценки не снижали.
В начальной школе слишком много внимания уделяют чистоте и дети просто бояться исправить ошибку. А в итоге - развивается страх действия. Ребенок может привыкнуть, что лучше вообще не делать пример, чем исправлять. Вот и порождает система "страх успеха". А потом жалуются учителя, что дети безинициативные.
Учебники - ужас. Опять спрашиваю - куда пожаловаться на ошибки в учебниках. Мы скоро коллекцию соберем.
 

Lacrimosa

New member
juniko, в мои школьные годы было точно так же. Вот иностранный язык. Все иностранцы криво-косо, но говорят, например, на русском. А наши отлично знают язык, но молчат, ибо засмеют за ошибку. Ага.
Выход вижу лишь в том, чтобы не ориентировать на оценку ребенка вообще. Все же результат учебы это знания, а не оценка.
 

CTEPBA

drama queen off
Ну, про прописи вы уж загнули. А писать-то надо учиться или ну его, ведь есть же компьютер:nea:
Как все отступы сказываются на мыслительных способностях?
Во-первых в 1 классе тетради на печатной основе, отступать ничего не надо.

Да вот, знаете ли, наши прописи и умение писать - это не одно и тоже. Или вы этого не понимаете?

Нигде больше все эти закорючки и крючки, буквы и т.п. не выводят долго и упорно. И нет жестких требований к рукописному письму, в другой темке уже как-то обсуждали. Послабления же, которые например для тех же левшей сделали - они только на слуху и на бумаге, потому что все равно учат и дрючат всех одинаково.

А насчет мыслительного... Ну позвольте мне об этом судить, поскольку разгребаю потом как раз последствия нашего среднего общего образования. Сказывается тупая, бессмысленная деятельность, и то, что все должно быть по образцу - кстати тоже.

И потом к выпуску из школы - главное не то, решена ли задача, а скажите пожалуйста - сколько клеточек отступить, надо ли писать ответ, классная работа и число. Сколько тетрадок заводить на дисциплину, какой толщины и цвета? Какого цвета должен быть мой стержень? Можно ли делать чертеж не карандашом? И ещё, если я перечеркнул - мне теперь все переписывать? Абсолютно реальные вопросы студентов 1 курса. Все это они знают, кроме самой школьной программы...

В младшей школе не только печатные тетради. Нет такого, чтоб не было вообще тетрадей как таковых, со второго класса с классными и домашними работами. Причем с чистовиками и черновиками.
 

Skylady

New member
И потом к выпуску из школы - главное не то, решена ли задача, а скажите пожалуйста - сколько клеточек отступить, надо ли писать ответ, классная работа и число. Сколько тетрадок заводить на дисциплину, какой толщины и цвета? Какого цвета должен быть мой стержень? Можно ли делать чертеж не карандашом? И ещё, если я перечеркнул - мне теперь все переписывать? Абсолютно реальные вопросы студентов 1 курса. Все это они знают, кроме самой школьной программы...

.
Если речь идет о нынешних первокурсниках, то легко объяснить, почему это происходит... Дело в том, что эти дети за время своей учебы в средней школе пережили "смену" трех или четырех редакций так называемого "орфографического режима". Когда чуть не каждый год приходилось заново привыкать к тому, где писать "число - классная работа" - посередине строчки или от левого края листа (был такой год, потом пришло разъяснение, что это ошибка при наборе этого самого режима и писать надо все-таки посередине), ставить после числа-классной работы точки или нет, писать число цифрой или буквами, ставить или нет точку после слова "диктант" и его заглавия, причем наличие (или отсутствие - в разные годы по-разному) точки приравнивалось к пунктуационной ошибке, при подписывании тетрадей тоже требования менялись - то "для работ по русскому языку" требовалось вместить в одну линеечку на тетради, то можно было разнести на 2, кавычки в букве, обозначающей класс, то писались "нижняя/верхняя", то "верхняя/верхняя" и т.д., я сейчас уже всего и не упомню. Причем отступление от требований "режима" строго каралось учителями, по крайней мере у нас в гимназии. Вот у детей и выработался страх сделать ошибку, чтобы не пришлось потом переделывать всю работу.
Это как с изменениями в учебных программах, за которыми не успевают учебники. За время моей учебы в школе я вообще не помню никаких изменений, как приучили в 1 классе подписывать тетрадь, так я ее и подписывала 10 лет, а за время учебы моего ребенка изменения вносились раза 3-4 минимум, может и чаще... Зачем - неизвестно. Наверное, чтобы создать видимость работы, раз изменения вносятся - значит, люди над этим работают...
 

