Готовность номер 1
Перехватываем Елену Михайловну на нейтральной территории — у входа в корпус с боксовыми изоляторами. Несколько минут на разговор между пятиминуткой и обходами, а затем снова облачиться в защитный костюм и идти к пациентам. На ее памяти это не первая вспышка вирусных инфекций: была дифтерия в середине 1990-х, потом корь, «свиной грипп»…
— Одна инфекционная болезнь приходит на смену другой, многие переходят в разряд вакциноуправляемых, — говорит Елена Михайловна. — К примеру, мы уже много лет не видели дифтерии, случаи кори — единичные (чаще — завозные).
Ее отделение всегда имело дело с инфекциями, но работу с приходом коронавируса даже в такой специализированной больнице пришлось перестраивать. В том, что коронавирусная инфекция рано или поздно у нас объявится, никто не сомневался. Главное — оказаться к этому готовыми. И эту подготовку все хорошо запомнили: постоянно следили за новостями из Китая, изучали опыт зарубежных коллег, столкнувшихся с COVID-19, заранее продумали деление на «чистые» и «грязные» зоны.
Задолго до появления у нас первого инфицированного в инфекционную больницу уже госпитализировали людей даже с малейшими признаками заболевания и делали им лабораторный анализ: приехавшим из-за границы, вернувшимся китайским студентам. Поэтому в нужный момент готовность была номер 1.
Нулевой пациент
28 февраля в инфекционку доставили первого заразившегося — студента из Ирана.
— Конечно, поначалу здоровый страх был, — признается Елена Блатун. — Это нормальная реакция любого человека, столкнувшегося с чем-то новым. Но все равно сотрудники выполняли свою работу профессионально. Мы ведь давно настраивались на лечение реально заболевших, работали на опережение.
Первые месяцы
Елена Блатун признается, что воспоминания о том времени работы у нее сохранились некоторыми фрагментами. Подготовка, первые «контактные» и заболевшие, первые тяжелые пациенты…
— Это время в новом режиме было самым сложным в эмоциональном плане, — признается. — Даже просто отдыхать от работы было почему-то тяжело психологически. Приходилось переключаться на другую деятельность, даже на то, что тебя раньше не интересовало. К примеру, фотографии раскладывала в альбомах.
Самый запомнившийся
— Мне часто задают вопрос, кто из пациентов запомнился больше всего, — говорит Елена Михайловна. — Не хочется никого отдельно выделять. Запомнились первые больные, хотя на начальных этапах практически у всех заболевание протекало в легкой форме. Но это было мощное впечатление: что-то новое, неизвестное. Хорошо помню своего первого пациента с тяжелой пневмонией… Знаете, то, что со стороны многим кажется чудом выздоровления, нам видится результатом работы команды медиков.
Перепрофилирование больницы мужа
Супруг Елены Михайловны — Виктор Блатун — заведующий пульмонологическим отделением больницы скорой медицинской помощи, «Отличник здравоохранения». Еще до того, как часть БСМП перепрофилировали для лечения коронавирусных больных, семейные вечера превращались в настоящие консилиумы. Супруги обменивались опытом, делились интересными клиническими случаями. Когда отделение мужа начало готовиться к перепрофилированию, Елена Блатун давала ему и практические советы:
— Он волновался за меня, я за него. Но на работе надо быть профессионалом и оставлять все мысли за стенами отделения.
Лучшее спасибо
Пусть под маской и не видно улыбки, но говорят глаза: слова благодарности от выздоровевших пациентов — главная награда для врача.
— Мы каждый день получаем такую общечеловеческую поддержку, в таком количестве слышим добрые слова! — улыбается Елена Михайловна. — Такое ощущение, что все сплотились. Спасибо!
Источник: sb.by