Выпускники 2021. Те, кто пошли в школу в 2010г. Вместе веселее ;)

Оленька

New member
Танюша_, спасибочки!

Я, кстати, тоже впервые слышу про ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ платных занятий в саду.
 

Irina

New member
Ой девочки, только открыли темку и такие дебаты!

мое мнение что нужно смотреть по ребенку. один готов - другой не готов.
моё чадо готово. можно было и сейчас отдавать. хотели в гимназию но мне не понравилось отношение (не буду вдаваться в подробности). мы читаем с 4-х лет. сейчас читает лучше меня. математика - до 100. и плюс и минус. ребенок любознательный. в саду на занятиях ему НЕ интересно. и спасибо воспитателям дают ему более сложные задания (я имею в виду развивающие занятия, математику).
но слабая рука. и в силу того что за мыслями не угнаться - не аккуратно пишет. а пишет ПРАКТИЧЕСКИ без ошибок. нам сказали что у него фонетический слух.
так что каждая мама решает сама - отдавать или нет. мы не отдали.
мы оч мелкие. сейчас рост 106 и вес 17
 
Последнее редактирование:

Танюша_

всё чудесатее и чудесатее
Колибри, значит они не обязательные, а вас обязали. и ещё и деньги вымогают. У нас на платные кружки ходят те, кто хочет. остальные на прогулке или с воспитателем в группе. К тому же, раз ваш кружок абсолютно не делает детей по уровню обучение - грош ему цена, уж простите за прямоту.
 

Колибри

Active member
К тому же, раз ваш кружок абсолютно не делает детей по уровню обучение - грош ему цена, уж простите за прямоту.
Я тоже так думаю, поэтому вообще хочу избежать старшей группы в саду. А если всё-таки останемся, то буду на это пытаться влиять.
 

brjukva

и все таки верю в Добро..
Рада что темка оказалась актуальна.
Мне будет полезно почитать, а то как раз в последний год из фанатичной мамы превратилась во что-то аморфное. Вот хоть энтузиазма от Вас наберусь.

Здорово, что тут собрались такие активные и продвинутые мамы :).

Мы собираемся в школу в 6 лет и 1 мес.
Сын крупный. Летом, когда ему было 5 дружил с мальчиками 9-ти лет. Хотя, конечно они его немного щемили, и моё материнское сердце страдало от этого, но отогнать его от них так и не смогла.
Он у меня очень развитый и я бы сказала дисциплинированный.
Дело в том, что мы как-то сразу думали о втором ребенке, поэтому к 2-м годам он уже умел сам одеваться и т.п.

А так как моя работа вечерне-ночная-компьютерная, то он с 3-х лет вставал сам утром, и занимался то конструкторами, то пазлами, то книжки смотрел. Так сидел тихонько по 2-3 часа. Теперь встанет и дочке бутики сделает, если надо, и себе. Любит встать и писать прописи.
Обажает рисовать и лепить, хотя в последний год лепит мало, может потому что хороший пластилин кончился...

Самое главное обстоятельство, что он у меня компанейщина такая, что от друзей не оторвать. Вот и думаю, что в школу пора.

Хотя сама боюсь этой школы до смерти. Правильно пишут, что надо учителя выбирать, боюсь у нас такой возможности не будет- планируем в гимназию идти.
Кстати, мне в свое время выбрали лучшую в районе учительницу младших классов. Я ес-сно её обожала, а она меня, как прояснилось со временем, на дух не переносила. Да и не только меня. В классе были 6-8 человек дети педагогов, остальные били перманентно туповаты.
Родители её боготворили и считали, что дочка не сильно одарённая(то бишь я), и так почти весь класс, а мальчики в 2-шниках до конца школы ходили. Вообщем это моя трагедия и травма первых лет школы, типа 3- стандартная моя оценка- "плохой подчерк и гнезда- признак неряшливости".

В моих мозгах все прояснилось когда мы перешли к разным учителям - я РЕЗКО стала отличницей, ну и дальше гимназия и т.п. Заниженная самооценка и неспособность адекватно оценить свои успехи.... Может в этом и был секрет нашей учительницы :( - класс был лучшим, но психологические травмы и их последствия осталичь у многих. Родители же исходили из того, что учитель всегда прав. ;
( Прошу прощения за подробности :)

Вот поэтому я школы боюсь, как огня. Мне главное, чтобы учительница детей любила, а остальное они и сами возьмут.