Танюша_

всё чудесатее и чудесатее
juniko, у нас так было. Две помарки+ошибка.

касательно оформления. У меня двойственное отношение. С одной стороны не стоит в этом переусердствовать, с другой стороны, то именно в начальной школе это важно. Прививаются определённые навыки оформления и аккуратности. Когда я училась, то чуть позже, в более старших классах, клеточки уже никто не считал, но рука набита, а глаз натренирован. Мне иногда странно, когда взрослый человек даёт мне бумагу, которая важна для него. а там... Но и ставить всё эти отступы во главу угла не стоит.
Но вот смотрю на свою во 2 классе, не парят её эти клетки. Раз, два, отсчитала и вперёд.
 
Последнее редактирование:

marishkaa

Member
Да вот, знаете ли, наши прописи и умение писать - это не одно и тоже. Или вы этого не понимаете?

Нигде больше все эти закорючки и крючки, буквы и т.п. не выводят долго и упорно. И нет жестких требований к рукописному письму, в другой темке уже как-то обсуждали. Послабления же, которые например для тех же левшей сделали - они только на слуху и на бумаге, потому что все равно учат и дрючат всех одинаково.

А насчет мыслительного... Ну позвольте мне об этом судить, поскольку разгребаю потом как раз последствия нашего среднего общего образования. Сказывается тупая, бессмысленная деятельность, и то, что все должно быть по образцу - кстати тоже.

И потом к выпуску из школы - главное не то, решена ли задача, а скажите пожалуйста - сколько клеточек отступить, надо ли писать ответ, классная работа и число. Сколько тетрадок заводить на дисциплину, какой толщины и цвета? Какого цвета должен быть мой стержень? Можно ли делать чертеж не карандашом? И ещё, если я перечеркнул - мне теперь все переписывать? Абсолютно реальные вопросы студентов 1 курса. Все это они знают, кроме самой школьной программы...

В младшей школе не только печатные тетради. Нет такого, чтоб не было вообще тетрадей как таковых, со второго класса с классными и домашними работами. Причем с чистовиками и черновиками.

Мы, наверное, живём в разных системах.
Я не буду говорить сейчас за старшую школу.
Возьму конкретно 1 класс.
5 уроков на освоение основных элементов, тех самых крючков и палочек. А с 6-го урока пишем буквы: за 1 урок нужно научиться писать и строчную, и прописную.Это разве долго??? Иногда этого очень и очень мало , что ребёнок запомнил, как пишется та или иная буква. Кстати, если трудно ручкой, то можно писать карандашом, правда, простым, а не разноцветным.
По поводу печатных тетрадей...Я говорила, что это требование только к 1 классу. Тетради по письму и математике начинаются официально только со второго класса.(см.постановление мин.образ. РБ 13.08.08 №65 "Аб зацвярджэнннi Iнструкцыi аб парадку фармiравання вуснай i пiсьмовай мовы....")
Из воспоминаний своего студенчества...мне было фиолетово, как оформлять конспекты, а по языку я знала, что надо написать дату и вид работы, поэтому меня удивляют ваши студенты.И в школе у меня в первую очередь требовалась правильность решения задач.
 

Mahima

переименовалась:)
Но вот смотрю на свою во 2 классе, не парят её эти клетки. Раз, два, отсчитала и вперёд.
аналогично. Хотя я уже писала, что перед началом школы очень я этим делом возмущалась:)
 

CTEPBA

drama queen off
marishkaa, наверное. И живем, и работаем, и учатся наши дети в разных системах.

