Работники медико-социальной службы Красного Креста «Дапамога» во время покупки продуктов.
— Нашей службе сестер милосердия в этом году 56 лет, и Министерство здравоохранения обратило внимание, что это та сила, которая берет на себя оказание медико-социальной помощи на дому — нишу услуг, не представленную государством. Вот почему мы предложили внести в новую редакцию Закона «О здравоохранении» возможность поддержки этой структуры через государственный социальный заказ. Наша организация не финансируется за счет бюджета, мы существуем на членские взносы, но медсестра не может волонтерить: труд должен оплачиваться, нужны средства защиты и обучение. Те средства, которые мы получаем в виде зарубежных грантов, — ситуация исчерпаемая, ведь сегодня ни одна страна не решила собственные социальные проблемы. Такая денежная помощь дается только на какую-то новацию, на развитие какого-то компонента, а здесь мы говорим о рутинной ежедневной работе, которой все больше из года в год, ведь население стареет, увеличивается число людей одиноко проживающих и с инвалидностью. Всех поместить в дома-интернаты как минимум ненормально, да и 80 процентов опрошенных хотят быть дома… Министерство здравоохранения нас поддержало, и предложено ко второму чтению внести изменение в новую редакцию закона.
— В чем особенность работы сестер милосердия?
— Кроме оказания социальных и медицинских услуг, они добавляют в свою работу душевный компонент. Не только сходить за рецептом в поликлинику или принести продукты подопечному, но и иметь с ним человеческий контакт, при необходимости помочь позвонить, например, дальней родственнице, написать письмо. По сути, это означает стать человеку другом и партнером.
И медицинская сестра сегодня не только источник добра и предоставления услуг, она коммуникатор с внешним миром, объединяющий усилия других людей, которые могут делать добрые дела.
Это комплексный подход к помощи, когда можно интегрировать в свою работу соцработника, если в этом есть необходимость, врача, когда не хватает компетенции у среднего медицинского работника, и привлечь волонтеров. Хороший пример в Вилейском районе: медицинская сестра, имея в своем распоряжении еще двух младших медицинских сестер, которых она же подготовила, плюс волонтеров, смогла охватить работой больше подопечных. И если в среднем медсестра может вести 6 тяжелых пациентов, то в команде круг расширяется до 12.
— Все это непросто не только психологически, но и физически…
— Наши сестры милосердия постоянно проходят обучение. Важно, что мы здесь можем не только использовать ресурс нашей системы здравоохранения, но и учиться у коллег и партнеров из других национальных обществ. Колоссальное подспорье — опыт Швейцарии по развитию интегрированного подхода в предоставлении услуг. Бесценно овладеть такими вещами, как кинестетикс — это когда медработник, сохраняя собственное здоровье (проблема наших санитарок и медсестер в больницах — радикулиты, потому что у многих сорванные спины) за счет правильных подходов, помогает не только в абилитации человека после перенесенной травмы, но и даже в реабилитации. Правильно расположить в постели, организовать пространство, расположить поручень, приспособить коврики… Применение инструментов кинестетикс помогает людям после инсультов пересесть в коляску, что важно для качества жизни.
— Как изменилась работа службы в условиях коронавируса?
— Сегодня действительно нелегкое время, потому что условия работы на дому изменились. Задача — не принести коронавирус в дом к нашим подопечным, потому что все они — группа риска.
Как только мы получили информацию о неблагоприятной эпидобстановке, встал выбор перед самими медработниками, особенно теми, кто 60+, продолжать ли работу, ведь они сами тоже в группе риска. Поэтому пожилые сотрудники ушли кто в очередной отпуск, кто за свой счет, а кто-то перепрофилировался на дистанционную помощь.
5 сестер милосердия в этом году награждены знаком «Отличник здравоохранения», еще 9 получили благодарности и грамоты Минздрава.
Они сейчас на телефонах, пытаются достучаться до людей в регионах, которые обижаются на внуков, что те к ним не приезжают. В итоге остались работать все по желанию и не старше 60 лет. Первым делом они прошли дистанционные тренинги по защите себя и сохранению здоровья своих подопечных. Рассматривали все нюансы. Первые ресурсы наших доноров были для службы сестер милосердия: маски, перчатки, дезсредства в достаточном количестве. Тут важен и особый режим работы: смена защитных средств, одноразовая экипировка, измерение температуры три раза в день, о малейших катаральных проявлениях нужно сообщать и отстраняться от работы. Сегодня социальные службы расширили перечень тех, кому предоставляется помощь на дому, и наша медсестра, когда идет к подопечному, никогда не откажется принести лекарства или продукты к соседней двери. Требуется больше энергии, напряжения, информационной работы, поскольку дополнительная опция — донесение информации и передача наших листовок не только подопечным, но и их ближайшему окружению. Как себя вести, какие физические упражнения выполнять, чтобы не закиснуть в четырех стенах, какие позитивные интонации должны звучать, как строить диалог, в какие службы обратиться, рассказать о нашем «Добром телефоне» по психосоциальной поддержке пожилых… Кстати, уже во время распространения коронавируса в дорожную организацию Белорусского Красного Креста пришли две новые медсестры.
У нас было много планов на случай пожара, морозов, паводка, но никто не предполагал такого изменения эпидситуации в мире. Для нас это тоже абсолютно новый вызов, на который нужно отреагировать, где-то перестроившись. Важно, что мы работаем в связке с Министерством здравоохранения и Министерством труда и соцзащиты. Ни на йоту не отступаем от своих принципов, изменятся лишь подходы, инструменты и наше отношение к планированию.
Фото БЕЛТА
Источник: sb.by