А какой у ваших деток рост-вес?
Мы уже в пять дет весим 27кг и рост где-то125. Давно не меряла. Но у нас мужчина-богатырь, хотя ребра торчат, но зата плечи широкие, что не может не радовать маму ;)

Как готовимся: в первою очередь готовимся психологически, учимся писать и читать, математику уважаем, но всё это делаем ненавязчиво, под настроение.
Вот и мы так. Терпеть не могу муштру(к самой применяли), а при желании заинтересовать ребенка можно чем угодно, лишь бы маме было интересно.

Я тут была запаниковала, что мой Павел плохо читает. Сделала книжку-историю про него и его игрушки- немного волшебную (примерно как Сисиль Лупан описывала) Использовала наши семейные фото и написала все буквами по 1,5см. Волнуюсь за глаза. Слов не много. Но интересно. Он её прочитал мигом. И еще заметила, что хорошо читает, когда никого нет рядом. а когда я рядом прочитает слог и смотрит мне(папе, деду...) в глаза. Ждет подсказки.

С открытием темки вас! Рано вы начали)))) Приглашаю всех заглянуть и в нашу, уже первоклассную), темку и почитать, к каким выводам пришли мамы, столкнувшись со школой.Может, кому-то это поможет определиться с выбором)
Спасибо, как раз я планировала проштудтровать Вашу темку.

Нам операция на глаз предстоит. И здоровья нет. Дочка в сад ходит гораздо чаще. А сын все время с обструктивными бронхитами по 2-3 недели дома сидит - каждый месяц с сентября. Да и к учебе не стремится.
Привет!
Приятно увидеться.
Думаю в Вашем случае, ну её школу. Здоровье- самое главное. Мой муж так любил читать, что читал с фонариком под одеялом и посадил глаза за 1!!! месяц- все из-за темноты. Теперь мучается всю жизнь. Думаю лучше поберечь глаза.

Танюша,Ваш опыт, конечно показателен, спасибо за него. Даже я призадумалась...


Я считаю, что однозначности в 6 или 7 просто быть не может, потому что все дети очень разные. Кому-то и в 8 рано, а кому-то и в 5 пора.
Это точно.
У мена 3 примера из жизни знакомых:
1. У нас знакомая девочка собирается идти в неполные 6 лет, где-то в 5лет 10мес. Какая же она спокойная и усидчивая. Таких детей я больше не знаю.
Я все шучу, что это была бы для меня идеальная невестка;).
Ребенок очень способный, Усидчивый!!!, и как будто даже мудрый, с таким медленным произношением слов, она всегда в состоянии продемонстрировать все свои лучшие способности и звезда везде и в саду и на всех кружках. Абсолютно не конфликтный ребенок, маленькго роста, с которой дружат все дети.
Вообщем это надо уметь.
2. В семье девочка старшая читала в 2,5 года. Очень миниатюрная и красивая. Она выглядит младше своего на 2 года младшего брата. Понятно написала ;).Очень(!!!) умная- начитанная сообразительная и талантливая, но вместе с тем не общительная и замкнутая и даже немного нервозная- к примеру могла ходить по комнате кругами и теребить ручками, а сама рассказывала наизусть огромные тексты. Психолог при тестировании её в 6 лет, не советовал идти в школу. Она сказала что-то типа:
"У Вас гениальная девочка, но она рискует не найти друзей и в дальнейшем не выйти замуж и т.п.... Её надо на год удалить от всех занятий и дать её отдохнуть от всего." Отдали в 7 лет.В результате девочка сама за год перечитала все мыслимые энциклопедии, не смотря на ограничения мамы, но все же пошла в школу более весёлой и общительной. Теперь она с мальчиками ведет себя как настоящая блондинка...что не может не радовать маму. С другой стороны за год она узнала больше, чем узнала бы в 1-м классе школы.
Её же младший брат- сорви голова и душа компании. Пойдет в 6 лет. Мальчик развитый, но запас знаний не сравнить с сестрой. Психолог сказала- "К школе готов".
3.Два мальчика моих знакомых пошли в школу в 6 лет. Мамы их практически не готовили, как к школе, так и вообще не развивали, купившить на фразу- в школе всему научат. Теперь дети отстающие и школу терпеть не могут. Мамы теперь пеняют на 6 лет, а дело совсем не в этом
Юста,Мы будем тусоваться тут с вами, хотя еще до конца не определились идем или нет в след году
На 1 сентября Ане будет 6 л 2 мес
Сомнения мои в первую очередь заключаются в том, что на данный момент по моему мнению Аня психологически не готова к школе (мое мнение не совпадает с мнением ее воспитателей в д\с (они настаивают, что надо идти в школу Ане) и психолога (психолог тоже видит особенности темперамента и характера, но не считает, что из-за этого ей нужно еще год сидеть в саду, а предлагает дождаться весны и там определиться конкретнее)...
Математикой занимаемся по пособиям Петерсон "Раз- ступенька, два-ступенька", Ане нравится, все потихонечку, так же как и с чтением
Ваши опасения мне понятны. Думаю, каждая чуткая мать лучше всяких психологов понимает своего ребенка.
А какие конкретно у Вас учебники.

