B моя тоже одно время грызла ногти, я тоже не стригла, нечего было уже стричь, и заусеницы у нее были постоянно. С нервами не связывала, как-то она на всё спокойно реагирует, и вообще очень позитивный ре растет. Отучила внушением: во-первых, ей самой не нравились заусеницы, больно всё-таки, я ей постоянно это объясняла. Во-вторых, когда были хоть какие-то ноготочки, мы с ней делали МАНИКЮР как для взрослой: доставался набор, выкладывались все ножнички, пилочки и т.д, и начиналась процедура. Ей так понравилось, что она очень быстро перестала их грызть.
Со школой и с концом года у нас как-то всё очень спокойно: никакой усталости, никакого нежелания идти в школу. Хочу перевести ее в третий класс в гимназию, разговоры только об этом, ну и дополнительный стимул у ре хорошо учиться, чтобы я не передумала.
Почитала про реакцию детей на "плохого дядю" и с ужасом подумала, что сама никогда ничего дочке об этом не говорила. Задала ей об этом вопрос, так ей оказывается всё это в школе уже рассказали, сказала, что убежит сразу и не будет даже разговаривать.