я прихожу к выводу, что усыновление, и не только усыновление, а скорее всего первые годы жизни ребенка определяют во многом его тип. Собственно, не я прихожу к такому выводу, а читаю об этом во всевозможных научных исследованиях. Это достаточно новая область даже для Америки, то есть здесь знали давно,что ранняя детская травма и лишения отрицательно воздейтвуют на псих. развитие, но только недавно стали представлять себе реальные размеры этого. Я немного помешалась и много читаю об исследованиях и работе с детьми-сиротами в частности в Румынии, где медицинская группа из Гарвардского университета уже много лет работает с детьми - это не психологи, а врачи, то есть они смотрят на мозг на различных томограммах - и видят, что, к примеру, некоторые участки мозга у таких детей находятся в хроническом состоянии возбуждения, чего быть не должно. Мозг нормальных здоровых людей периодически находится в таком состоянии, и мы все знаем, что в такие моменты мы часто совершаем не самые умные и импульсивные решения. Но мы выходим из такого состояния, мозг расслабляется, и очень часто мы думаем о совершенном в таком состоянии поступке и говорим себе - Боже мой, о чем я думала, я, наверное, была не в себе! Но вы пришли в нормальное состояние, ваш мозг успокоился, и именно поэтому в состоянии посмотреть на свой поступок по стороны и понять, что вас "заклинило". Так вот такие дети находятся постоянно в "заклиненном" состоянии, а значит, все, что они делают будет "недодуманным". Мы в обычном, не заведенном состоянии думаем по следующей схеме - появляется мысль, далее мозг прослеживает последствия предполагаемых действий, на основании вывода, к которому приходит мозг, это действие либо совершается, либо не совершается. То есть, прежде чем мы что-то делаем, наш мозг совершает целый ряд внутренних оценочных операций. Гротесковым примером будет следующее - вы, к примеру видите, у вашей знакомой бриллиантовое ожерелье, о котором мечтали всю жизнь. Оно вам сниться по ночам. Однако, благодаря тому, что ваш мозг достаточно развит, и находиться в нормальном, расслабленном состоянии, а значит может совершать аналитические умозаключения, вы приходите к выводу, что, да, хорошо бы было иметь это ожерелье, но вам придется разорвать отношения с подругой, а может, вы даже попадете в тюрьму. Все это происходит в вашем мозгу в считанные доли секунды. У детей травмированных определенные участки мозга находятся в постоянном возбуждении, а значит, не в рабочем состоянии. Ходы не просчитываются как у нас, часто они движимы сиюминутным удовольствием, то еть все на импульсе. Поэтому реакции на любое ограничение или запрет (а родители иногда должны это делать) неадекватна, и ребенка заносит. Поэтому какая -нибудь незначительная ситуация (к примеру, мам говорит мальчику _ Петя, я знаю, что ты хочешь еше немного поиграть на плошадке, но нам надо купить продукты и готовить ужин- ребенок заходится до того, что приходит домой и выбивает стекла - это, кстати, реальный пример -мальчик усыновлен в России). спетс. интернате, где работают с такими детьми. это не нужно путать с разного рода тюремных заведений. это клиника, где 20 детей (более половины из России, все с очень похожими симптомами), где детей всемозможными способами помогают "переделать" могли, то есть развивают в другом направлении. работа кропотливая, и требующая колоссального знания.
Я хочу обратить ваше внимание на следующее - посмотрите, например на простую поговорку - яблоко от яблони недалеко падает. Обычно с отрицательным смыслом - простое житейское наблюдение. Оно часто употребляется с оскорбительным оттенком, но в нем еть правда. Раньше - в донаучное время- когда люди видели таких детей с удручаюшим поведением- многих людям думалось следуюшим образом - чего ему не живется, хорошие люди усыновили /удочерили, ну помыкался он в приюте, но сеичас-то о нем заботятся. он же понимает, что сеичас его любят. Чего здесь не учитывается, это то, что то, что получает ребенок в первые месяцы жизни (или не получает) играет непропорционально большую роль в развитии всей психики, колоссальную роль. Я сеичас читаю очень интересную книгу одного из ведуших американских прихиаторов Доктора Перри, который занимается изучением влияния раннего детского опыта на развитие личности. Его выводы - определяюшую. Наука знает, что для развития мозга - от простых, древнейших участков к сложным- сушествует отведенное на ето время. Самоконтроль, саморегуляция, планирование, связь между поступком и результатом (типа нормальный ребенок думает глядя на чужую игрушку/деньги/конфеты - как хочется, НО он останавливает себя, зная, что мама расстроится, друг уйдет, и так далее.Знаете, почему он в состоянии просчитать все эти ходы-в считанные доли секунды и принять решение, что не стоит этого делать? Для того, чтобы в ему быть в состоянии придти к этому решению ему нужно иметь в своем арсенале несколько жизненно важных способностей