http://bearbooks.ru/catalog/author.asp?name=%CF%E5%F2%E5%F0%F1%EE%ED+%CB.+%C3.
- что-то из этого или еще какие?

all: в чём вы видите преимущество более раннего отдавания в школу?
Я не вижу особого смысла не идти в этом году. Это про нас конкретно. Потом со школы и сразу жениться ;)? И так 11 лет вместе 10-ти, а ВУЗ 5 вместо 4.
Тут каждому свое. Вот думаю, может я и ошибаюсь. Но он у меня уже такой взрослый. Он как-то с самого начала взрослый. Дочка в 2 года разве что шапку оденет, да и в остальном...

Спасибо, девочки, за идею, уже заказала такое пособие, будем заниматься, а вы советуйте ещё что-нибудь! :)
Ulrt заказали и что? Можно подробнее.


у меня Надежда идет в первый класс. она конец ноября 2003.
Приятно и тут встретиться :).

Обязательные платные кружки в нашем саду есть. То есть теоретически можно туда не ходить (а что тогда делать, когда группа вместе с воспитателем идёт на занятие???), но платить всё равно надо.
Это бред какой-то и беспредел.

Колибри, значит они не обязательные, а вас обязали. и ещё и деньги вымогают. У нас на платные кружки ходят те, кто хочет. остальные на прогулке или с воспитателем в группе.
И у нас так. Хотя есть такие как футбол, тут уж все ходят- сами бегут, и родители рады. У нас только 3 девочки в группе, остальные мальчишки.Вообще кружок кружку рознь. Хорошо когда в саду кружки ведут специалисты, а не воспитатели из соседних групп.

А вот какие книжки я купила СПЕЦИАЛЬНО для подготовки к школе, хотя у нас множество мелких всяким маематик, тестов, развивалок. Но я что-то дрейфлю немного и отправилась на ночной рынок и вот что там купила:

1.Большая книга тестов для развития интеллекта малыша С. Покровская
Основу книги составляют занимательные и тщательно продуманные задания на логику, внимательность и фантазию, сообразительность и развитие речи, а также интересные сведения об окружающем нас мире.
[/I]

2. Большая энциклопедия поготовки к школе.

Эта книжка не совсем похожа на учебник или серьезную энциклопедию: подача материала в ней дарит совсем другое впечатление и настроение. Это скорее волшебная книга-сборник, где в интересной игровой форме подаются задания на темы: логика, счет, моторика руки, чтение, письмо, творчество, физическая культура.

Яркие красочные иллюстрации в необходимом для ПРАВИЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ КНИГИ количестве увлекут малыша в мир интереснейших заданий
на развитие логики: книга даст задания на обобщение и классификацию, на проведение сравнения (сравнить рисунки, "найти отличия", "найти такой же", "найти пары"), систематизации (поставить по порядку, по признаку, продолжить ряд, заполнить целые таблицы, найти закономерность), на выделение ограничения, на формулирование отрицания, на выработку суждения, логические задачи на смысловое соотнесение, тренировку воображения, проведение анализа, выработку умозаключения;

на обучение счету: введет и поможет освоить счет до 10, до 20, до 100, расскажет о составе числа, научит сравнению чисел, даст примеры на сложение, вычитание, умножение, деление, научить решению задач;

