6pile4ka, Дети в дисфункциональных семьях.
Несколько характеристик дисфункцинальных семей (обычно, для примера, в качестве таких семей рассматривают семьи с химическими зависимостями – алкогольная, наркотическая и т.д.).
В таких семьях обычно есть нарушенные функции – это функции воспитания, передачи информации, контроля, культуры:
1. Коммуникация в семье не прямые, а скрытые. Пример такого общения-манипуляции: «Скажи папе, что я не разговариваю с ним».
2. Проблемы замалчиваются или отрицаются
3. Обратная связь в такой семье происходит в опозданием , например через месяц, и в течение всего этого времени копятся обида и злость.
4. Конфликтные отношения в этой семье держатся годами и сама семья, без привлечения специалиста, не может самостоятельно с ними справиться.
5. Все члены семьи держат «фасад благополучия» («у нас все хорошо, у нас все нормально»). Информация наружу, к посторонним, «не просачивается». Информация также может утаиваться и от какого-либо члена семьи – например, ребенок узнает о разводе родителей лишь через пол-года. Либо семья может, наоборот, демонстративно себя позиционирует «Да, мы такие!» (например, семья с ребенком-инвалидом). Либо информация подается завуалировано, например, в семьях с алкогольной зависимостью: «Все хорошо, папа лишь чуток расслабился».
6. Склонность к поляризации чувств «черное-белое».
7. Размытость границ «Я», нет дифференциации. Не соблюдаются территориальные границы – родители входят в комнату детей без стука. Нарушаются эмоциональные границы : «Я хочу знать в своем ребенке ВСЕ-ВСЕ». Совместное использование личных и интимных вещей – зубная щетка, общее полотенце на всех.
8. Всегда есть насилие – эмоциональное, психологическое , либо сексуальное. Например, эмоциональное – это когда родитель готов «убить одним взглядом», «я с тобой не разговариваю» и т.д.
9. Запрет на выражение чувств. Если предъявляешь эмоции, значит обнаруживаешь проблему. Если семья христианизированна, то это может выражаться словами: «На родителей злиться нельзя» и т.д. Как вариант запрета – обесценивание чувств ребенка , это когда родителю все-равно ,что чувствует ребенок.
В здоровой семье это выражается иначе: «Злится можно, бить нельзя». Злость и агрессия – это то, что помогает защищать себя. Если же есть запрет на выражение агрессии, то ребенок в опасных ситуация чувствует оцепенение, ступор.
Роли детей с дисфункциональных семьях, «маски» детей
1. «Ребенок- герой». Как правило, старший ребенок.
Мама занята всем , чем угодно, кроме детей и ребенок решает «Буду помогать маме. Тогда она скажет «ты молодец»!». И ребенок становится хорошим во всем, у него много достижений, он – «маленький взрослый».
Но он постоянно чувствует этот груз: «Только так ты может заслужить любовь (отличными оценками, достижениями и т.д.)», поэтому сильный страх оценки, страх потерять контроль над ситуацией.
У ребенка проявляется перфекционизм, сверх-ответственность, он трудоголик. Уверен, что люди любят его за его достижения, совершенно не умеет радоваться и отдыхать.
Обычно создает семью в паре с безотвественным.
Рекомендации по отношению к ребенку: Любить его просто так, замечать его отдельно от его достижений. Спрашивать о чувствах и мыслях «про себя самого», не «для других».
2. Ребенок- «козел отпущения»
Этот ребенок для того, чтобы перенести фокус внимания на себя, готов даже принять негатив. Например, получает «двойку», мама злится, ругается, но тем не менее – его видят, его замечают!
Этот ребенок враждебный, резкий, неприятный, трудно идет на контакт. Он на всех смотрит «сверху-вниз», его доверие трудно заслужить. Внутри у него – боль, вина, злость, отвержение. Впереди, как правило, такого ребенка ждет – химическая зависимость, тюрьма и т.д. Но если ему вовремя оказать психологическую помощь, то он может стать хорошим психологом-консультантом.
С общении с таким ребенком нельзя: указывать пальцем «Хулиган!»Он только этого и ждет.
Рекомендации по общению: давать обратную связь о том, что его поведение неуместно (например. «разбивать стекло в окне – это не способ разрешить конфликт»). Отделять его самого от его поведения. Поощрять, если возьмет ответственность за что-то. Выставлять ему четкие границы «что можно, что нельзя». Держать себя с ним последовательно, т.е. . например, если установили правила, то придерживаться их.
3. Ребенок-«шут».
Ребенок демонстрирует веселье, юмор. Он обоятелен, чтобы мама обратила на него внимание.
У него есть двойственность:
Ему трудно быть серьезным, ответственным. Как правило, он гиперактивен. Открыл рот – и понеслось…
Но глаза грусные – т..е внутри страх, тревога, вина за семья, запрет на выражение негативных чувств.
Что ждет впереди – с 40 годам так и будет весельчаком и безответственным. В перспективе – химическая зависимость (т.к. такая двуликость дается тяжело), самоубийство.
Если оказать вовремя психологическую помощь, то может стать очень интересным человеком. Нужно научить его выражать разные чувства – в том числе и негативные.
Нельзя: Обрывать, приказывать ему: «Не смейся» (это его единственный способ приспособится к ситуации), нельзя поддаваться его провокациям и смеяться вместе с ним.
Рекомендации по общению: показать ему его противоречие: «смеешься, а глаза грустные», «Расскажи, а что смешного в этой шутке?». Стараться удерживать зрительный контакт, но не перегружать его этим. Говорить с ним на серьезные темы.
4. «Потерянный ребенок».
Самая страшная маска.
Этот ребенок вообще отказывается получать внимание, его никто не замечает и его это устраивает.
Этот ребенок удобен для семьи – он погружен в книжки, куклы, нет друзей. От него нет хлопот. Он уходит в интернет-зависимость, в свои мечты, его нет в этом мире.
Для него одиночество – это норма. Острое ощущение своей ненужности. Крайне застенчивый и всего боится. Очень легко вспугнуть контакт с ним. Они вообще ужасно незаметные везде (в семье, в классе и т.д.).
В будущем – без помощи потеряется в жизни окончательно, часто умирают, т.е. у них нет понимания, ради чего жить. Часто – суицид. В партнеры обычно выбирают «козла отпущения».
Если вовремя оказать помощь, то – это очень талантливые, творческие люди, с богатым внутренним миром.
Нельзя: давить на ребенка.
Рекомендации по общению: замечать его, интересоваться его внутренним миром.
Эта типология была разработана московским психологом Екатерины Савиной.