http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=106877&cf=
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=106878&cf=
Так что желание сохранить общение с канонической церковной иерархией в целом можно понять. Все остальное объяснить значительно труднее. В самом деле, какое отношение к спасению, как его понимает христианство, имеет принадлежность к Российскому государству? Но все же причины найти можно, хотя официальная церковная позиция сегодня старательно обходит эту тему. Попробую объяснить, какими невысказанными, но явно присутствующими в церковном сознании идеалами руководствуются промосковские верующие УПЦ (про остальные украинские юрисдикции, понятно, речь не идет).
Речь пойдет о пресловутом "Русском мире". Надо сказать, что сегодня под этим названием скрывается, по меньшей мере, две доктрины: чисто светская геополитическая и религиозная. Пусть никого не вводит в заблуждение то, что эти концепции схожи в своих выводах — их предпосылки различаются весьма радикально. Путин, говоря о "Русском мире", наверняка остается в пределах первой доктрины. Мне не очень интересно ее разбирать: это смесь заурядного ирредентизма и каких-то смутных идей о "противостоянии цивилизаций". Идеологическая обслуга нынешнего режима убога и бесплодна, и составить какую-либо внятную национальную идею она не в состоянии. Другое дело — "Русский мир", придуманный патриархом Кириллом. Это куда более продуманное учение, вернее, лжеучение — потому что оно находится в прямом противоречии с учением Христовым. Хотя, надо признать, имеет некоторые основания в истории православной Церкви. Изложить его для светского читателя непросто, но постараюсь кое-что прояснить.
Сегодня понятие Православной церкви прочно ассоциируется с церковной иерархией. Сами иерархи иногда упоминают "православный народ", не слишком углубляясь в суть вопроса. Тем не менее, как бы высоко иерархия ни превозносилась над простыми верующими, Церковь ощущает саму себя как общину православных христиан, лишь включающую в себя иерархию. В России это ощущение слабее, на Украине — существенно сильнее. В истории Церкви именно это представление Церкви о самой себе играет колоссальную роль. В принципе, такое понимание Церкви имеет евангельские корни, а Церковь как комбинат религиозных услуг, обслуживающий духовные потребности верующих, — образ эпохи глубокого упадка.
Византия совершенно не знала национализма (его тогда вообще не было). В Восточную Римскую империю входили многие этносы, со своими языками, культурой. От них требовалось лишь признавать Константинопольского патриарха и императора. Наша инновация в области развития духовных скреп — это объединение византинизма и национализма. Проповедником этой гремучей смеси выступил патриарх Кирилл. По крайней мере, такое устойчивое впечатление создается от его многочисленных речей о "Русском мире", от радикальных заявлений созданного им Всемирного русского народного собора, от способных потрясти воображение заявлений его верного ученика прот. Всеволода Чаплина.
В чем суть этого учения (а с точки зрения Евангелия — несомненного лжеучения, ереси)? Этнические русские должны собраться в одной Церкви — Церкви Московского патриархата, и в рамках одного государства — Российского (с чертами агрессивной империи). Первое — этнофилетизм, второе — византинизм, а вместе — учение о "Русском мире". В число русских без колебаний зачисляют и украинцев, и белорусов, и эмигрантов, покинувших пределы России многие десятки лет назад. Призывать к расширению российской юрисдикции непосредственно на все территории, на которых проживают причисленные к русским, в XXI веке явно неудобно, поэтому ставка делается на формально независимые, но декларативно пророссийские режимы. Разговоры о "воссоединении Святой Руси" не останавливаются ни на минуту. Даже эмигранты, с точки зрения адептов "Русского мира", должны выступать в качестве агентов российского государства, способствуя его влиянию в полностью суверенных странах.