на подготовку руки к письму: книга предложит пройти по веселым дорожкам, рисуя различные линии, обвести рисунки по контуру, заштриховать изображения, нарисовать фигуры, дорисовать неоконченный рисунок, повторить рисунок, разукрасить изображения, рисовать по клеточкам и ориентируясь на линейки в тетради, провести гимнастику для пальчиков (более 30 упражнений) и т.д.;

по творчеству: продемонстрирует увлекательные примеры и способы лепки, фигурного вырезания из бумаги, выполнения аппликаций, складыванию фигурок из бумаги;

по самым первым "предметам":
даст начальные уроки математики, чтения, письма, природоведения, логики, музыки, физкультуры, рисования и труда - все, что ждет малыша в школе, уже не будет для него бессистемным объемом информации, который не понятно, как уложить в голове по полочкам.

3. Занимательная арифметика. Галина Шалаева
Серия: Первый учебник Вашего малыша Издательство: ЭКСМО


"Занимательная арифметика" - книга, которая понравится любому ребенку и позволит родителям самостоятельно заниматься с малышом и проверять уровень его математической подготовки. В ней собраны веселые задания, обучающие детей счету, решению примеров, сравнению чисел, и задания, позволяющие закрепить пройденный материал, а также упражнения на развитие мелкой моторики, задачи на сообразительность и внимание. Упражнения, игры и задания составлены по программе, рекомендованной Министерством образования РФ для
обучения дошкольников и школьников младших классов.

4.Тесты. Для детей 5-6 лет Ольга Земцова Серия: Умные книжки Издательство: Махаон

Эта книга поможет взрослым проконтролировать, соответствует ли норме уровень развития психических процессов ребенка 5-6 лет (память, внимание, мышление), проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний (математика, развитие речи, знакомство с окружающим миром), выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания. Предложенные задания подскажут, как подготовить малыша к следующему этапу обучения.

Такие у нас были на все возрасты.


С тестами легко и удобно работать, и для маленького ученика занятия превратятся в веселую и увлекательную игру.

5. С. В. Пятак, И. М. Мальцева. Готов ли я к школе? Диагностика для детей 6-7 лет
Серия: Ломоносовская школа

Книга ориентирована на детей 6-7 лет и ставит целью определение уровня психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников (т.е. социально-личностной, мотивационной и деятельностной готовности к обучению в школе).
Сборник содержит тесты, которые дети выполняют вместе с родителями. Некоторые задания ребенок должен выполнить самостоятельно. Результаты выполненных тестов позволят оценить знания детей по четырем разделам: "Речь и письмо", "Математика", "Осведомленность", "Пространство", а также их способность выполнять подобные задания.
Тесты апробировались в течение нескольких лет при проведении вступительных экзаменов в частные и государственные школы и гимназии Москвы.

Вот такие книжки я прикупила.
В целом все они у нас идут очень легко и сыну нравятся, жаль как-то времени спокойно посидеть почитать немного.

И из-за этого тоже я и мондражирую, что что-то упущу и не успею.

Буду рада, если посоветуете что-то еще полезное. Может мы что не охватили.

Что меня действительно волнует и раннем отдавании ребенка в школу, так это состояние осанки и зрения. Особенно останки. Что-то мне видится у сына какая-то некрасивая спина( в последнее время)- лопатки опущены, как у птицы крылья. Может показаться какому специалисту??? Что-то теряюсь...

И опять же как подбирать стол для домашней работы.
Что скажете???
 
Последнее редактирование:

DinDin

New member
Brujkva, спасибо за книжки. Заинтересовали некоторые. А тесты у меня есть. Но мой сын почему-то совсем не проявляет желания к учебе. Он любит фантастику, энциклопедии, техничекие передачи и конструкторы. Ну и поиграть. Я его так научила читать: просто изучили буквы, а потом я купила Букварь Жуковой. И решила учить сразу обоих. Даше было тогда три года, а Тиме 4,5. Он ни в какую не хотел учиться. Ну я и не заставляла. Зато научилась в три года Даша. Теперь она бегло читает. Зато Тимофей в пять лет сам начал пытаться читать. Когда я это заметила, я стала покупать ему такие книжечки, где мало текста крупными буквами, а больше картинок, на всякие темы, что ему интересно: техника, явления природы, химия, динозавры, подземные города и прочее. Теперь я знаю, что он умеет читать. И потому простые тексты, что он просит меня почитать, не читаю, а говорю: "Ты же умеешь. Почитай сам." И он читает, хотя и с трудом. На улице читает всякие там вывески, названия. Похоже, он просто созрел полгода назад, чтобы научиться читать. Самостоятельно. Теперь похоже пришло время научиться писать. Пытается писать сам открытки бабушкам и папе. И цифры пишет, играя сам с собой во что-нибудь. Но специально заниматься - это не для него. Всякие там пособия, которые я купила, он не хочет. Ну разве что если совсем заняться нечем. Просто есть вещи, которые увлекают его по-настоящему. Да... чувствую, что в школе будут проблемы. Придется заставлять. А как это делать? И ребенок не парится по поводу всякой там учебы. Парюсь я и Даша. Мои разговоры с сыном, что надо учиться, чтобы подготовиться к школе, на него по-моему никак не влияют, зато влияют на Дашу. Она теперь приходит с садика и говорит: "Все. Иду заниматься. Надо готовиться к школе." И занимается сама!!! :) И хотя сын гораздо более эрудированный и умнее, чем дочка, чувствую, что именно она пойдет в гимназию и будет это успешно совмещать со своей художественной гимнастикой и другими кружками. Но это не значит, что она лучше. Просто - каждому свое. Возможно, Тимофею захочется усиленно учиться в старших классах. Если конечно не пускать учебу на самотек. Уф. Выговорилась. Просто поговорить не с кем и бессонница сегодня. Извините. :)

А что значит "психологическая подготовка к школе?" Где ее взять?
 

Happy

Я такая скорая на помощь
Команда форума
Админ
Можно я тут у все еще раз выступлю?)
С чем согласна, так это с тем, что каждая мама лучше всех знает своего ребенка.Но тем не менее считаю, что надо прислушиваться и к чужому опыту)
Наша учительница рассказала, с какими трудностями столкнулась у детей:
-никакая подготовка в саду(об этом здесь писали), дети даже не умеют читать стихи
-совершенно не поставлена рука.У нас с этим делом лучше всех,т.к мы 2 года отходили на подготовительые, причем не на частные, где 5 занятий по 20 минут, с перебежками по кабинетам между ними
-отсутствие понятия дисциплины на уроках(именно для того, чтоб приучить к ней, я и водила на подготовительные)
-совершенная "неготовность" к школе некоторых РОДИТЕЛЕЙ)))
Поэтому,100, нет даже 1 000 раз подумайте, прежде чем принять решение.Я о своем ни разу не пожалела.Подарила своему ребенку еще год детства, в себе-лишний год спокойной жизни(да, о себе я тоже думала))))
Не считаю свое решение единственно верным, но, возможно, мой опыт кому-нибудь пригодится)))
 

галка

Люблю своих мужчин
А насчет обязательных платных занятий в садике.... Первый раз слышу. У нас такого нет
мой реб сча пошел в первый класс в 6.10лет..а в саду такого не было...

Поэтому,100, нет даже 1 000 раз подумайте, прежде чем принять решение.Я о своем ни разу не пожалела.Подарила своему ребенку еще год детства, в себе-лишний год спокойной жизни(да, о себе я тоже думала))))
Не считаю свое решение единственно верным, но, возможно, мой опыт кому-нибудь пригодится)))
полностью согласна!!!

-никакая подготовка в саду(об этом здесь писали), дети даже не умеют читать стихи
у нас многие дети вообще читать не умеют..но как пробему это учителя не выставляют..этому учат в первом классе...



совершенно не поставлена рука
руку можно разработать как занятиями на всякие рисовки.так и играми на мелкую моторику..бисероплетение.лего.пластилин...мы Леговцы до сих пор!!!
 

Юста

Well-known member
Ой. я кажется зависну в этой теме, бо это мой больной вопрос...идем или нет...:) но даже если не идем, все равно буду с вами, т.к решать будем в конце года
Я бы отдала Аню в школу однозначно, без всяких сомнений и колебаний только в одном случае: если бы первый класс набирала учительница моего старшего сына, вот в этом случае плюс ТАКОЙ учительницы перевесил бы все минусы, вот там бы был обеспечен индивидуальный подход к ее характеру и темпераменту, да и Аня ее очень хорошо знает и любит (она не понимает, почему не может пойти учится к Светлане Владимировне, а учительница набрала первый класс в этом году:()


Я изначально не возлагала на сад никаких надежд в плане развития. Всегда занималась с дочкой сама.