Требование не требование, официально не официально, но печатные тетради - не только в первом классе, а тетради по математике и письму - не только со второго (кто не сдавал в первый класс тетради в крупную клетку и косую линейку, а? Везде прописаны в школах и сдаются.).

Я не говорю о том, что ТРУДНО, а в ДОЛГО и УПОРНО вкладываю то, что это происходит на протяжении нескольких классов, я говорю про рациональность и необходимость. О том, что время и усилия стоило тратить на другое. Не бойтесь, моя вообще быстрее всех делает домашнее задание в классе, за 5-10 минут.

Я как-то непонятно изъясняюсь наверное? У кого цель - крючки и прочее, пожалуйста. Но я пролистала учебники 2го класса по основным предметам - тупой ещё тупее, это проходится за месяц (как и с программой 1го класса), а остальное время заполняется "крючками" и "отступами"... Зачем?

marishkaa, толку от постановлений, которые не соблюдаются:)

Skylady, ну и зачем все это делается? Это не только про первокурсников этого года, как минимум за последние года три - одно и тоже (причем у нас с высокими баллами поступают).
 

Танюша_

всё чудесатее и чудесатее
CTEPBA, что-то я запуталась. Как по мне, не такая уж тупая программа за 2 класс, да,не звёздная, и даже не на подготовленных детей рассчитанная, но вполне нормальная. По русскому написать, по белорусскому написать. по математике решить. Да, математика может быть и посложнее.но русский и белорусский - вполне. Пока как раз навык списывания и письма нарабатывается. А что бы вы хотели видеть?
 

juniko

self-made woman
CTEPBA ППКС
Сколько времени на глупости тратят.
СТЕРВА написал(а):
- сколько клеточек отступить, надо ли писать ответ, классная работа и число. Сколько тетрадок заводить на дисциплину, какой толщины и цвета? Какого цвета должен быть мой стержень? Можно ли делать чертеж не карандашом? И ещё, если я перечеркнул - мне теперь все переписывать? Абсолютно реальные вопросы студентов 1 курса. Все это они знают, кроме самой школьной программы...
И это все с начальной школы идет, потому что тот, кто решил задачу, но пару раз исправил, получает 7, и тот кто не решил задачу, но все аккуратненько написал получает 7. Вот и боятся детки всего на экзаменах.
Не удивительно, что они школьной программы не знают, их 11 лет учат клеточки отсчитывать. Вот и получается, что хорошие оценки не у того, у кого знания, а кто умеет красивенько оформлять.
 

juniko

self-made woman
Сорри, я не знаю точно задача или пример, но по русскому/беларусскому точно, что если исправил 2 или 3 ошибки, т.е. "помарки" или сделал 1 ошибку и не заметил - оценка одинаковая. Речь о том, что такая система поощряет ЧИСТОписание, а не ПРАВОписание.
В моем детстве было просто - нет ошибок - 5. Если исправил - хорошо, сам нашел. А вот если есть ошибки сразу же - 4. Поэтому и стимул был сидеть и проверять по несколько раз. А сейчас дети даже не хотят проверять то, что написали. говорят "зачем я буду исправлять свои ошибки, только намажу, пусть лучше чистенько будет"
Учителей такой детский прагматизм не шокирует?
 

marishkaa

Member
juniko, как будто учителя всё вот это сами придумали.
Есть нормы оценивания, официальный документ.Кстати, в этом году его немного изменили в пользу ученика.А до этого вообще был мрак, особенно в начальной школе.
 

Танюша_

всё чудесатее и чудесатее
juniko, вы считаете, что самостоятельное исправление ошибок и помарки не должны вообще учитываться?
и мотив детей мне не понятен. не исправят сами - исправит учитель. И если подходить 1 ошибка = 2 помарки. Не исправлять нет смысла
 
Сверху