Людмила Петрановская: "Двусмысленность положения подростка в своих собственных глазах и глазах окружающих вызывает немало трудностей. С одной стороны, он лишен большинства привилегий детского возраста. От него ждут взрослой серьезности и ответственности за свои поступки. Закон, например, обычно предусматривает ответственность за совершение правонарушений с 13-14 лет. Учителя и родители тоже не склонны теперь снисходительно относиться к проявлениям легкомыслия, беспечности, импульсивности - всего того, что прощают детям. С другой - и взрослых привилегий подростку пока не предоставляется. Он зависит от родителей материально и морально, он должен отчитываться, куда идет, с кем и зачем, любой взрослый считает себя вправе сделать ему замечания, его круг общения и сексуальная жизнь находятся под пристальным вниманием. Подросток не имеет права не знать, не уметь, не понимать. Но права отвечать за себя, распоряжаться собой по своему усмотрению у него тоже нет.
Налицо ситуация двусмысленности, двойного стандарта. А что делают обычно люди в таких ситуациях? Конечно, жульничают! Каждый пытается трактовать ее в свою пользу. Когда удобно - так, когда неудобно - наоборот. Между подростком и взрослым словно идет нескончаемый спор: "Я уже не ребенок!" - заявляет он, отстаивая свое право на самостоятельность, на распоряжение собой. "Но ты же еще не взрослый!" - отвечают ему, ограничивая и контролируя. "Я еще не взрослый!" - говорит подросток, прося о поддержке, о помощи, о терпимости. "Но ты уже не ребенок" - слышит он в ответ, и сталкивается с постоянным требовательным недовольством взрослых. Неудивительно, что где подростки - там и конфликты. А кто может сохранять философское спокойствие в ситуации, когда нарушен баланс прав и обязанностей? Это всегда очень раздражает и выматывает.
Родителям не легче - они тоже попадают в ситуацию, когда, с точки зрения общества, должны отвечать за то, за что отвечать, по сути, уже не могут. Вот в школу вызывают родителей старшеклассника: "Петя не делает домашние задания, примите меры". Что, интересно, по мнению школы, родители должны сделать, чтобы Петя (рост 1м 85см и усы) делал уроки? Объяснить ему? А он, видимо, не в курсе, что их надо делать... Делать уроки вместе с ним? А если он встанет и уйдет? Наказать его, не дав сладкого? Не разрешить смотреть мультики? Не взять в цирк? Это просто смешно. Побить его? А ничего, что это уголовное преступление? На этот вопрос ни у кого нет ответа: ни у родителей, ни у школы, ни у инспекций по делам несовершеннолетних. Однако с родителей спрашивают за успехи Пети, за поведение Пети, за здоровье Пети. Ничего нет хуже, чем находится в ситуации, когда ты отвечаешь за что-то, но от тебя ничего не зависит. А потом удивляемся, почему родители подростков такие нервные..."
это вообще то его идея. Он первый про это заговорил.
О, так это здорово!
не просто ждать, конечно, нужно повторять много раз одно и то же, наступит же когда нибудь момент, когда дойдет!)))
Или это его достанет и он начнет бунтовать
. Ваш вариант, конечно, поприятней будет. Имхо, одним повторением многоразовым одного и того же не факт, что поддержишь ребенка.
у нее все же другая ситуация
Я не про ситуации. Я, скорее, про отношение к различным ситуациям. Понимание, что происходит с ребенком и что происходит с вами - процентов 80 работы по изменению отношений, имхо. Вот смотрите, вы пишете о своей ярости:
это разве мой выбор? Я думала, это просто уже она выбирает меня. Поскольку ни терпения ни выдержки уже не хватает.
Из каких вариантов вы выбираете? Можете где-нибудь посмотреть, какие есть варианты?У разных родителей - разные способы взаимодействия с подростками. Так что выбор есть. Опять же Петрановская:
"У кого-то хватает коммуникативных талантов избегать резких конфликтов и договариваться - на полутонах, на сочувствии, так сказать, в память о недавней нежной любви между родителем и ребенком. У многих - не получается. И родитель с подростком получают несколько лет отношений, унизительных или для одного, или для другого."
Я вспоминаю себя, тоже не хотела, не нравилось, когда-то грубила, но делала по итогу так, как сказали. И это не обсуждалось.
И как взрослым удавалось от вас этого добиться?