Домашнее обучение: за и против

CTEPBA

drama queen off
Танюша_, исторический, филологический, ну ещё парочка - и всё. Кстати, на теологии, которая в БГУ перебежала из ЕГУ, в бытность ЕГУ первые два курса была очень хорошая подготовка по математике, экономике и т.п.
 

Танюша_

всё чудесатее и чудесатее
CTEPBA, поэтому я и говорю, что очень трудно сказать, что я пойду туда-то и там нужны такие-то предметы, а остальные можно запустить. 1. всё меняется очень быстро, 2 - математика нужна много где. У нас же на истфаке, уже почти тогда, когда я заканчивала, ввели специальность:делопроизводство или что-то в таком духе, у них была математика
 

CTEPBA

drama queen off
У меня недавно сам по себе получился замечательный пример по математике из жизни:) Выбирала себе кольцо по каталогу, везде привычные размеры 18-19-20, заглядываю в Klingel - а там какие 560-580-600 и т.п. Пишу, получаю ответ, что не длина поперек, как обычно (т.е. диаметр), а обхват кольца (т.е. длина окружности). Быстренько, безо всяких измерений, на калькуляторе телефона перевела свой обычный размер в этот, никаких проблем:) Искать сантиметр и мерять - вышло бы дольше, особенно если не дома и т.д.
 

momto4

New member
буду отвечать по-порядку, начиная со стр.33 :)
Спасибо за подробный ответ. Но вопросы все-таки остаются, к примеру, где взять реактивы для занятий по химии, как проводит лабораторные по физике,
tasja, да закончите вы вначале начальную школу. :) Может и вопросов меньше будет. Зачем Вам сейчас забивать себе голову проблемами, которые может-быть появяться у Вас через 10 лет? Может к тому моменту уже всё изменится, появится какой-нибудь Центр домашнего обучения, куда Вы сможете прийти и провести все необходимые эксперименты вместе с прикреплённым за Вами учителем. Не мучайте себя заранее.

И с авторитетом Вашим ничего не случится. Мама для любого ребёнка - самый большой авторитет. И учится детка Ваша будет, потому что любит Вас, а не потому что боится. Не надо только в сержанта превращаться. А то у многих представление об учителях именно такое. И вопросы соответствующие: А как я его ЗАСТАВЛЮ?, А что делать, если он НЕ ЗАХОЧЕТ?

В какой-то мере это и правильно, наверное. Трудно однозначно сказать.
Катерина, не каждый ребёнок в 7 лет готов учиться самостоятельно. Я бы даже сказала, что большинство детей не может. Я имею ввиду, учиться в школе, т.е. получать формальные академические знания. А так дети учатся непрерывно с рождения.

Существует мнение, что к формальному академическому обучению большинство детей не готовы до 9 - 11 лет. Поэтому в начальной школе такое большое значение имеет учительница (которая может замотивировать или размотивировать) и отношение родителей к учёбе (тот же эффект). А если мотивировать некому, то и учёбы не будет.

Это как-раз был случай моего старшего сына. В школе его никто не собирался мотивировать, а я решила, что мне легче будет его самой учить с утра, чем по вечерам после школы мотивировать. И я ни разу не пожалела о своём решении. Сейчас ему 11 и я вижу, как изменилось его отношение к формальному обучению. В следующем году он хочет пойти в школу и я вижу, что он готов и всё будет нормально.

Да, повторюсь, начинала я ДО именно, потому, что меня не устраивало качество образования. А потом в ДО для меня, как хранительницы моей семьи, открылись такие возможности, о которых я раньше и не подозревала.
 
Последнее редактирование:

Mahima

переименовалась:)
Девушки на ДО, вы промолчали - вы же в школе сдаете некие зачеты по пройденным темам? Значит даете ребенку ту же самую программу как ни крути. Все те же протисты эти непонятные..Или у вас совершенно иного качества образование - в каких именно моментах? Мне это и правда интересно, потому что если учиться по той же программе - что кардинально меняется? Подача материала? Учебные пособия?

