О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С
УПЛАТОЙ КОМПЕНСАЦИИ
ЗА СНОС ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКАХ,
ИЗЫМАЕМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
НУЖД
Н.А.ШВЕД,
главный специалист
ГУ "Научно-практический центр проблем
укрепления законности и правопорядка
Генеральной прокуратуры
Республики Беларусь",
кандидат юридических наук
О.П.МАЛЕВИЧ,
главный специалист
ГУ "Научно-практический центр
проблем укрепления законности
и правопорядка Генеральной прокуратуры
Республики Беларусь"
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 23 октября 2012 г.
Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 30.03.2007 N 407
"О некоторых вопросах, связанных со
сносом жилых домов на земельных
участках, изымаемых для государственных
нужд" было утверждено Положение о
порядке определения усредненного
показателя компенсации заказчиками
(застройщиками) жилых домов местному
бюджету стоимости жилых помещений
либо безвозмездной передачи в
коммунальную собственность жилых
помещений, предназначенных для
переселения граждан из жилых домов,
подлежащих сносу в связи с
предоставлением земельных участков под
жилищное строительство (далее -
Положение).
В соответствии с п. 1 данного Положения
устанавливается порядок расчета
усредненного показателя компенсации
заказчиками (застройщиками) жилых
домов местному бюджету стоимости
жилых помещений либо безвозмездной
передачи в коммунальную собственность
жилых помещений в связи с
предоставлением земельных участков под
жилищное строительство (далее -
усредненный показатель). Исходя из
усредненного показателя определяется
предельная величина отчислений,
производимых заказчиками
(застройщиками) жилых домов на
территории города в местный бюджет для
формирования объема средств,
необходимого для финансирования
мероприятий по переселению граждан, а
также предельный объем общей площади
жилых помещений, безвозмездно
передаваемых в коммунальную
собственность на указанные цели.
Порядок и условия компенсации
заказчиками (застройщиками) жилых
домов местному бюджету стоимости
жилых помещений либо безвозмездной
передачи в коммунальную собственность
жилых помещений, предназначенных для
переселения граждан из жилых домов,
подлежащих сносу в связи с
предоставлением земельных участков под
жилищное строительство, определяется в
договорах, заключаемых между местными
исполнительными и распорядительными
органами и этими заказчиками
(застройщиками).
При этом в подп. 5.1 п. 5
рассматриваемого Положения
устанавливается, что данная компенсация
не производится при строительстве жилых
домов для граждан, осуществляющих
строительство жилых помещений с
государственной поддержкой. Однако, что
же понимать под такой государственной
продержкой, в тексте данного документа
не раскрывается.
Вышеизложенное повлекло
неоднозначное восприятие данной нормы
на практике. В первую очередь это
касается домов, строящихся путем
формирования местными
исполнительными и распорядительными
органами жилищно-строительных
потребительских кооперативов (далее -
ЖСПК) для граждан, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении жилищных
условий, находящихся в списках
очередности в соответствующих органах.
Государственная поддержка при
строительстве жилья для нуждающихся в
улучшении жилищных условий
регулируется различными
законодательными актами. При этом
государственные органы и должностные
лица по-разному трактуют понятие
господдержки, что может негативно
сказаться на правовом положении
граждан, обеспечении их прав, в том
числе конституционных, и интересов. Так,
например, КУП "УКС Мингорисполкома",
Управление жилищной политики
Мингорисполкома полагают, что при
решении вопроса об освобождении
застройщиков ЖСПК от уплаты
компенсации бюджету г. Минска
стоимости жилых помещений,
предназначенных для переселения
граждан из жилых домов, подлежащих
сносу в связи с представлением
земельных участков под жилищное
строительство, под государственной
поддержкой следует понимать
исключительно получение льготных
кредитов и безвозмездных субсидий.
Руководствуются они при этом
постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 20.02.2007 N 224
"О некоторых мерах по реализации Указа
Президента Республики Беларусь от 16
ноября 2006 г. N 676" (далее -
постановление N 224).
Вместе с тем публичные заявления ряда
должностных лиц свидетельствуют об
обратном. Так, заместитель начальника
отдела жилищной политики и
инвестиционных жилищных программ
управления жилищного строительства
Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь в
газете "Советская Белоруссия" от
06.10.2011 N 190 в статье "Правила
хорошего дома" дала разъяснение, что
"кроме льготного кредитования
существуют и иные формы
государственной поддержки граждан,
состоящих на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
Например, с 2007 года действует Указ
Президента N 585 о финансовой помощи
на погашение нельготного кредита
молодым и многодетным семьям".