В выступлениях церковного официоза полностью это учение не формулируется. Но его нетрудно разглядеть за всей риторикой нашей иерархии, за яростной борьбой с любыми ростками автокефалии, за безобразными интригами и тяжбами в русской диаспоре за влияние на паству и собственность приходов. Горькая ирония заключается еще и в том, что национализм "Русского мира" — вымышленный: радости, горести и нужды реальных русских ему глубоко безразличны. Он ориентирован на не существующих в природе представителей "Святой Руси", к которым ближе всего, наверное, полуграмотные "благочестивые" мещане конца XIX века. Ядовитые плоды этого лжеучения мы уже вкушаем, и будем вкушать еще много лет. Но сегодня время тайному становиться явным, и происходит это на Украине.
Присоединяя Крым, Владимир Путин действовал исключительно в рамках светского извода учения о "Русском мире". Религиозная мотивация из его речей исчезла вовсе, хотя в последнее время он довольно часто взывал к "духовным корням" и "традиционным ценностям". Сейчас никаких, даже символических отсылок к Церкви и православию Путин себе не позволяет. Довольно мудрое поведение. Тем более что патриарх Кирилл оказался в сложной ситуации. Его мечты о воссоздании "Святой Руси" внезапно стали воплощаться в реальность. Но надо, получается, брать на себя ответственность за происходящее. А делать этого не хочется. Тут, как назло, митрополит Онуфрий, недавно вступивший в должность местоблюстителя Киевского престола, обратился к патриарху Кириллу с просьбой "не допустить кровопролития на территории Украины" и "возвысить свой голос о сохранении целостности территории украинского государства". Что тут скажешь?
Вот и молчит патриарх, опасаясь, очевидно, с одной стороны, прогневить Путина, а с другой — потерять УПЦ, которая находится на волосок от провозглашения автокефалии. Принятое вчера Синодом Заявление по ситуации на Украине также весьма двусмысленно. Вроде бы осуждаются насилие и ненависть, но откуда они взялись, с чем они связаны — об этом не сказано ни слова. О происходящем в Крыму членам Синода тоже ничего не известно. В общем, крайне осторожное выступление. Но эта осторожность, после всего, что говорилось патриархом и его ближайшими сподвижниками, уже не поможет. Просто это еще один шаг к полному банкротству, в духовном смысле, разумеется.
А всех, кто считает себя верующим, я призываю молиться. О мире на Украине. Да и в России тоже.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=106878&cf=
Так что желание сохранить общение с канонической церковной иерархией в целом можно понять. Все остальное объяснить значительно труднее. В самом деле, какое отношение к спасению, как его понимает христианство, имеет принадлежность к Российскому государству? Но все же причины найти можно, хотя официальная церковная позиция сегодня старательно обходит эту тему. Попробую объяснить, какими невысказанными, но явно присутствующими в церковном сознании идеалами руководствуются промосковские верующие УПЦ (про остальные украинские юрисдикции, понятно, речь не идет).
Речь пойдет о пресловутом "Русском мире". Надо сказать, что сегодня под этим названием скрывается, по меньшей мере, две доктрины: чисто светская геополитическая и религиозная. Пусть никого не вводит в заблуждение то, что эти концепции схожи в своих выводах — их предпосылки различаются весьма радикально. Путин, говоря о "Русском мире", наверняка остается в пределах первой доктрины. Мне не очень интересно ее разбирать: это смесь заурядного ирредентизма и каких-то смутных идей о "противостоянии цивилизаций". Идеологическая обслуга нынешнего режима убога и бесплодна, и составить какую-либо внятную национальную идею она не в состоянии. Другое дело — "Русский мир", придуманный патриархом Кириллом. Это куда более продуманное учение, вернее, лжеучение — потому что оно находится в прямом противоречии с учением Христовым. Хотя, надо признать, имеет некоторые основания в истории православной Церкви. Изложить его для светского читателя непросто, но постараюсь кое-что прояснить.
Сегодня понятие Православной церкви прочно ассоциируется с церковной иерархией. Сами иерархи иногда упоминают "православный народ", не слишком углубляясь в суть вопроса. Тем не менее, как бы высоко иерархия ни превозносилась над простыми верующими, Церковь ощущает саму себя как общину православных христиан, лишь включающую в себя иерархию. В России это ощущение слабее, на Украине — существенно сильнее. В истории Церкви именно это представление Церкви о самой себе играет колоссальную роль. В принципе, такое понимание Церкви имеет евангельские корни, а Церковь как комбинат религиозных услуг, обслуживающий духовные потребности верующих, — образ эпохи глубокого упадка.