Катерина, не каждый ребёнок в 7 лет готов учиться самостоятельно. Я бы даже сказала, что большинство детей не может. Я имею ввиду, учиться в школе, т.е. получать формальные академические знания
в начальной школе разве учатся самостоятельно? Из моего опыта - нет. Мы вот к третьему классу только вышли на самостоятельное приготовление уроков. Я потом только проверяю либо помогаю, если непонятно. А на уроке тоже работа под руководством учителя.

momto4, вы говорите о формальных знаниях. Скажите, а дома у вас кардинально иной способ обучения? Ну я понимаю, что можно показать опыт химический интересный и т.п. Но, к примеру, я это делаю и просто так - совмещая со школой. Хотя, конечно, я не работаю, и время есть. Но ведь переводя ребенка на ДО, нужно не работать - иначе как? По телефону что ли?
Я к тому, что, возможно, ваши проблемы с отсутствием мотивации в школе связаны во многом с местом проживания. Раз у вас только присматривают. У нас другие проблемы, ИМХО.
Я в целом все о том же - что кардинально иного в качсетве домашнего образования? Кроме самовыстраиваемого режима и наличия дополнительного свободного времени. Это все вопросы около. А непосредственно само образование чем именно качественнее?
 

Lacrimosa

New member
У меня тоже ситуация особая, у меня дети европейцы, поэтому надеюсь, получать высшее не здесь будут. То есть я не буду готовить их к цт. А буду готовить к собеседованию, что является главным для поступления в нормальный вуз. Уже какая разница...

Разумеется, это тактическая разница. Стратегию я уже описывала свою ранее. Что учеба ради учебы- личное дело и хобби ребенка. Мое дело ему профессию дать.
 

Pani_Haspadynia

New member
А-ёй, а-ёй! Тэму як прарвала...

Паспрабую коратка акрэсліць сітуацыю ў маёй сям'і і.

Маю траіх дзяцей.

Малодшы сын, 2,5 гады, амаль не забірае ў мамы часу. Бо заняткі-гульні па лепке, аплікацыі, маляванню, літарам, ліку, ангельскай мове і г.д. з ім праводзят старэйшыя.

Сярэдні сын, 6 год. Фармальна ў школу не паступаў. Мае урокі абавязковыя: чытанне, матэматыка, пісьмо, анг.мова. І дадатковыя: маляванне, лепка, аплікацыя і г.д., калі робім нейкія справы - прыкладам упрыгожанні да Божага нараджэння. На дзень 2 абавязковых урока. Гэта абавязкова чытанне +... Чытанне даецца цяжэй і на дадзеным этапе важней, таму 6 разоў на тыдзень, астатнія па 3 разы. Урок займае 15 хвілін. Увесь гэты час я побач - бо ён малы - і ўвага губляецца, і праверка, і дапамога адразу.