У нас у Ани очень сильные воспитатели, даже в рамках Пралески очень и очень все неплохо, еще мы ходим на кружки (разумеется необязательные) по подготовке к школе (приходящая очень грамотная преподаватель) и на кружок Здоровячок (спортивный кружок, в саду прекрасно оборудован спортзал, с беговыми дорожками, тренажерами, спорткомплексами и т.п, укрепляем спинку к школе), ну и на танцы мы еще ходим не в саду
У нас в саду на след год обещают отдельную группу для шестилеток, т.е оставшиеся дети не будут повторять программу, а будут заниматься дальше и глубже плюс творчество


что-то из этого или еще какие?
не открылась ссылка
Мы тоже по тестам занимаемся, еще покупаю всякие развивалки с наклейками, т.к Аня очень любит клеить, неданее приобретение на ночной ярмарке серия книг с наклейками "Дошкольная мозаика", там по возрастам и темам: развитие памяти, развитие мышления, внимания и т.р, очень нравится Созонова, Куцина "Логопедические кроссворды", неплохо пошли тоненькие книжечки Елены Бортниковой (они тоже есть на ночной и в книжных) "Развиваем внимание и логическое мышление". Еще печатаем сами раскраски, скобами сшиваем, покупаю разных видов мелки-карандаши-ручки, чтоб больше раскрашивала
раскраски здесь
http://www.colorear.net/dibujos/
Постоянно слушаем аудиозаписи сказок, стихов, чтоб развивалась слуховая память, т.к Аня явный визуал, сейчас вот собираем журнал Сказочник, там как раз очень удобно для моего ребенка то, что сначала сказку можно прочитать в журнале, а потом прпослушать на диске, и раскрасить
Ну и читаем конечно, ОЧЕНЬ много читаем вслух, у меня иногда язык просто болит по вечерам, т.к приходится читать Ане и Гере разные книги из-за разницы в возрасте (хотя кое-что и вместе слушают), сейчас читаем продолжения Волшебника Изумрудного города и Усачев "Школа снеговиков"
Аня у нас мелковата, стоит на физкультуре вторая с конца, где-то рост 110, вес 17,6 кг

К сожалению ссылка не сохранилась

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

М.И. Степанова,
д*р мед. наук, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН
З.И. Сазанюк,
канд. мед. наук, вед. науч. сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
ГУ НЦЗД РАМН

Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.
Особое значение имеет начало школьной жизни. О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Часть детей довольно быстро – в течение первой четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время – нередко на весь учебный год и даже дольше.
В чем же причины затрудненной адаптации детей к школе? Одной из них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.
Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.
“Школьная зрелость“ (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно*необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.
На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из¬за нежелания следовать им.
Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука “властвовать собой” часто представляется непосильной задачей, по¬скольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.
Очень важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
“Незрелые“ дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы “школьная зрелость” вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста.
Готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.
В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:
во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;
во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно*необходимых функций (утрата преемственности);
в*третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;
в*четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения, как правило, отличаются большей сложностью.
Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно*незрелые составляют более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6 против 28,6%). Эти результаты были отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не посещающих детский сад, их число будет выше.
Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. При этом исследования, проведенные в 44 массовых детских садах Санкт-Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6–7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% детей, фонематический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ребенка. Ко всему следует добавить, что у 45,8% детей оказались несформированными зрительно*простран-ственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.
В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что “школьная зрелость” наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).
Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня “школьной зрелости” позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. Между тем в арсенале медицинских работников есть утвержденная Минздравом России методика для определения функциональной готовности к обучению . В ее основу положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе. В приложении представлена инструкция по проведению психофизиологического исследования функциональной готовности ребенка к поступлению в школу.
Определение готовности детей к обучению в школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику “школьной зрелости” дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно*необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.
Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени “школьной зрелости” у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было показано выше, девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.
Повторная диагностика (в апреле – мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе применяется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много 6¬летних детей садится за парты. Это связано со многими причинами, в т. ч. и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев, и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети (до 6,5 лет) могут быть приняты в школу, учебно-воспитательный комплекс или любое другое образовательное учреждение, реализующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать школы для обучения “шестилеток”, но наши наблюдения показывают, что необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало.
Между тем следует помнить, что “незрелость” не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Приложение
Тест Керна – Ирасека
Инструкция по проведению психофизиологического исследования функциональной готовности ребенка к поступлению в школу
Определение степени “школьной зрелости” по тесту Керна – Ирасека может проводиться индивидуально или в группе из 10–15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.
Тест состоит из трех заданий:
нарисовать человека;
срисовать короткую фразу из трех слов “Он ел суп”;
срисовать группу точек.
Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания. К нему дается следующая инструкция: “Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь”.
Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: “Рисуй так, как ты умеешь”. Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: “Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше”. На вопрос, можно ли рисовать “тетю”, необходимо объяснить, что все дети рисуют “дядю”, поэтому и он должен рисовать “дядю”. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.
После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).
Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5–10 карточек (размеры примерно 7–8 см на 13–14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы – 1 см, заглавной – 1,5 см) "он ел суп"
Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется следующим образом: “Посмотри, здесь что*то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же”. Если кто*нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.
Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения 3¬го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр точек – 2 мм.
После выполнения ребенком 2-го задания первая карточ¬ка у него забирается и на ее место кладется вторая таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз. К 3-му заданию дается следующая инструкция: “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа” (показать, где).
Оценка результата
Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Примерные критерии оценки задания 1
1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Примерные критерии оценки задания 2.
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность – необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.
5 баллов – каракули.
Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек).
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количе¬ство точек (не менее 7, но не более 20).
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.

