Христианство и Церковь-6

Mahima

переименовалась:)
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=106877&cf=
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=106878&cf=
Так что желание сохранить общение с канонической церковной иерархией в целом можно понять. Все остальное объяснить значительно труднее. В самом деле, какое отношение к спасению, как его понимает христианство, имеет принадлежность к Российскому государству? Но все же причины найти можно, хотя официальная церковная позиция сегодня старательно обходит эту тему. Попробую объяснить, какими невысказанными, но явно присутствующими в церковном сознании идеалами руководствуются промосковские верующие УПЦ (про остальные украинские юрисдикции, понятно, речь не идет).

Речь пойдет о пресловутом "Русском мире". Надо сказать, что сегодня под этим названием скрывается, по меньшей мере, две доктрины: чисто светская геополитическая и религиозная. Пусть никого не вводит в заблуждение то, что эти концепции схожи в своих выводах — их предпосылки различаются весьма радикально. Путин, говоря о "Русском мире", наверняка остается в пределах первой доктрины. Мне не очень интересно ее разбирать: это смесь заурядного ирредентизма и каких-то смутных идей о "противостоянии цивилизаций". Идеологическая обслуга нынешнего режима убога и бесплодна, и составить какую-либо внятную национальную идею она не в состоянии. Другое дело — "Русский мир", придуманный патриархом Кириллом. Это куда более продуманное учение, вернее, лжеучение — потому что оно находится в прямом противоречии с учением Христовым. Хотя, надо признать, имеет некоторые основания в истории православной Церкви. Изложить его для светского читателя непросто, но постараюсь кое-что прояснить.

Сегодня понятие Православной церкви прочно ассоциируется с церковной иерархией. Сами иерархи иногда упоминают "православный народ", не слишком углубляясь в суть вопроса. Тем не менее, как бы высоко иерархия ни превозносилась над простыми верующими, Церковь ощущает саму себя как общину православных христиан, лишь включающую в себя иерархию. В России это ощущение слабее, на Украине — существенно сильнее. В истории Церкви именно это представление Церкви о самой себе играет колоссальную роль. В принципе, такое понимание Церкви имеет евангельские корни, а Церковь как комбинат религиозных услуг, обслуживающий духовные потребности верующих, — образ эпохи глубокого упадка.

Византия совершенно не знала национализма (его тогда вообще не было). В Восточную Римскую империю входили многие этносы, со своими языками, культурой. От них требовалось лишь признавать Константинопольского патриарха и императора. Наша инновация в области развития духовных скреп — это объединение византинизма и национализма. Проповедником этой гремучей смеси выступил патриарх Кирилл. По крайней мере, такое устойчивое впечатление создается от его многочисленных речей о "Русском мире", от радикальных заявлений созданного им Всемирного русского народного собора, от способных потрясти воображение заявлений его верного ученика прот. Всеволода Чаплина.

В чем суть этого учения (а с точки зрения Евангелия — несомненного лжеучения, ереси)? Этнические русские должны собраться в одной Церкви — Церкви Московского патриархата, и в рамках одного государства — Российского (с чертами агрессивной империи). Первое — этнофилетизм, второе — византинизм, а вместе — учение о "Русском мире". В число русских без колебаний зачисляют и украинцев, и белорусов, и эмигрантов, покинувших пределы России многие десятки лет назад. Призывать к расширению российской юрисдикции непосредственно на все территории, на которых проживают причисленные к русским, в XXI веке явно неудобно, поэтому ставка делается на формально независимые, но декларативно пророссийские режимы. Разговоры о "воссоединении Святой Руси" не останавливаются ни на минуту. Даже эмигранты, с точки зрения адептов "Русского мира", должны выступать в качестве агентов российского государства, способствуя его влиянию в полностью суверенных странах.

В выступлениях церковного официоза полностью это учение не формулируется. Но его нетрудно разглядеть за всей риторикой нашей иерархии, за яростной борьбой с любыми ростками автокефалии, за безобразными интригами и тяжбами в русской диаспоре за влияние на паству и собственность приходов. Горькая ирония заключается еще и в том, что национализм "Русского мира" — вымышленный: радости, горести и нужды реальных русских ему глубоко безразличны. Он ориентирован на не существующих в природе представителей "Святой Руси", к которым ближе всего, наверное, полуграмотные "благочестивые" мещане конца XIX века. Ядовитые плоды этого лжеучения мы уже вкушаем, и будем вкушать еще много лет. Но сегодня время тайному становиться явным, и происходит это на Украине.