Старэйшая дачка, 11 год, 6 клас, займаецца па індывідуальнаму плану заняткаў.
Мае на дзень 3 урокі.
1 гадзіна зранку за сняданкам вывучаецца гісторыя. Ёй лёгка і прыемна так пачаць дзень. Я - толькі 3-5 хвілін на праверку (калі буду вольная). Можна паразмаўляць пра цікавыя моманты, якія захапілі, падчас гатоўкі абеда ці вячэры.
2-3 гадзіны займае урок па падручніку. Гэта прыблізна 1/3 частка праграмы за чвэрць.
2-3 гадзіны займае урок, прыкладам той жа бел. мовы, што была зранку, але па рабочаму сшытку, выд. "Аверсев". Маем такія па ўсім прадметам. Набылі, нават, па працы, што аказалася залішнім :derisive:
Альбо гэта гісторыя+матэматыка+фізіка.
Альбо гіст.+біялогія+геаграфія.
Кожны прадмет дзеліцца на 2-4 дні вывучэння, акрамя гісторыі. Літаратура чытаецца, як прыемнае, перад сном.
Мамін час. Праверка - 3-5 хвілін на урок. Калі сама не зразумела тэмы-правіла, прашу перачытаць 3 разы. Калі пытанні засталіся, тлумачу я - хвілін 15-20, але не кожны дзень такое здараецца і не зкожным прадметам. Калі ідзе такое вывучэнне, не застаецца белых плям - менш непаразмелага, менш пытанняў.
Сдача. Закон аб адукацыі патрабуе, каб дзеці, што займаюцца па індывідуальнаму плану заняткаў 1 раз на чвэрць здавалі кожны прадмет. Пры гэтым адзнакі павінны быць вышэй за "0". Гэта не жарт і не перадзёргіванне.
Мы так і робім. Клопат для мамы - дамовіцца з настаўнікамі, пакуль дачка малая, каб рабіць гэта самой. Я прысутнічаю на тэстах, каб убачыць, што мы прапусцілі. Натуральна, што гэта не абавязкова. Пакуль ў настаўніка так вучыцца 1-2 чалавека, а не палова школы, ён можа больш увагі даць вучню, нешта перапытаць-удакладніць, каб больш правільна ацаніць веды. Можна нешта паказаць на практыцы (біялогія, інфарматыка). Лабараторныя па біялогіі (іх было 4 за першую чвэрць) яна сдала-напісала адначасова з тэстам, гэта заняло 2 гадзіны. Лабараторныя па фізіке мы дамовіліся пісаць з класам. Наша настаўніца па фізіцы адначасова завуч, які прыймаў нашу заяву. Таму адразу падрабязна пра ўсё распытала. Такіх лабараторных 6 за год. Першую яна прапанавала нам пісать дома, другую мы прапусцілі - бо баяліся грыпа, цяпер або ў школе напішам асобна, або прымуць хатнюю. На астатнія прыйдзем у клас.
Асобная тэма анг. мова. Пры напісанні заявы вы пазначаеце якія прадметы вы будзеце вывучаць дома, а якія ў школе. У школе мы пакінулі толькі англ. мову. Дачка прыходзіць у клас толькі на гэты прадмет. Як аднесліся аднакласнікі? Павышэннем статусу. "Сядай са мной, бо ты добра ведаеш мову!" Улічваючы, што гэта другі год у новай школе. Мы задаволены.
Вынікі. Адзнакі не пагоршыліся, часткова палепшыліся. Матэматыку перасталі як малпа завучваць, пачалі разумець. Меншы стрэс, больш часу на іншыя справы. Магчымасць вывучыць больш па некаторым прадметам (незачмураная галава+час).
Школьную праграму яна можа засвоіць за 3 тыдні - чвэрць. Астатні час размяркоўваем на вакацыі, калі нам зручна ў часе, і іншыя заняткі. Дадатковыя веды атрымлівае пасля абавязкова й праграмы ці ў вольныя дні.
Мама пераканана ў ведах - яны не для ЦТ, захоўваюцца надоўга. Часу ў мамы такім чынам выдаткоўваецца менш. Дзеці выхоўваюццца ў сям'і, увесь час пад наглядам, не маем праблем з піянэрамі (не любім мы іх, а ў некаторых школах гоняць прымусова - псыхалагічным ціскам).

Здаецца адказала на ўсе пытанні і засцярогі. Калі ўзнікнуць яшчэ, з радасцю адкажу. Мы адкрыты для кантактаў. Як жывем за горадам (лес і возера побач) - то запрашаем жадаючых у госці. Можна пісаць на пошту pani_haspadynia@poczta.wp.pl
 

Mahima

переименовалась:)
Pani_Haspadynia, спасибо за подробности. Самый главный плюс в вашей жизни для меня - свобода и меньшая трата сил и времени на тот же объем знаний. Важный плюс ДО, ИМХО.
Есть только пару уточнений:
На дзень 2 абавязковых урока.
и как желание делать обязательную программу- сохраняется ровно? Читать любит?
Сдача. Закон аб адукацыі патрабуе, каб дзеці, што займаюцца па індывідуальнаму плану заняткаў 1 раз на чвэрць здавалі кожны прадмет.
Значит программу вы знать обязаны, я правильно поняла? Значит этот вопрос был риторическим?
Зрабіце мне ласку і растлумачце нашто ў 11 год вывучаць ПРОТІСТЫ.

Интересное сообщество http://community.livejournal.com/math_for_kids/12862.html
И интересная статья.
 

momto4

New member
Катерина, я когда Вас читаю, мне иногда кажется, что Вы сами себе ищите оправдание, что до сих пор не на ДО. (грозно) Катерина, Вы почему до сих пор не на ДО? :) Мне кажется в Вашей ситуации (один ребёнок, хорошая школа, хорошая учительница, никаких проблем с режимом, куча свободного времени после уроков) ДО может быть только по идеологическим причинам, чтобы избежать "семи уроков". Я напишу об этом позже.

Девушки на ДО, вы промолчали - вы же в школе сдаете некие зачеты по пройденным темам? Значит даете ребенку ту же самую программу как ни крути.

Настоящее ДО - это когда родители решают, что, когда, где, с кем и в каком объёме учит их ребёнок. Такое ДО возможно в США и Канаде (называется registered homeschooling), но не в Беларуси. Индивидуальный учебный план (РБ) это то, что у нас (Канада) называют enrolled homeschooling. Мои дети - enrolled, я получаю деньги на детские кружки ($1000 в год на ребёнка), но я должна хотя бы делать вид, что я выполняю программу министерства образования Британской Колумбии (провинция, где мы живём). Такая программа называется Learning Outcomes и описывает, что ребёнок должет знать в конце каждого класса.