Византия совершенно не знала национализма (его тогда вообще не было). В Восточную Римскую империю входили многие этносы, со своими языками, культурой. От них требовалось лишь признавать Константинопольского патриарха и императора. Наша инновация в области развития духовных скреп — это объединение византинизма и национализма. Проповедником этой гремучей смеси выступил патриарх Кирилл. По крайней мере, такое устойчивое впечатление создается от его многочисленных речей о "Русском мире", от радикальных заявлений созданного им Всемирного русского народного собора, от способных потрясти воображение заявлений его верного ученика прот. Всеволода Чаплина.
В чем суть этого учения (а с точки зрения Евангелия — несомненного лжеучения, ереси)? Этнические русские должны собраться в одной Церкви — Церкви Московского патриархата, и в рамках одного государства — Российского (с чертами агрессивной империи). Первое — этнофилетизм, второе — византинизм, а вместе — учение о "Русском мире". В число русских без колебаний зачисляют и украинцев, и белорусов, и эмигрантов, покинувших пределы России многие десятки лет назад. Призывать к расширению российской юрисдикции непосредственно на все территории, на которых проживают причисленные к русским, в XXI веке явно неудобно, поэтому ставка делается на формально независимые, но декларативно пророссийские режимы. Разговоры о "воссоединении Святой Руси" не останавливаются ни на минуту. Даже эмигранты, с точки зрения адептов "Русского мира", должны выступать в качестве агентов российского государства, способствуя его влиянию в полностью суверенных странах.
В выступлениях церковного официоза полностью это учение не формулируется. Но его нетрудно разглядеть за всей риторикой нашей иерархии, за яростной борьбой с любыми ростками автокефалии, за безобразными интригами и тяжбами в русской диаспоре за влияние на паству и собственность приходов. Горькая ирония заключается еще и в том, что национализм "Русского мира" — вымышленный: радости, горести и нужды реальных русских ему глубоко безразличны. Он ориентирован на не существующих в природе представителей "Святой Руси", к которым ближе всего, наверное, полуграмотные "благочестивые" мещане конца XIX века. Ядовитые плоды этого лжеучения мы уже вкушаем, и будем вкушать еще много лет. Но сегодня время тайному становиться явным, и происходит это на Украине.
Присоединяя Крым, Владимир Путин действовал исключительно в рамках светского извода учения о "Русском мире". Религиозная мотивация из его речей исчезла вовсе, хотя в последнее время он довольно часто взывал к "духовным корням" и "традиционным ценностям". Сейчас никаких, даже символических отсылок к Церкви и православию Путин себе не позволяет. Довольно мудрое поведение. Тем более что патриарх Кирилл оказался в сложной ситуации. Его мечты о воссоздании "Святой Руси" внезапно стали воплощаться в реальность. Но надо, получается, брать на себя ответственность за происходящее. А делать этого не хочется. Тут, как назло, митрополит Онуфрий, недавно вступивший в должность местоблюстителя Киевского престола, обратился к патриарху Кириллу с просьбой "не допустить кровопролития на территории Украины" и "возвысить свой голос о сохранении целостности территории украинского государства". Что тут скажешь?
Вот и молчит патриарх, опасаясь, очевидно, с одной стороны, прогневить Путина, а с другой — потерять УПЦ, которая находится на волосок от провозглашения автокефалии. Принятое вчера Синодом Заявление по ситуации на Украине также весьма двусмысленно. Вроде бы осуждаются насилие и ненависть, но откуда они взялись, с чем они связаны — об этом не сказано ни слова. О происходящем в Крыму членам Синода тоже ничего не известно. В общем, крайне осторожное выступление. Но эта осторожность, после всего, что говорилось патриархом и его ближайшими сподвижниками, уже не поможет. Просто это еще один шаг к полному банкротству, в духовном смысле, разумеется.
А всех, кто считает себя верующим, я призываю молиться. О мире на Украине. Да и в России тоже.