Метод ТОМАТИС - этот метод является психо-фоно-педагогической дисциплиной. Метод был разработан в 50-х годах французским врачом-отоларингологом и фониатром Альфредом Томатисом. Он считал, что ухо и голос связаны между собой особенным образом. Результат его исследований был представлен в 1957 году в Парижской медицинской академии наук под именем ”Эффект Томатис”. На основе накопленных экспериментальных данных А.Томатис пришел к следующим заключениям:
голос содержит только то, что может слышать ухо
если изменить слышание, то незамедлительно можно изменить голос
возможно изменить фонацию, с помощью слуховой тренировки за определенное время (закон инерционности)
В основе метода лежит теория взаимодействия слухового восприятия c голосом. Томатис рассматривает ухо как важнейший орган, формирующий сознание человека. Томатис пришел к заключению, что ухо не просто "слышит", но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в импульсы, различными путями попадающие в мозг. Он выделяет три основные функции уха:
1. слышать и слушать - воспринимать звуки.
2. вестибулярная функция - равновесие.
3. функция энергии - ухо выступает генератором для человеческого организма. Звук доставляет в мозг необходимую энергию, звук питает мозг, а вместе с тем и все тело.
Томатис разделяет слышание и слушание, как пассивный и активный процессы. Слушание требует от нас использовать наши уши надлежащим образом. Слушание - это способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровать ненужную информацию. Когда процесс слушания нарушен, возникают проблемы в учебе, в общении и в социальных навыках.
Метод ТОМАТИС - это метод аудио-вокальных тренировок. Задача метода состоит в том, чтобы обучить Ваши уши слышать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Это переобучение процесса слушания. Обучение слушанию предназначено восстанавливать способности ушей слушать в более эффективной, организованной и сбалансированной манере. Цель состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды. Согласно его теории, подтвержденной позднее, ухо зародыша начинает функционировать в четыре с половиной месяца. Ребенок, находясь в амниотической жидкости в утробе матери, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны - сердцебиение и дыхание матери, голос, шум от работы внутренних органов. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости меньше затухают высокочастотные компоненты звука. По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе матери. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой ничто иное, как попытку "перепрограммировать" различные стадии человеческого развития через символический опыт.
Применение этого метода возможно благодаря совершенной машине, известной под именем "Электронное ухо" Это устройство, через взаимодействие комплексной системы пропуска и фильтров, а также особенной настройки (регулировки) времени задержки и прецессии, может стимулировать желание слушать и как следствие коммуницировать.
Метод ТОМАТИС имеет следующие задачи и цели:
· обучение (изучение языков, развитие музыкальных навыков)
· переобучение (проблемы психологические, моторные и языковые)
· психотерапевтические (депрессия, усталость)
Процесс обучения проходит посредством "Электронного уха", аппарата также разработанного А.Томатисом. В этом процессе из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха, а именно мышцы молоточка и стремечка, тренируются путем поочередного напряжения и расслабления. Таким образом, расширяется диапазон слухового восприятия, и как следствие исчезают многие расстройства. Для обучения Томатис использует музыку Моцарта, по его мнению, музыка Моцарта способна вносить гармонию в человеческую душу.
Область применения
Области, где может быть применен метод ТОМАТИС, многочисленны. В данном смысле он может быть эффективно применен во всех областях, связанных с коммуникацией. Чаще всего это:
· проблемы с учебой в школе:
1. устная речь
2. письменная речь
3. выразительность языка
4. помощь в учебе (быстрое чтение, подготовка к экзаменам)
· коммуникация и психологическое состояние
· интеграция в живые языки
· управление стрессом
· развитие способностей к пению и игре на музыкальных инструментах
· улучшение физического и эмоционального состояния у пожилых людей
· подготовка беременных женщин к родам
Нашла отзывы:
Метод ТОМАТИС - кто-нибудь пробовал?
Да, мы работали с этим методом, когда жили во Франции.
Томатис - француз. Вышел из "Ассоциации" врачей, поскольку они не принимали его теоретических разработок.
Для аутят нужно спеуцальное оборудование, поэтому если Вам предлагают купить аудио кассету Томатис - зря потратите деньги. Для аутят идет запись собственного голоса матери (родной, а не приемной), который модулируется согласно уровню частот, которые слушает плод при беременности, а затем дается на прослушивание ребенку (сначала идет типа шурашиная на ТВ-канале, если у вас нет декодера, потом доводится до нормального уровня - происходит как бы "рождение").
Если Вы читали статью про то, что ученые высянили, что новорожденные имеют "акцент" в крике, то понятно, почему это важно.
Все, что я вынесла из Томатиса - у нас уменьшилась сверхчувствительность к звукам (стало наоборот), сын стал выделать мой голос, а затем голоса других из какоФфонии звуков и различать отдельные звуки.
Хотя я сама с ним работала отдельно над произношением и мы специально сажали его "работать" над имитацией звуков рядом с играющими братьями. а потом увеличивали нагрузку, поэтому что "помогло" в данном случае - моя работа или Томатис - не могу сказать. Кроме того, я занималась с ним в том числе речью прямо на сеансах Томатиса, так что он стал различать звуки машин и обрачиваться на них и т.д. - улавливать отдельный звук и его местонахождение, что важно для речи. Сильно крутых результатов я не видела и у других детей тоже - у нас был наиболее видимый, наверное, из-за занятий АБА.
В общем, я бы назвала Томатис аналогом аудиоинтеграции, хотя теоретической обоснование у Томатиса .
Да. еще наушники у них особые - на дуге есть "вибратор", которые посылает колебания звуковых частот на черепную коробку, то етсь идет установление цепочки "звук-ухо-вестибуляторка+череп-мозг".
отзыв:
Мы пробовали Томатис. Я бы не сказала, что результат "частичный". У нас форма достаточно тяжелая. Было совсем плохо с речью, оттого отставало развитие вообще. Именно после Томатиса стал произносить слова. А сейчас уже разговаривает. Уже учимся считать. Прежде чем пойти на лечение Томатисом, я его хорошенечко прощупала. Даже если есть органические повреждения мозга, в частности, мозжечка Томатис тоже рекомендуют, потому что он направлен как раз на "тренировку", это стимулирует развитие. Мы лечились в Москве. Там 2 клиники, которые работают по Томатис. Мы были у француза, он психиатр и единственный врач в Москве, который работает по Томатис. А в другой клинике у главного специалиста нет даже медицинского образование, несмотря на многочисленные дипломы. У вас ссылка как раз на сайт, у которого даже нет мед. образования, а ведь это важно! Но мы сами были и советуем французского доктора.
http://www.medkrug.ru/community/show_thread/86?thread=21007&sort=desc