Например сказано, что по Science в 6-м классе ребёнок должен пройти Extreme Environments. Мы изучали вулканы и землетрясения. Набрали в библиотеке книг и видео, читали и смотрели. Потом прикреплённая к нам учительница дала сыну тест, на который он ответил. Математику мы проходим по учебнику, который выбрала я. Каждых 5 уроков дети пишут небольшой тест. Тесты сдаём в школу. То есть свободы довольно много, но есть определённые ограничения. Если бы не так нужны были эти деньги, я бы ушла в зарегистрированные хоумскулеры.

Или у вас совершенно иного качества образование - в каких именно моментах? Мне это и правда интересно, потому что если учиться по той же программе - что кардинально меняется? Подача материала? Учебные пособия?
Я в целом все о том же - что кардинально иного в качсетве домашнего образования? Кроме самовыстраиваемого режима и наличия дополнительного свободного времени. Это все вопросы около. А непосредственно само образование чем именно качественнее?

Когда ребёнок учиться на ДО, он учится не ради оценок, а ради знаний. Он учит, не чтобы пройти тест, а чтобы узнать и понять. Из-за того, что ребёнок не сравнивает себя постоянно с другими детьми (а в школе это неизбежно), ценность знания для него начинает превышать ценность оценки. Из-за того, что остаётся больше времени, можно пройти дополнительно много чего, что в школе не преподают, но без чего человек не может называться образованным. Например историю искусства, мировую историю в совершенно другом объёме. На чтение больше времени остаётся. А ведь чтение литературы, художественной и документальной - один из основных способов обучения. Вообще, удаётся избежать "семи уроков наставника":

Первый урок — это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.

Второй урок — людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников).

Третий урок — урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.

Четвертый урок — это урок эмоциональной зависимости.С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.

Пятый урок — урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.

Шестой урок - Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.

Седьмой урок — полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.
- Джон Тэйлор Гатто, "Фабрика марионеток"

Ещё, как правильно заметила Пани, почти полностью удаётся избежать идеологии, потому что по-программе весь этот бред обычно не требуется. Если семья религиозная, то у мамы есть возможность обьяснить ребёнку, что теория Большого Взрыва и теория Дарвина, это всего лишь теории, а не научный факт, как принято рассказывать в школе.

momto4, вы говорите о формальных знаниях. Скажите, а дома у вас кардинально иной способ обучения? Ну я понимаю, что можно показать опыт химический интересный и т.п. Но, к примеру, я это делаю и просто так - совмещая со школой. Хотя, конечно, я не работаю, и время есть. Но ведь переводя ребенка на ДО, нужно не работать - иначе как? По телефону что ли?

Катерина, Вы уже несколько раз пытаетесь доводить идею о том, что ДО по телефону - это не ДО. Отвечаю. ДО ПО ТЕЛЕФОНУ - ЭТО НЕ ДО. Как можно в 7 лет оставить ребёнка одного дома и родительствовать по телефону?! В Канаде противозаконно оставлять ребёнка одного дома до 10 лет. Я думаю, и в Беларуси есть какие-то нормы на этот счёт. Да кто-то из родителей (обычно мама) или не работает, или работает не на ставку, или родители работают посменно, или бабушки помогают, няни. У кого - как. Но самое распространённое - мама не работает.

Насчёт формальных знаний и обучения дома. Получение академических формальных знаний - это школа, класс, парты, уроки, сидение за партами, все учатся по одинаковым учебникам, на одной странице, все пишут одно и тоже и читают одно и тоже. Ребёнок приходит в здание в определённое время и должен там находиться определённое время в компании определённых детей.

Ребёнок не может по своему желанию решить, будет он сейчас заниматься математикой или ему хочется почитать. Он не может вдруг лечь на пол и порисовать для себя, чтобы отвлечься. Он не может вдруг подойти к пианино и поиграть, потому что ему захотелось и чтобы отвлечься. Он не может выбрать книжку, сесть на диван и почитать с мамой. Он не может, когда вдруг после недели дождя выглянуло солнышко, отложить в сорону уроки и пойти с мамой погулять в парке. Вот в этом разница между школьным способом обучения и домашним. Это что касается формы обучения.

