Телевизор и дети

gorgonasola

New member
Мы телевизор тоже дозируем. Очень не люблю смотреть, как дети липнут к этой рекламе, сидят две маленьких зомби и пялятся в экран, жуть берет. Поэтому если есть возможность - всегда выключаю телевизор. Днем, когда одна дома, выключаю, вечером смотрим мультик, у Алисы любимый мультик с года был Шрек, смотрела его от начала до конца, у Ксюши такой мультик - Мадагаскар, Алисе он тоже оч нравится, цитаты так и лезут из нее потом :) Причем к месту. Считаю, что лучше я вечером включу посмотреть мультик, чтобы отвлечь детей от разрушительной деятельности по перелопачиванию квартиры, чем смотреть телевизионные передачи. А если есть время - лучше сама с ними поиграю во что-нибудь или почитаем, или порисуем и т.д.
 

Sweet mama

New member
Главная трудность нашего "общения" с телевизором в том, что мы нередко воспринимаем его как некое одушевленное существо. За экраном течет какая-то своя жизнь, и мы часто используем телевизор для того, чтобы оживить пустую квартиру. Между тем, это всего лишь одна из "вещей века", предмет, не обладающий ни волей, ни властью. Его легко можно переключить или выключить...

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление - самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная программа - калейдоскоп образов и звуков). Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Дли сравнения: просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснений отношений... При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Сколько же времени малыш может проводить у голубого экрана?
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку все нормы рассчитаны на среднестатистического ребенка. И все же до года не оставляйте кроху перед экраном более чем на 15 минут в день. От года до трех это время можно увеличить до получаса.

Вторая опасность телевидения заключается и том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимости. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается - чем не настоящий друг?

Что делать, чтобы этого не произошло?
Никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с нами, поиграть, почитать, а вы никак не можете этого сделать, Предложите ему игру, в которую он может играть один, отправьте его в гости к соседскому мальчику - только не нажимайте заветную кнопку! Рано или поздно малыш сам обнаружит, что с помощью телепередач можно в какой-то мере компенсировать одиночество и скуку, но это не будет сделано с вашей подачи. Кстати, для того чтобы объяснить ребенку место телевидения в жизни людей, можно подчеркнуть "суррогатность" общения с ним. Если ребенок поссорился с другом и не хочет мириться, но при этом просит вас поиграть с ним, можете предложить ему посмотреть телевизор со словами: "Я сейчас не могу играть с тобой. Ты мог бы пригласить Петю, но он тебе не нравится, вот и смотри теперь мультики".

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Еще одна опасность телевидения - в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах - думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации "общения" с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.

Такая форма взаимодействия привлекательна и для детей, и для взрослых. Взрослыми руководит желание снять с себя на какое-то время ответственность за происходящее и окунуться в круговорот событий, а для детей это состояние является вполне привычным, поскольку они пока еще ни за что не отвечают, не влияют на ситуацию, которую выстраивают другие.

Что и когда смотреть?

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.

0-6 месяцев: там что-то движется

Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным "разделителем", возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором - нет. И малыши были гораздо более заинтересованы "правильным" мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.

Наш совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.

6-18 месяцев: слепое подражание

В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем не менее эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора - это определенный опыт. Однако до того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.

Наш совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.

18 месяцев-3 года: требуются объяснения

Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей - озвучить то, что он интуитивно чувствует. "Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет". Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.

Наш совет: В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2-3-летний кроха все понимает, только потому что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.

3-6 лет: малыш примеряет роль экранного героя

Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он - это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно "понарошку" пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.

Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Наш совет: Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

Немного о содержании

Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а "ужастики", фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.

Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: "А что это дядя делает с тетей?" При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное.

Чтобы ребенок случайно не увидел жестоких сцен, вы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы телевизор не работал все время в фоновом режиме. Когда малыш неуверенно спрашивает: "Он ведь не по-настоящему умер?", уверьте его, что он прав, что перед ним всего лишь картинки, которые не могут быть до конца правдивыми. Это сложнее объяснить, если речь идет о фрагменте документального фильма или новостей. В этом случае не стоит отрицать, что увиденное не имеет ничего общего с реальностью. Объясните, что увиденное - не что иное, как взгляд режиссера на происшедшее, а он видит только часть реальности. Более старшие могут понять, что все изображения снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.

Если же вы сами хотите посмотреть фильм с неоднозначным содержанием сделайте так, чтобы ребенок при это" не присутствовал.

Что касается фантастики, то страх перед будущим, особенно перед вселенскими катастрофами, присущ каждому человеку. Это страх перед неизбежностью смерти и неизвестностью жизни. Вызвать его у малыша, который уже немного понимает содержание фильмов, легко, а справиться с ним ребенку очень трудно. Если малыш все же умудрился увидеть испугавший его фильм, будьте внимательны к нему: возможно, ему понадобится ваша поддержка, но он не сможет сообщить об этом из-за недостатка слов и опыта.

Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается потери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.

Мария Андреева, психолог-психотерапевт
 

Катя_Катина

Well-known member
Про сюжеты. У моей Оли была натуральная истерика после просмотра мультфильма "Король-лев". Успокоиться она не могла довольно долго - несколько дней могла рыдать как только вспомнит. А было ей уже 6 лет с копейками...
Совершенно кошмарные мультики крутят по Никелодену. Убила бы тех, кто их снимает и в прокат выпускает.
Самые лучшие - добрые советские. Про Простоквашино, про Летучий корабль, про Чебурашку, про Винни-Пуха (список длиннючий). А теперь ответьте мне - ПОЧЕМУ ИХ ПО ТЕЛЕКУ ЩАС НЕ ПОКАЗЫВАЮТ????
 