- не хотеть, чтобы мамочка расстроилась. Почемы? Потому что ребенок благодаря первоначальной заботе любяшего взрослого мозг ребенка развил одну из необходимейших способностей, которая отличает человека от животных - способность сопереживать, чувствовать чужую боль и настроение другого человека, а таже желание вести себя таким образом, чтобы близкому человеку не пришлось страдать. Перри наблюдает за младемцами, а также производит массу сложнейших томограмм мозга и видит следуюшую картину - первуе уроки сопереживания для младенцев заклюцахется в следуюшем - взрослый держит его, играет с ним, кроит смешные рожицы, а младенец пытается имитировать вуражение лица взрослого. То, что кажется простой игрой, на самом деле имеет великое значение - младенец учится "чувствовать" близкого.Многократное повторение такой ситуации развивает умение и желание ребенка испуыывать желание угодить взрослому. Далее, Перри находит детей, которые в младенчестве не имели этого- и видит колоссальную разницу - этим детям все равно. Каковы последствия этого "все равно"?Огромные. это неразвитая способность заботы о чувствах другого человека приводит к тому, что легко совершаются поступки, которые причиняют боль другим То, что ре теоретически знает, что это нехорошо , ре - видно, что рос в любяшей семье- имеют очень огранниченное вляяние на его поступки. Почему? Такие функции мозга сложнейшие как умение сопереживать, чувствовать другого человека развиваются в части мозга, называемого cortex . Он является самым высшим мозга, и именно там формируется такие продвинутые способности, как совесть, то есть моральные принципы. Перри смотрит на томограмму мозга младенцев, с которуми не "гугукали" и этот вуглядит иначе - меньше цвета, больше просто белух пятен - ето значит, что нейрологически картина другая. Даже если ребенок знает, ему говорили, что такое плохо, и что такое хорошо, но cortex не развит, у него как бы нет поддерживающего фундамента. Поэтому ему легко поступать на авось, без отягощяюших муслей и чувства вины. Очень важно научить себя не воспринимать все лично - то есть постоянно напоминать себе, что ре черств по отношению к вам не потому что вы плохи, а потому что у него "сбой"в программе.
Нужно научить себя не давать ему чувствовать себя виноватоым- чем меньше он будет чувствовать себя виноватым, тем больше со временем у него появится желание видеть. Чем чаше будут происходить встречи между вами, тем прочнее будет ваша связь. Почему такие дети мало способны к серьезному разговору - это ведь тоже функция того недоразвитого cortexa , и то, что он неплохо учится, например, то есть еегоумственые способности не имеют ничего обшего с его остальным поведением. Далее - вы спросите - ну что же тогда, все? Ничего не возможно сделать? нет, тоже не так. Ученые говорят, что - да, есть отпушенное природой время для развития этих нормальнух человеческих качеств, но .. могз также обладает пластичностью. это значит, что помещение ре в нужную стимулируюшую среду создает возможность, выражаясь по научному, для роста неврологического, то есть развития того же cortexa . Насколько он будет в состоянии измениться, зависит от индивидуальнух возможностей - кто-то совершает колоссальный прогресс, кто-то меньше. Далее, вы совершенно правы, когда называете это искаженным назначением человека. Но посмотрите на ето с другой стороны - любовь с первых дней, забота о ребенке и т.д. являются абсолютнум ПРАВОМ ребенка. Право - ето то, чего достоин любой, и что необходимо человеку для нормального функционирования. Так вот, у него это право жестоко было отобрано. 90 % вупускников дет домой в первый год самостоятельной жизни попадают в места заключения. Посмотрите и оцените то,что это с ре не произошло - ето замечательно. Мы с дочкой давно говорили о том (с помошью психолога) почему деточкам, с которуми мама не проводила времени, тяжело себя вести как другие дети - не красть, не убегать, естественно, на ее уровне, и -опять же, по совету психолога, всякий раз, когда она делает цто-то хорошее, говорим - Смотри, какая ты молодец. Самое сложное для родителя типа вас или меня - это при обшении с ребенком пытаться вызвать у нее чувство радости, с тем, чтобы ей опять захотелось это повторить. покажите ре, что вы рады его приходу - я не знаю, как вы ето обучно делаете - наливаете ли вы чай, или говорите - ой, слушай, сейчас фильм будет хороший, давай посмотрим, и т д, но пока он не в состоянии говорить на глубокие серьезные темы - случком много напряжение, он начинает перегорать, дайте ему в разговоре то, что ему по плечу, дальше со временем, можно постепенно набирать обороты. Сделайте так, чтобы он никак не чувствовал, что его в чем-то укоряют. Это то, чему учат меня и моего мужа в обшение с дочкой и что-то медленно начинает меняться. Одна из причин, почему такие дети льнут к животным - это то, что животные не судят, а у этих детей очень низкая самооценка, они не могут слушать критики, они к ней не готовы.