Теперь о сути. Формальное академическое знание (просто не нашла лучшего термина) - в основном абстрактное знание. Дома Вы можете изучать математику на чашках и ложках, накрывая на стол, в школе это будет рабочая тетрадь и цифирки. Дома Вы можете учиться читать на упаковках от продуктов, на заглавиях любимых книжек, на названиях остановок, в школе это будет букварь (или что там сейчас?). Дома вы будете учиться писать письма бабушкам и дедушкам и открытки друзьям, в школе это будут тетради Клышки. То есть дома Вы можете организовать обучение так, что ребёнок будет приобретать те знания, пользу от которых он видит здесь-и-сейчас, а в школе - учись, потом тебе в жизни пригодиться. Если учесть, что способность абстрактно мыслить у детей формируется к 12 годам, то разница в этих двух подходах огромная.
 
Последнее редактирование:

Mahima

переименовалась:)
ДО может быть только по идеологическим причинам, чтобы избежать "семи уроков".
ну в общем-то я этого и не скрываю:) Что только режимный момент для меня является в МОЕЙ ситуации очевидным плюсом ДО. Потому что я осознаю, что за качество знаний, даваемых мной, я поручиться не смогу. Вот почитала статью о ромбах/квадратах, и понимаю, что дать объем смогу, а вот во многих нюансах просто не разбираюсь.
Оправданий мне не нужно:) Я достаточно гибкий человек, чтобы не застревать и не искать базу своему застреванию. Мне интересно ДЛЯ СЕБЯ разобраться - нужно мне это хорошее дело или нет.
Настоящее ДО - это когда родители решают, что, когда, где, с кем и в каком объёме учит их ребёнок. Такое ДО возможно в США и Канаде (называется registered homeschooling), но не в Беларуси.
Вот:) Спасибо. Это ответ на ключевой для меня вопрос о качестве образования.
Если бы не так нужны были эти деньги, я бы ушла в зарегистрированные хоумскулеры.
Ого. У вас так много вариантов. А в чем было бы отличие, если бы вы были зарегистрированным хоумскулером?
Когда ребёнок учиться на ДО, он учится не ради оценок, а ради знаний. Он учит, не чтобы пройти тест, а чтобы узнать и понять. Из-за того, что ребёнок не сравнивает себя постоянно с другими детьми (а в школе это неизбежно), ценность знания для него начинает превышать ценность оценки.
ну...у меня тут несколько иное мнение... проблема эта по моему глубочайшему убеждению ноги свои растит из отношения родителей к оценкам и знаниям. Ребенок всего лишь принимает матрицу семьи.
Из-за того, что остаётся больше времени, можно пройти дополнительно много чего, что в школе не преподают, но без чего человек не может называться образованным.
Да, несомненно.
Первый урок — это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.
я как-то все примеряю на себя. Не могу сказать, что мои школьные знания совершенно бессистемны, что я не умею и не умела их применять за пределалми школы, что они вне контекста. Посему я делаю вывод, что преподавание, безусловно важный фактор. Но у меня были обычные учителя, обычная программа, обычная школа. Значит есть другие факторы, влияющие на построение из имеющихся знаний целостной картины мира. А именно самообразование и влияние среды.
К тому же я лично не уверена, что смогу преподать ребенку физику или химию именно так - целостно, системно, в связи с другими науками. Для этого мне нужно будет ее выучить заново самой. Тут мне кажется более энергоэкономным дополнять и корректировать школу. Только вы не думайте, что я вас отговариваю или сомневаюсь, что у вас все получается:) Меня волнует моя ситуация - я ее анализирую в свете вашего опыта. Не более того:)
Второй урок — людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников).
Опять семья. И только семья. Школа лишь влияет. Формирует семья. В том числе и степень влияния внешнего.
Третий урок — урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.
я не очень люблю утверждения НИЧЕГО и НИКОГДА. Здесь мне видится явное утрирование и необъективность.
Четвертый урок — это урок эмоциональной зависимости.С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.
:) Опять о себе. Были и звездочки, и 100 пятерок, и хмурые взгляды:) В итоге очень не люблю подчиняться системе:) Если она глупа. Воля - черта, зависящая не от школы. И жизнь ребенка - это далеко не только школа.
Пятый урок — урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.
вот этот минус я вижу реально:( к сожалению. Когда ребенок мой поначалу при встрече с новой задачей пытался вспоминать, решал ли он такое ранее. С этим минусом мы работали и работаем дома.
Шестой урок - Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.
нууу...тут мы опять разойдемся с вами:) Такие свойства личности формируются в семье.
Седьмой урок — полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.
- Джон Тэйлор Гатто, "Фабрика марионеток"
пока не прочиала эту книгу, хотя скачала. Не знаю..ИМХО, нет личного времени у детей слишком озабоченных знаниями родителей. Когда после школы и уроков еще репетиторы, факультативы и т.п.
Ещё, как правильно заметила Пани, почти полностью удаётся избежать идеологии, потому что по-программе весь этот бред обычно не требуется. Если семья религиозная, то у мамы есть возможность обьяснить ребёнку, что теория Большого Взрыва и теория Дарвина, это всего лишь теории, а не научный факт, как принято рассказывать в школе.
Идеология - слабое место нашей страны:( Надоедливо и противно.
О теориях и вариантах, о научности-ненаучности я рассказываю сыну, даже не будучи религиозной. Плюс он слышит наши разговоры с мужем, смотрит познавательные каналы. Не знаю, может быть у нас исключение какое-то, но мой сын не воспринимает школу как истину в последней инстанции:)
Ребёнок не может по своему желанию решить, будет он сейчас заниматься математикой или ему хочется почитать. Он не может вдруг лечь на пол и порисовать для себя, чтобы отвлечься. Он не может вдруг подойти к пианино и поиграть, потому что ему захотелось и чтобы отвлечься. Он не может выбрать книжку, сесть на диван и почитать с мамой. Он не может, когда вдруг после недели дождя выглянуло солнышко, отложить в сорону уроки и пойти с мамой погулять в парке. Вот в этом разница между школьным способом обучения и домашним. Это что касается формы обучения.
ДА. Согласна полностью. Форма обучения, режим - несомненные плюсы ДО. Может быть даже, ключевые - чем больше думаю, тем больше к этому склоняюсь.
То есть дома Вы можете организовать обучение так, что ребёнок будет приобретать те знания, пользу от которых он видит здесь-и-сейчас, а в школе - учись, потом тебе в жизни пригодиться. Если учесть, что способность абстрактно мыслить у детей формируется к 12 годам, то разница в этих двух подходах огромная.
Я, кажется, начинаю понимать источник моих вопросов:) Я просто именно так и делаю УЖЕ - без ДО:) С самого ребенкиного детства. Т.е. он умеет применять знания на практике, потому что я ему именно так и объясняю - даже школьные материал.

