«Неужели нас выпустили на воздух?..»
Мы отправились в санаторий «Вяжути», куда на днях прибыли первые пациенты. В новом сезоне здесь все по-новому. Нет привычных процедур и артистов. Отдыхающие заселяются сюда не с чемоданом, а с пакетом, в чем были — прямо из больницы. Они не приезжают, их привозит в сосновый бор «скорая».
— Вышли из машины бледные, казалось, смотрели на все и не верили: «Неужели нас выпустили на воздух?..»
Сегодня в санатории 35 человек. Средний возраст — 65–67 лет. Тест на коронавирус показал: инфекции у них уже нет. Но сотрудники здравницы работают в средствах индивидуальной защиты. Так положено.
Почти у каждого прибывающего в санаторий из больницы в эпикризе средняя или тяжелая пневмония, ассоциированная с COVID-19. Поэтому многие традиционные для санаторно-курортного лечения процедуры им пока противопоказаны.
— Люди приезжают ослабленные. У них в компенсированном состоянии одышка, кашель. Первые дни могут быть головокружение, слабость. Кроме того, есть сопутствующие патологии: гипертония, стенокардия, бронхит, сахарный диабет. Тут важны режим дня, усиленное питание, витамины, дыхательная гимнастика, фитотерапия, — обращает внимание Наталья Евгеньевна. — Из физиотерапии используем магнитотерапию, светолечение, лазеротерапию. Проходит несколько дней — и мы видим совсем других людей.
Слушая Штрауса
— Заболело сердце, привезли в больницу, а аппарат воспаление показал… Вылечили. Здесь люди очень заботливые. Их теплоту унесу домой. Еду нам подают очень эстетично — загляденье. У меня с собой компьютер. Мировые новости просматриваю, оперетту слушаю. Наслаждаюсь Штраусом. Во время войны работал на военном заводе. Наш народ — победитель, а от коронавируса палкой отобьюсь, пусть только еще раз подлетит.
Ветеран войны вместе с другими отдыхающими спешит на гимнастику. Пока на коляске в сопровождении сотрудника.
Подняли на ноги
У некоторых переболевших вирусной пневмонией, как у 64-летней Аллы Собчук, впереди восстановление длиною в полгода.
— Через четыре дня резко поднялась температура, дыхание стало тяжелым. Забрали меня в 5-ю больницу. Там ставили капельницы, а потом перевели в Аксаковщину.
Но вопреки ожидаемому улучшению, состояние у Аллы Николаевны резко ухудшилось. Появились синюшность и одышка, «жарила» температура.
Сегодня моя собеседница низко кланяется медикам, спасшим ей жизнь:
— Как с того света вернулась. Победила коронавирус благодаря медработникам. Подняли меня. А после больницы тут встретили горячим обедом. Сосновый бор способствует восстановлению.
— Некоторые пациенты после реанимации до сих пор напуганы, — говорит Наталья Бычковская. — Они принимали большие дозы антибиотиков, противомалярийные средства, находились на кислородной поддержке. Хвойный лес, река способствуют поправке.
Вкус жизни возвращается
Валентина Ритько из Минска совершает утренний моцион вокруг пруда с Аллой Собчук. Они живут в одной комнате.
COVID-19 у Валентины заявил о себе 28 апреля сильной головной болью, которая не снималась анальгетиками и парацетамолом. Резко сдавило виски и не отпускало три дня.
— Температура была невысокая — 37,1. А 2 мая уже нормальная. Я и полы помыла — вроде все хорошо.
3 мая приехала дочка. Она доктор. Осмотрела меня. Сказала, горло очень плохое. Пила антибиотики. А потом резко поднялась температура под 38. Где-то на пятый день появились боли в сердце, все время подташнивало. Хотелось огурца соленого, чтобы заглушить это состояние.
Ночь с 5 на 6 мая Валентина просидела в кресле. Боялась лечь, ведь уже отнималась рука:
Необычную и коварную особенность COVID-19 заметила у себя Валентина:
— Наступает такой период, что температура 38, а ты ее не чувствуешь. Тревожно только. Слабость. Тяжело дышать. И на вкус все одинаковое. А потом — горечь от лекарств, будто полынь во рту. Помимо того что мы пострадали физически, очень трудно морально. До сих пор, бывает, глаза закрою и вижу перед собой больницу. Даже не верится, что ты уже в такой прекрасной атмосфере. Чудесный воздух, река, доброжелательный персонал. Я опять чувствую вкус жизни.
За время болезни соседки очень соскучились по дому. И мечты сейчас у них самые земные.
— Хочется в свою ванну, кроватку — снять моральное напряжение, — в один голос говорят женщины.
Воздух как лекарство
Ежегодно в санатории «Вяжути» проходят санаторно-курортное лечение более 2500 человек. Здесь создана безбарьерная среда, есть все условия, чтобы принимать пенсионеров и людей с инвалидностью после пневмонии, ассоциированной с COVID-19.
— После этого грозного осложнения организм быстро не восстанавливается, — обращает внимание Людмила Жилевич, руководитель Республиканского геронтологического центра активного долголетия госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны имени П.М. Машерова в Боровлянах. — Пожилые люди очень чувствительны к недостатку кислорода. На этом фоне могут обостряться хронические заболевания, прогрессировать деменция. Долгие дни болезни и социальной изоляции усугубляют состояние нервной системы. Восстановительное лечение — очень важный этап выздоровления. Дома одинокому человеку его обеспечить трудно. Самое лучшее лекарство сейчас — целебный воздух. Идет насыщение крови кислородом, восстанавливается дыхательная система. Физиотерапия, лечебная физкультура под контролем специалистов способствуют улучшению.
Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич отметила, что совместно с Министерством здравоохранения выстроен алгоритм взаимодействия по долечиванию пожилых граждан и инвалидов I и II группы после перенесенной пневмонии, ассоциированной с COVID-19:
— Данную категорию граждан направляют из учреждений здравоохранения на санаторно-курортное лечение, которое на первом этапе будет осуществляться на базе двух санаториев Минтруда и соцзащиты — «Березина» и «Вяжути», на срок до 14 календарных дней. Комплексное долечивание в санаториях фактически станет завершающим этапом лечения. Пока мы на старте этой работы. Дальше займемся Брестским регионом. Восстановление людей сейчас — первоочередная задача.
Источник: sb.by