К сожалению ссылка не сохранилась

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

М.И. Степанова,
д*р мед. наук, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН
З.И. Сазанюк,
канд. мед. наук, вед. науч. сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
ГУ НЦЗД РАМН

Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.
Особое значение имеет начало школьной жизни. О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Часть детей довольно быстро – в течение первой четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время – нередко на весь учебный год и даже дольше.
В чем же причины затрудненной адаптации детей к школе? Одной из них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.
Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.
“Школьная зрелость“ (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно*необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.
На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из¬за нежелания следовать им.
Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука “властвовать собой” часто представляется непосильной задачей, по¬скольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.
Очень важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
“Незрелые“ дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы “школьная зрелость” вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста.
Готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.
В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:
во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;
во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно*необходимых функций (утрата преемственности);
в*третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;
в*четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения, как правило, отличаются большей сложностью.
Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно*незрелые составляют более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6 против 28,6%). Эти результаты были отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не посещающих детский сад, их число будет выше.
Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. При этом исследования, проведенные в 44 массовых детских садах Санкт-Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6–7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% детей, фонематический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ребенка. Ко всему следует добавить, что у 45,8% детей оказались несформированными зрительно*простран-ственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.
В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что “школьная зрелость” наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).
Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня “школьной зрелости” позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. Между тем в арсенале медицинских работников есть утвержденная Минздравом России методика для определения функциональной готовности к обучению . В ее основу положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе. В приложении представлена инструкция по проведению психофизиологического исследования функциональной готовности ребенка к поступлению в школу.
Определение готовности детей к обучению в школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику “школьной зрелости” дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно*необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.
Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени “школьной зрелости” у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было показано выше, девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.
Повторная диагностика (в апреле – мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе применяется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много 6¬летних детей садится за парты. Это связано со многими причинами, в т. ч. и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев, и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети (до 6,5 лет) могут быть приняты в школу, учебно-воспитательный комплекс или любое другое образовательное учреждение, реализующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать школы для обучения “шестилеток”, но наши наблюдения показывают, что необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало.
Между тем следует помнить, что “незрелость” не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Приложение
Тест Керна – Ирасека
Инструкция по проведению психофизиологического исследования функциональной готовности ребенка к поступлению в школу
Определение степени “школьной зрелости” по тесту Керна – Ирасека может проводиться индивидуально или в группе из 10–15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.
Тест состоит из трех заданий:
нарисовать человека;
срисовать короткую фразу из трех слов “Он ел суп”;
срисовать группу точек.
Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания. К нему дается следующая инструкция: “Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь”.
Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: “Рисуй так, как ты умеешь”. Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: “Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше”. На вопрос, можно ли рисовать “тетю”, необходимо объяснить, что все дети рисуют “дядю”, поэтому и он должен рисовать “дядю”. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.
После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).
Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5–10 карточек (размеры примерно 7–8 см на 13–14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы – 1 см, заглавной – 1,5 см) "он ел суп"
Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется следующим образом: “Посмотри, здесь что*то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же”. Если кто*нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.
Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения 3¬го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр точек – 2 мм.
После выполнения ребенком 2-го задания первая карточ¬ка у него забирается и на ее место кладется вторая таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз. К 3-му заданию дается следующая инструкция: “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа” (показать, где).
Оценка результата
Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Примерные критерии оценки задания 1
1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Примерные критерии оценки задания 2.
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность – необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.
5 баллов – каракули.
Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек).
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количе¬ство точек (не менее 7, но не более 20).
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
 

