И еще, на волне темы поговорила со многими взрослыми. Большинство из них подворовывали в детстве. Почти всегда, когда чувствовали себя обделенными в чем-то.
Вот-вот. Я это связываю с недостатком внимания со стороны родителей, с недостатком любви, похвал, понимания и доверия.
Наташа, безотносительно твоего случая, просто потому что тема наводит меня на размышления. Напишу сейчас "взгляд изнутри", мои воспоминания о себе, как я была ребенком.
Родители у меня были довольно стандартные и точно не любвеобильные, очень правильные и строгие. Мама моя и сегодня знает все лучше всех, ее не переубедишь. Когда я теряла внутреннюю связь с бабушкой и дедушкой (долго у них не бывала), я сразу начинала "вянуть" от строгости и методичности родительского воспитания. И мама все чаще говорила мне: "не сутулься! сиди прямо! не мямли!" И я тогда начинала делать какие-то вещи, типа, "мама не заметит": рыться в ее шкатулке с украшениями, например, когда мамы не было дома. Перебирала ее старые сумки в шкафу, в который не должна была лазить и т.п. Могла и стащить что-нибудь. Да запросто! Возьму ее сережки, положу в портфель, в школе надену: хвастаюсь. Найду в кармане копейки, обрадуюсь, присвою.
Могла взять и у других детей. Например, была девочка Аня, у которой родители ездили за рубеж. У нее было много всего, чего у других не было. Когда сидела рядом с ней, могла стащить у нее ручку, стирку и т.п. Мысль была: "У нее не переведется, у нее такого много, а мне такое не купят". Мысли, что это плохо как-то не было. Т.е. была, но не убедительно как-то звучала.
На улице стреляли копейки: дайте, тетя, маме позвонить, 2 копейки, пожалуйста! На вырученные деньги покупали мороженное "Мальвина".
Думаю, воровство начинается от отсутствия внутреннего стержня, какой-то точки опоры внутри себя, центра личности. В некоторых детях этот центр есть сам по себе, а в некоторых, более мягких, бесхарактерных, его нет. Но этот центр легко сформировать безусловной любовью: люблю за то, что ты есть. Когда от взрослого рядом исходит такой посыл, то ребенок живет в нем, и этот внутренний центр "выстраивается" этой любовью. Недостаток воли - прямое следствие отсутствия центра.
Родителям сложно любить безусловной любовью. Они постоянно утраивают детям "качели": за это ты хороший, я тебя люблю; а вот за этот поступок ты плохой, я таких не люблю. И ребенок не уверен в том, что родители будут рядом в трудный момент.
Сегодня в садике даже слышала, как папа говорил своей маленькой дочке: "Ты сама должна уметь за себя постоять. Я тебя защищать не буду!" И таким тоном, что у меня мурашки по рукам побежали. Как можно такому папе безусловно доверять, если он не хочет тебя защищать?
У меня с родителями было именно так. Я им до конца не доверяла. В трудные моменты они меня не поддерживали. Ругали. Папа и ремня мог дать.
Это сейчас психологи объясняют, как важно различать: любовь к ребенку и принятие определенного поведения. Сколько сейчас тренингов направлено на то, чтобы научить нас говорить: "мне нравишься ты, но не нравится твой поступок". А в советское время поступки напрямую связывались с внутренними качествами личности или идентичности: октябрята не воруют, а ты - октябренок! хорошие девочки не воруют!
Когда меня ругали, мне казалось, что меня не любили, что я плохая, что я сама по себе, одна. И я распадалась на части, на какие-то отдельные дела и поступки, мысли и события, довольно плохо между собой сочетающиеся.
Но стоило мне попасть к бабушке! Я становилась счастливой (по словам мамы: "бешеной"). Мне все было можно. Дед бегал за мной вдогонку за велосипедом. Ловил меня с высоких перекладин на площадках. Мы с ними пели песни. Я рисовала красками и лепила (дома краски и пластилин были под запретом, потому что грязно), даже книжки писала. Это было состояние свободного полета. И я была я!!! Думаю, если бы я жила с бабушкой, я бы не делала многих из тех вещей, которые я делала, и они меня не украшали. Потому что бабушка всегда смотрела на меня как на красивую, умную и добрую девочку, и я такой именно себя и чувствовала.
Я возвращалась домой, к моим строим родителям и еще два дня "была неуправляемой". "Мы вас воспитываем-воспитываем, а приезжаете от бабушки дикие!" - говорили родители. Дня за три я чахла, становилась послушной, ссутуливалась и входила в то "ровное" состояние, в котором меня настоящей не было, зато своровать или наврать было очень даже просто. Я становилась несчастным ребенком.
Может, зря столько всего написала. Может я вообще не права, идеализирую бабушку и дедушку, а на самом деле, это родители из меня "человека сделали" )))
Не знаю. Но мне кажется, что если я свою дочь буду любить более безусловно, буду всячески хвалить, защищать, поддерживать и стоять на ее стороне всегда, что бы ни случилось, то это поможет ей избежать каких-то неприятных и стыдных моментов, которые были в моем детстве.