Kasik

Active member
Совершенно кошмарные мультики крутят по Никелодену.
Мой Рома на этом канале любит мультик про Дашу-путешественницу и малыша Билла, а еще свинку Пеппу. По-моему эти мультики не самые страшные :)
 

Goldenflow

Well-known member
егорина, да у нас дома в Чижовке
сегодня проверю точно ли Фокскидс
а чего запретили( хотя правильно сделали)
 

егорина

Active member
Kolina mama, не может быть... вроде все операторы должны были его отключить, поменять на джетикс. джетикс - такой же дурной. но вроде его собираются менять на российский "детский мир"...
 

Goldenflow

Well-known member
а точно наверное теперь джетикс а мне они на одно лицо
но проверю
 

v.tat

New member
Катя_Катина, мне из новых российских уже оч нравятся Смешарики, а Советские попадаются наТВ, но лучше диск или кассету купить. Последнее, что моя просит :"Пух"- про ВинниПуха включить.
 

Бубс

Скромная королева
Я пока не смотрела Никелодеон, мне он тоже казался тупым до безобразия, но сейчас ребенок смотрит "Ох уж эти детки", "Так говорит Джинджер", "Спонч Боб- квадратные штаны", нормально, реальные жизненные ситуации на примере мультяшных героев. Но некоторые мультики действительно- бе-ее :x
 

MaTasha

Active member
:shock: а мы одни без телевизора живем? Вот как поженились - решили не смотреть телек, и уже 3,5 года без оного прекрасно себя чувствуем. До ребенки смотрели фильмы по компу (1-2 вечером), сейчас - 1 фильм в неделю :) Мне кажется, телевизор забирает очень много времени, я лучше с мужем поговорю, книжку хорошую почитаю. А с ребенком вообще не представляю себе, когда ТВ смотреть?! Когда она спит - я готовлю, ем и интернет, когда не спит - она ест, на улице гуляет, дома гуляем. С мужем очень много разговариваем, обо всем на свете.
Да, на Новый год тоже тюнер ставили, но после новогодней ночи и не включали :)
 

Mahima

переименовалась:)
Совершенно кошмарные мультики крутят по Никелодену. Убила бы тех, кто их снимает и в прокат выпускает.
точно..рожи эти ужасные..мы его вообще "не нашли"...нет его и все...малой смотрит мульты только на кассетах и только те, которые мы считаем возможным смотреть..
А с малышом многие просто включают телевизор как фон..Я лично вообще этого не понимаю - меня этот фон телевизионный (и радио, кстати, тоже) раздражает и мешает..
 

Влада

Well-known member
А мы какие-то странные-мультики не любим и не смотрим...Т.е. меня эта проблема вообще обошла стороной, хотя в год-полтора мчался из любой точки квартиры заслышав позывные рекламы...Сейчас нам почти 3-телевизор не смотрим, в комп. игрушки не играем (хоят много чего есть...)
 

Ольга

New member
У меня тоже дети не успевают смотреть телик, младшая и не любит его смотреть, может, разок и было типа "Ну, погоди!" что-то, и то недолго. Не нравится ей и все. А старшей некогда вообще, то уроки, то чтение, то игры разные, она конечно любительница и летом даже обижалась, что каникулы, а она телик не насмотрелась, но все некогда было. Утром завтрак, игры или что-то из уроков, потом прогулка, потом обед и спать, потом игры, чтение, музыкальные занятия, прогулка, потом ужин, опять игры, чтение и спать. Компьютер тоже редко детям достается, младшую не учим пока, а старшей пару раз по пол часика если и достается, то тоже не часто. Привыкли уж. И кушают строго на кухне, приучили так.
Их двое, им легче чем-то заняться без телика. :)
 

Belle

вся такая хозяйственная
Мне кажеться что Никалодеон в тысячу раз хуже фокскидса.
Смотрели раньше: Даша-путешественница, малыш Билл, свинка Пеппа.

Мы с мужем телевизор не смотрим вообще. Фильмы по двд только. Да и то стараемся только когда ребенок спит.

А вот уже 2 месяца мы живем вообще без него. (Не заплатили месяц или два за космос, пришли отключили :mrgreen: ). Сначала было собралась побежать оплатить. Заново подключить... А потом заметила, что никакого дискомфорта от этого не ощущаем :roll: Ну так и не подключаем ничего.

Считаю, что мой ребенок смотрит телек довольно много. Очень любит мультики. Особенно старые советские. Но и полнометражные диснеевские тоже. Особенно винни-пух. Особенно по выходным. С утра когда мама с папой хотят спать а он смотрит :oops:

Но чаще так: посмотрил минут 40 и пошел в свою комнату играть, но телек выключать не разрешает. У него есть любимые моменты и он просто приходит и смотрит их минуты 3-5, потом уходит играть и потом опять приходит, как услышит, что там его момент настал. Поэтому если у нас телек фонит, то только с его любимыми мультиками.

И с сада приходит, ложиться на диван и говорит: я устал. Включает мульт и смотрит. Еще нога за ногу закинет :mrgreen: Ну прямо настоящий мужик растет.
:mrgreen:
 

Belle

вся такая хозяйственная
Ах, да. А за клмпьютер вообще не пускаю.
Иногда коглда наш папик играеться он может посидеть на коленях посмотреть, но его особо не прельщает. И я так понимаю. что ему просто интересно с папой, а не компьютер.

Играл наш папик во что-то, и был у него лук он стрелял там. Мишка до этого момента с таким явлением не сталкивался. Так он слез с колен побежал, нашел палку, обматал с двух сторон веревкой, пришел, опять залез к папик на коленки и сказал: у меня тоже лук папа :mrgreen: Папа был гордый гордый
 
Сверху