Shpilka

Active member
моей Ксении в сентябре будет 6 лет и 10 мес. Я считаю что это самый замечательный возраст для похода в школу, тем более что она у меня мелкая : рост 111 см. вес 17.5 кг. Я очень надеюсь что к сентябрю мы подрастем и поправимся. Нам воспитатели в саду предлагали отдать ее в школу в 5л.10м., так как по их словам она полностью готова была. С мужем все взвесили и решили, что за год в саду она ничего не потеряет, учитывая то, что по выходным она занимается в школе развития,получит дополнительные знания, которые в первом классе ей не дадут, и как результат она будет еще более подготовленной, а значит и чувствовать себя будет более уверенной. Но это касательно конкретно нашего ребенка. Со школой мы определились, пойдем возле дома в 33 гимназию. Надо начинать делать справку, а вот каких врачей проходят, мот знает кто?
 

Happy

Я такая скорая на помощь
Команда форума
Админ
anty, справка годна втечение года. Мы в марте делать начали. Причем нам зачли многих врачей, которых мы проходили в сентябре в 6 лет по ежегодному медосмотру.Нам оставалось только рост-вес и стоматолог.
 

Танюша_

всё чудесатее и чудесатее
brjukva, книги хорошие, но ИМХО и тесты и книги серии Ломоносовской школы слегка опаздывают по возрастам, особенно, если вы хотите попасть в сильную школу или сильный класс. То есть, возраст я бы определила не 6-7, а 5-6 и т.д
DinDin, на вашем месте я бы ещё год ребёнка никуда не отдавала, а там, глядишь, созреет он психологически и появится мотивация к учёбе
Happy, согласна. Уже который год слышу от директора, завуча и учителей гимназии призывы не вести детей в школу в 6 лет.
 

DinDin

New member
Да... Интересно было почитать. Кому интересно - у меня есть диск видеозаписи с педагогической конференции в Минске, где я была год назад. Там про Амонашвили, Базарного, Щетинина и немножко других создателей альтернативных школ и методик. Могу переписать. Правда качество звука не очень - надо в наушниках слушать. Просто я камеру первый раз в руках держала. Поэтому качество и не вышло. Я вот еще подумываю про школу Амонашвили в Москве, чтобы туда идти в началку. Для этого надо переехать в Москву. Но не знаю, а стоит ли. Я хочу в школу зимой подъехать. Если понравится, то все зависит от мужа - удастся ли ему найти там работу с достаточной зарплатой, чтобы пожить всем в Москве. Я на этом не зацикливаюсь. Можно и у нас учиться, если учительница хорошая.
 

Василиса

New member
я кажется зависну в этой теме, бо это мой больной вопрос...идем или нет... но даже если не идем, все равно буду с вами, т.к решать будем в конце года
вот и для нас это очень больной вопрос - до конца не определились, поэтому тоже будем зависать здесь...
 

starkolt

New member
и мы к вам. Глебу на 1 сентября будет 6 лет10 мес. Мальчик развитый (читает бегло и складывает в пределах 100 и логика в норме) мы хотели в этом 2009 году пойти. но отговорили нас опытные родители и как же мы сейчас этому рады. смотря на проблеммы в обычной школе наших одногодок, которые старше на 6-9 мес ( тяжело досидеть урок, тяжело сосредоточится. а это начало и дети были не слабые при поступлении и серьезные, и общительные) Так что пойдем мы почти в 7 полностью Психолочически готовыею Надеюсь :)
 

KediNat

quantum satis
Привет! как у вас интересно :) запишите нас тоже пожалуйста :)
дочка Аня, на 1 сентября будет 6 лет и 9 мес. :)
 

DinDin

New member
KediNat! Уже определились со школой, в какую пойдете? Мы тоже в Зеленом Луге живем.
 
Сверху