А вот и сама статья:
Чем не угодили жителям столичного жилого района Сокол рыбаки и дачники, почему здесь нет карманников и какие замыслы по его застройке вынашивают архитекторы, выясняли наши корреспонденты
Несмотря на то что Сокол уже 10 лет минский жилой район, население столицы упорно называет его поселком. На подобные словесные выпады «соколята», как себя называют здешние жители, обижаются, хотя сами продолжают говорить, отправляясь в центр Минска: «Едем в город». Впрочем, неудивительно: на всех табличках с расписанием курсирующего в направлении района транспорта по-прежнему значится остановка «Поселок Сокол».
Чтобы добраться до городской окраины, нам пришлось открыть для себя парочку новых автобусных маршрутов. Из двух возможных вариантов — 112-й или 112с, следующих от станции метро «Могилевская», — знающие люди посоветовали воспользоваться услугами второго. 112-й и едет на 10 минут дольше (40 минут вместо 30), делая крюк по близлежащим дачным массивам. Да и очень любим он всевозможными «посторонними».
Дачники и «удочники»
Летом это дачники с увесистыми котомками и габаритными сельскохозяйственными орудиями труда, зимой — рыбаки в полном обмундировании. Они садятся в автобус на подъездах к жилому району и едут на круг, чтобы попасть к станции метро «Могилевская». В итоге на конечную в Сокол 112-й приезжает чаще всего уже забитым под завязку. Сей факт, согласитесь, способен вывести из себя кого угодно. А если машина из-за поломки сходит с линии, то и вовсе беда: вышедшую из строя технику заменить чаще всего нечем. В результате возникают многоминутные прорехи в интервале движения.
Словом, как ни крути, а транспортная проблема для жилого района в числе главных. Вариантов решения тут несколько. Самый простой — увеличить частоту движения автобусов. Есть и более мудреный.
— Уже давно существует идея построить недалеко от Сокола гольф-клуб, — рассказывает заместитель директора по идеологической работе УП «Соколкоммунсервис» Светлана Костина. — А от него проложить линию для скоростного трамвая до станции метро «Автозаводская». Но это в теории. На практике все сложнее. Дабы население жилого района (а это уже без малого 5,8 тысячи человек) смогло воспользоваться услугами рельсового транспорта, нужно для начала подыскать инвестора для строительства гольф-клуба. А его пока нет.
Без туалета, но с улитками
Как оказалось, в Соколе нехватка не только автобусов, но и общественных уборных. По дейст*вующим санитарным нормам на тысячу человек должен быть хотя бы один туалет. В Соколе же завьюженные путники как ни старались, не нашли ни одного. Конечно, сердобольные бармены в кафе вряд ли запретят вам посещение клозета, если вы об этом вежливо попросите. Но ведь далеко не каждый человек пойдет на такое. Куда проще справить нужду в тихом дворике.
В целом же инфраструктура жилого района оставила приятные впечатления. Есть школа, детский сад, почта, банк, три парикмахерские, станция МЧС, медицинское отделение по обслуживанию населения при 3-й городской поликлинике Октябрьского района, опорный пункт милиции и даже банно-прачечный комплекс. Правда, услуги прачечной оказались невостребованными. Другое дело баня. Освободившуюся площадь отвели под еще одно женское отделение. Наличествует и пост скорой медицинской помощи, на котором с 20.00 до 8.00 ежедневно дежурит бригада врачей. С сентября 2010-го к имеющимся двум магазинам добавился универсам. Его ассортименту могли бы позавидовать многие торговые точки в центре столицы: тут вам и живая рыба, и разнообразные заморские вина, и вполне пристойный выбор полуфабрикатов. Из деликатесов обнаружилась виноградная улитка по-французски. К сожалению, под рукой не оказалось кастрюли и кипятка, чтобы отведать варево из слизняков. Перекусить смогли в ресторане, который разместился в одном здании с универсамом. Цены такие же, как и в аналогичных заведениях общепита в центре Минска. Чтобы слегка восполнить недостаток калорий, раскошелиться придется тысяч на тридцать. Второй вариант — кафе буквально в двух шагах. Цены здесь пониже, но и выбор поскромнее.
Что касается других видов отдыха, то ни кинотеатра, ни дискотеки, ни, скажем, боулинга в Соколе нет.
— Лет 20 назад один предприниматель пытался показывать фильмы в помещении общежития для работников аэропорта, — вспоминает Светлана Костина. — Но из-за маленького спроса на услугу видеозал пришлось закрыть. А дискотеки мы проводим по праздникам в школе и на центральной площади Сокола.