Присоединяя Крым, Владимир Путин действовал исключительно в рамках светского извода учения о "Русском мире". Религиозная мотивация из его речей исчезла вовсе, хотя в последнее время он довольно часто взывал к "духовным корням" и "традиционным ценностям". Сейчас никаких, даже символических отсылок к Церкви и православию Путин себе не позволяет. Довольно мудрое поведение. Тем более что патриарх Кирилл оказался в сложной ситуации. Его мечты о воссоздании "Святой Руси" внезапно стали воплощаться в реальность. Но надо, получается, брать на себя ответственность за происходящее. А делать этого не хочется. Тут, как назло, митрополит Онуфрий, недавно вступивший в должность местоблюстителя Киевского престола, обратился к патриарху Кириллу с просьбой "не допустить кровопролития на территории Украины" и "возвысить свой голос о сохранении целостности территории украинского государства". Что тут скажешь?

Вот и молчит патриарх, опасаясь, очевидно, с одной стороны, прогневить Путина, а с другой — потерять УПЦ, которая находится на волосок от провозглашения автокефалии. Принятое вчера Синодом Заявление по ситуации на Украине также весьма двусмысленно. Вроде бы осуждаются насилие и ненависть, но откуда они взялись, с чем они связаны — об этом не сказано ни слова. О происходящем в Крыму членам Синода тоже ничего не известно. В общем, крайне осторожное выступление. Но эта осторожность, после всего, что говорилось патриархом и его ближайшими сподвижниками, уже не поможет. Просто это еще один шаг к полному банкротству, в духовном смысле, разумеется.

А всех, кто считает себя верующим, я призываю молиться. О мире на Украине. Да и в России тоже.
 

Mahima

переименовалась:)
Почему христианство — мягкая и терпимая религия — постоянно оказывается источником раздора? Его адепты очень агрессивно реагируют на любые неортодоксальные трактовки, не только у нас, взять хотя бы истерику, сопровождавшую выход фильма Скорсезе, который вы только что упомянули?

На мой взгляд, это абсолютно нормально. Всегда есть традиционная часть общества, которая защищает все. Ни сантиметр не дает переосмыслить. И это нормально, так и должно быть. Должны быть люди, которые стоят на страже традиционных догм. И всегда должны быть люди, которые пытаются эти догмы в своем творчестве переосмыслить и пытаются двигать общество вперед. В этом и есть гармония мира. То, что церковь защищает свои постулаты, иногда даже слишком, — это нормально. Они традиционалисты, они должны стоять на страже традиций. А прогрессивная часть общества должна идти вперед. Это противостояние — оно хорошее, в нем высекается искра.

СЕсли бы Иисус появился в сегодняшней России, его деятельность сочли бы террористической?

Конечно. Иисус — это всегда некая революция. Сказано было, что Иисус пришел с мечом. Это значит, что он не просто пришел кого-то ударить мечом, он пришел, чтобы разделить, перерубить старый мир и новый мир. И сегодня, конечно, большинство бы это тоже не одобрило.

СВы сами Иуду осуждаете или оправдываете? Фильмом вы точного ответа не даете.

Нет, мне кажется, даю. Просто я хотел сделать свою точку зрения не доминантной, чтобы человек мог стать моим соавтором во время просмотра и выходил из зала со своими мыслями. Но у меня по поводу героя очень четкая мысль, которая в фильме есть. Она заключается в том, что Иуда Искариот полностью поверил Иисусу. И для него теперь такая категория, как смерть, не существует. Потому что, если ты полностью веришь в Бога, смерть для тебя — не конец. Поэтому для него и для Иисуса висеть на кресте — не проблема. Потому что ничего на этом не заканчивается. Иуда совершает свой поступок в том числе и для людей, чтобы показать: вот на что ради вас способен другой человек. Вы способны на это? Нет. А вот он может. Иуда делает это, чтобы дать миру надежду. Потому что Иуда сам в этом мире разочарован. Он считает, что этот мир — абсолютное зло. Но Иисус дает ему надежду. И он, в свою очередь, передает эту надежду людям. А в конце извиняется не за то, что предал Иисуса, он извиняется за свою жизнь. За то, что теперь может посмотреть на нее иначе и признать ошибки. И дождь в конце фильма — как некое очищение.

СИисус и Иуда — они как Моцарт и Сальери? Один действует по божественному наитию, другому нужны рациональные объяснения.

Их можно сравнить. Особенно если вспомнить фильм Милоша Формана «Амадей». Без Сальери не было бы Моцарта в каком-то смысле. А без Моцарта не было бы Сальери. Они единая пара. Такое сопоставление возможно, потому что без Иуды не было бы Иисуса.

СУ каждого человека есть свое предназначение?

У каждого, при этом не хуже и не лучше, чем у остальных. Каждый для чего-то нужен, у каждого свой уникальный путь, который каждый должен пройти сам. Очень многие люди идут как бараны за кем-то, и в фильме это тоже иллюстрируется. Все апостолы идут за Иисусом как бараны. Один Иуда пытается идти за ним как личность, быть ему соавтором. На мой взгляд, очень важно быть соавтором Бога. Потому что ты ребенок Бога. А если ты сын Бога, необходимо быть его соавтором. Он же тебе сам дал мозги. Я верю вот в это. Для меня Иуда — первый разумный верующий человек.
http://www.snob.ru/selected/entry/74175
 

Zoryana

Well-known member
:)


O60cXZgp5zw.jpg
 

Igra

БЫТИЕ
Ирландский священник Рэй Келли во время церемонии венчания решил поздравить молодоженов и спел им песню Леонарда Коэна "Аллилуйя". Новобрачные растрогались до слез, как и миллионы пользователей YouTube, посмотревшие ролик в Интернете.