Действительно, в соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от
22.11.2007 N 585 "О предоставлении
финансовой поддержки
государства" (далее - Указ N 585) на
частичное погашение данных кредитов
предоставляется государственная
поддержка. В тексте рассматриваемого
Указа прямо указано, что он принят в
целях совершенствования
государственной поддержки молодым и
многодетным семьям. Представляется,
что принятие Указа N 585 в том числе
было направлено и на стимулирование
граждан на решение жилищных вопросов
без привлечения льготных кредитов. Не
секрет, что система льготного
кредитования ложится тяжким бременем
на государство. Суть государственной
поддержки в данном случае заключается
в оказании всесторонней помощи, в
первую очередь финансовой,
предусмотренной законодательством при
улучшении гражданами своих жилищных
условий.
Более того, Министерство архитектуры и
строительства Республики Беларусь
подтвердило (Письмо Министерства
архитектуры и строительства Республики
Беларусь от 21.11.2011 N 01-1-15/
ш-1149), что Указом N 585 введен новый
вид государственной финансовой
поддержки - погашение задолженности по
кредитам, выданным банкам на
строительство (реконструкцию) или
приобретение жилых помещений
молодым и многодетным семьям,
состоящим на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
Помимо этого, понятие господдержки при
строительстве жилья включает в себя в
том числе и более низкую стоимость кв.м,
предлагаемую ЖСПК. На это, в частности,
указывал начальник управления
жилищного строительства Министерства
архитектуры и строительства Республики
Беларусь (Вольготно жить... // Белгазета. -
2011. - 17 окт. - С. 15; Скорость метра //
Рэспублiка. - 2011. - 19 окт.). На
сегодняшний день стоимость жилья,
возводимого путем формирования ЖСПК,
где генеральным заказчиком выступает
УКС Мингорисполкома, существенно
ниже, чем в долевом строительстве.
Таким образом, должностные лица на
словах относят к государственной
поддержке для нуждающихся в
улучшении жилищных условий и
льготируемую цену, по которой
названным гражданам предоставляется
возможность улучшить свои жилищные
условия.
Под государственной поддержкой в силу
п. 1 Положения о едином
государственном заказчике по
строительству жилых домов для граждан,
осуществляющих строительство жилых
помещений с государственной
поддержкой, утвержденного
постановлением N 224, понимается
комплекс мероприятий, направленных на
оказание гражданам, состоящим на учете
нуждающихся в улучшении жилищных
условий, поддержки со стороны
государства. Из этого очевидно, что под
государственной поддержкой понимается
не только получение льготного кредита
или субсидий. В частности, Управлением
жилищной политики Мингорисполкома
именно таким образом и было
разъяснена сущность господдержки: при
строительстве квартиры в жилищно-
строительном кооперативе господдержка
заключается не только в предоставлении
льготных кредитов и субсидий, но и в
комплексе мероприятий, направленных
на оказание поддержки гражданам,
состоящим на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий. Однако,
что же еще входит в этот комплекс мер,
государственный орган не пояснил. То
есть на практике складывается ситуация,
когда одни и те же государственные
органы применительно к разным этапам
строительства и возникающим в их ходе
вопросам по-разному трактуют понятие
государственной поддержки.
Таким образом, можно констатировать
отсутствие единой точки зрения на
толкование понятий государственной
поддержки.
В связи с принятием Указа Президента
Республики Беларусь от 06.01.2012 N 13
"О некоторых вопросах предоставления
гражданам государственной поддержки
при строительстве (реконструкции) или
приобретении жилых помещений"
проблема вновь обострилась, поскольку
данным Указом существенно снижено
число лиц, имеющих право на получение
льготного кредита, соответственно
увеличивается количество лиц,
подпадающих под действие
постановления Совета Министров
Республики Беларусь от 30.03.2007 N 407
"О некоторых вопросах, связанных со
сносом жилых домов на земельных
участках, изымаемых для государственных
нужд".
Представляется, что государственная
поддержка - довольно широкое понятие,
она не должна сводиться только лиш
P.S. На 2013 год эта сумма = 7,3 %
(Решение Минского городского
исполнительного комитета от 27.12.2012
N 4048
"Об установлении на 2013 год
усредненного показателя компенсации
заказчиками (застройщиками) жилых
домов бюджету города Минска стоимости
жилых помещений либо безвозмездной
передачи в собственность города Минска
жилых помещений, предназначенных для
переселения граждан из жилых домов,
подлежащих сносу в связи с
предоставлением земельных участков под
жилищное строительство".