Как видим, это не совсем тот уровень досуга, который хотелось бы видеть в полноценном столичном жилом районе… Впрочем, если не о духовной пище, то о здоровье местных жителей градостроители все же позаботились. В 2012 году на территории школы планируют начать строительство бассейна.
Высокая ПЛАНка
Не секрет, что на Сокол у городских властей большие виды. Уже через год-два его население вырастет более чем на 3,5 тысячи человек и составит почти 10 тысяч, а это серьезный рубеж.
Кое-что из планов по развитию бывшего авиационного поселка уже удалось воплотить в жизнь. В частности полностью реализована программа по теплосбережению. Доселе многие жители страдали из-за холода в тех домах, где по чудаковатой архитекторской задумке батареи были вмонтированы в стену. И грели не столько комнаты, сколько улицу. Теперь же все такие жилища прошли тепловую модернизацию: в окнах — стеклопакеты, а стены одеты в термошубы. Операция заняла около 5 лет.
Активно строится жилье. В прошлом году были сданы в эксплуатацию три девятиэтажных дома на улице Гризодубовой и один дом на улице Киреева. Каждый — на 144 квартиры. В 2011 году начнется строительство трех одноподъездных 16-этажек еще на 294 квартиры.
Из полуфантастических перспектив можно отметить довольно амбициозный проект частного предприятия «Дом Парк». В ближайшие годы в Соколе может появиться экспериментальный комплекс многоэтажных жилых домов с надземными многоуровневыми автостоянками серпантинного типа. Благодаря уникальной геометрической форме здания смогут преобразовывать энергетический потенциал ветра в энергию для собственного потребления. Комплекс будет оснащен системой кондиционирования воздуха, диспетчерским пунктом контроля всех систем жизнеобеспечения.
Этим удивительным проектом также предусмотрено размещение баскетбольных и волейбольных площадок во дворах, строительство в квартале теннисного корта, футбольного поля, площадок для активного отдыха. Более того, официальный сайт предприятия заманчиво обещает, что жилье будет доступным для большинства категорий граждан. Согласитесь, если это не рай, то что-то похожее. Жаль только, что пока проект находится на стадии урегулирования. Поскольку требует прохождения ряда бюрократических процедур.
Вместе с числом новостроек растет и количество детей, следовательно, возрастает нагрузка на единственный детский сад № 518. Сейчас, по словам его заведующей Натальи Вильковс*кой, мест хватает. Впрочем, цифры говорят другое: садик, рассчитанный на 250 детей, сейчас посещают 263 ребенка. Свое влияние на загруженность дошкольного учреждения оказывает и благоприятная демографическая обстановка в Соколе. Если в 1999 году здесь родились 22 малыша, в 2009-м — 46, то в 2010-м — уже 75!
Через четыре года по градостроительному проекту здесь должны появиться еще два садика. Однако точная дата возведения хотя бы одного из них пока неизвестна.
Ситуация с рынком, о котором так грезят «соколята», тоже пока не ясна. Как рассказала начальник отдела по строительству администрации Октябрьского района Марина Смирнова, коли появится инвестор для проекта, будет и рынок. Не повезет — придется жителям пока обходиться ассортиментом продовольственных магазинов. Либо делать закупки в центре города.
Да, и Москва не сразу строилась. Конечно, многого жителям не хватает, но никто не станет отрицать — район активно развивается. Что особо отмечают здешние горожане, так это фактическое отсутствие серьезных преступлений. Вот и участковый инспектор опорного пункта милиции № 60 Октябрьского РУВД Андрей Бучко подтверждает: за прошлый год в Соколе не было ни одного убийства, ни одной карманной кражи, не зафиксировано ни единого случая грабежа с применением насилия. Жилой район круглосуточно патрулирует машина Департамента охраны Заводского района, да и жители все хорошо друг друга знают и стараются ладить между собой.
* Справка «МК»
1982 год — Советом Министров БССР принято решение о строительстве жилого поселка для работников аэропорта «Минск-2».
1985 год — сдан в эксплуатацию первый пятиэтажный дом на 131 квартиру.
1988 год — Сокол отнесен к категории городских поселков. Первая улица названа именем Героя Советского Союза Татьяны Барамзиной.
2000 год — указом главы государства включен в состав Минска вместе с земельным участком РУП «Национальный аэропорт «Минск».