Поразительный случай произошел в ирландском графстве Мит. Исполненная Келли песня стала сенсацией и завоевала сердца миллионов.
Отсюда
 

k_ja_ra

Well-known member
Архимандрит Ефрем: Надо всегда помнить, что католики вне Церкви.

Игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем считает, что православным нечего бояться экуменических диалогов с католиками, если они всегда будут помнить, что католики отпали от Церкви, находятся вне Её ограды, и лишь Православие сохраняет чистоту вероучения. Об этом отец Ефрем заявил, отвечая на вопросы на страницах «Православной газеты».

"Мы диалогов не боимся. Православие абсолютно ничего не боится. Но в основе любого диалога должно лежать знание, что мы – Святая Православная единая Апостольская Церковь. Это католики от нас отлучились..."


:)
Сорі, не ўтрымалася.) "Плюралізм", як той казаў - нашае ўсё.)))
 

Zoryana

Well-known member
Дорогие форумчанки!

Поздравляю вас с праздником Пасхи!
И желаю вам всем благоденствия!
Каждый день просыпаться с улыбкой,
Утро с радостью в сердце приветствуя.

wkIuJveXU40.jpg
 

Mahima

переименовалась:)
«Ваше прпревосходительство», - обратился митрополит Павел к диктатору и не упустил возможность отпустить комплимент: «Иногда нашим прихожанам задаю вопрос, а вы знаете, кто такой Александр Лукашенко? Знаем, говорят, это наш президент. Я в таких случаях всегда говорю: мы с вами должны не только за него голосовать, но еще и молиться, чтобы Бог дал ему мудрость, чтобы даровал ему крепкое здоровье и силу духа, чтобы и в будущем наша страна процветала».
Наша нива(c)

"А оказалось, что мы вообще в другую сторону ползем."
Масяня.
 

Zoryana

Well-known member
Zoryana, Христос Воскресе!

Igra,Воистину воскресе! Со светлым Христовым воскресением!

Такую чудесную песню услышала - не могу не поделиться:)





Девы, представляете, моя Даша вчера ходила светить (сори, если называется иначе) кулич в храм, в новопеределкино, и туда приехал Патриарх Кирилл))) Короче, посвятил наш кулич и яйца. Вот такое совпадение)

А мы с новым митрополитом Павлом Крестный ход прошли-тоже впечатление)
Как здорово!
 

Гелия

Active member
Умер протоиерей Сергий Куракевич - настоятель Александро-Невской церкви :(
Такая грусть меня охватила...
Такой замечательный был человек, батюшка...

Упокой, Господи, душу новопреставленного протоиерея Сергия!
 

Lemma

была Lena777
Гелия, вот это горе ( я не знала этого, я его в храме на днях же видела. Он всю пасхальную службу служил... Как так? Сердце? Давление? Упокой со святыми, Господи, протоиерея Сергия, нашего любимого настоятеля, такого щедрого и доброго ко всем своим прихожанам, и такого строгого к себе. Всегда в состоянии покаяния пребывал. И когда служил, и когда мимо проходил. Слезы... Благословен Бог наш.
 

Гелия

Active member
Lena777, Лен, у него диабет был, какой-то очень агрессивной разновидности. Сегодня утром, часов в 6, чаю попил и пошел прилечь, а в 9 матушка подошла, а он уже холодный :(

Я сама вся не в себе((( Такой он был замечательный, все думы только о нем!
На Светлой седмице!
Господи, упокой в селениях праведных!
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
да...( на Светлой седмице... Да будет нам еще один молитвенник святой.

Спаси Господи, Гелия, тебя, что рассказала. Поеду в храм съезжу. Он же, наверное, там уже?
 

Гелия

Active member
Lena777, пока его там нет, в храме((
Вроде на вскрытие повезли.
наш отец Георгий сам ждет звонка, когда привезут батюшку в Александро-Невскую...
 

Lemma

была Lena777
Батюшка в храме. В половине седьмого началось отпевание. Уже закончилось. Плакали все. И священнослужители, и певчие, и прихожане. О. Сергий отошел ко Господу, как мне сказали, сегодняшним утром. Погребение будет в субботу после Божественной литургии. Сейчас и до субботы будет читаться Евангелие с перерывом на утреннюю и вечернюю службу, прощание с о. Сергием будет продолжаться до погребения.
 

Гелия

Active member
Lena777, могла бы пару слов здесь о нем написать?
Я готовлю некролог в газету, очень бы была благодарна за теплые слова о батюшке, которые и поместила бы туда тоже.
 
Сверху