Резюме для меня: многих проблем, которые здесь описываются, в нашей семье просто нет. Мелочи пока - в начальной школе - несущественны. Негатива в школе не больше, чем в общем по жизни. Идеологии, тьфу-тьфу, даже нет пока практически вообще. Дома в наших разговорах ее куда больше, я думаю:))
Именно поэтому и непонимание с моей стороны.

momto4, большое вам спасибо за терпение и ответы:) Вы действительно многое для меня прояснили.
 

momto4

New member
Катерина, передаю вам привет. :)

momto4, Pani,
а перакажыце, кл, мае сімпатыі 2Катерина ў вашай гутарцы на сямействе. Вельмі сэнсоўна вядзе дыялог.
Загадзя дзя. )

Volha, ад каго пераказваць?

momto4,
ад Вольгі з дзетак, якой ляно рэгістравацца на сямействе. )
 

tasja

New member
momto4,
Чем больше читаю, тем больше в восторге от вашего подхода и от отношения гос-ва к ДО - класс:)))
 

Mahima

переименовалась:)
momto4, если вы еще не читали книгу Звонкина "Малыши и математика", почитайте обязательно:)
 

Pani_Haspadynia

New member
Я, кажется, начинаю понимать источник моих вопросов Я просто именно так и делаю УЖЕ - без ДО С самого ребенкиного детства. Т.е. он умеет применять знания на практике, потому что я ему именно так и объясняю - даже школьные материал.
Веьмі рада, што Вашыя пытанні былі выкліканы менавіта такім неразуменнем. Падзялюся сваім досведам. У школу мы пайшлі групай з 10 чалавек, што былі знаёмыя з аднаго-двух год. Таму не баяліся ў 6 аддаць... Менавіта аддаць. Бо толькі ў 3 класе пабачылі першыя прыкметы выхавання школы. У законе напісана, што школа павінна выхоўваць, а мы бы хацелі толькі адукацыі. Узровень адукацыі ў прэстыжнай гімназіі, уплыў калектыва стаў для нас занадта моцным і непажаданым у 4 класе. Прыклад калектыва: пасля ўрокаў 9-10 гадовыя дзяўчынкі хадзілі абедаць у "Лідо" ці на ж/д вакзал. Бо гімназія ў цэнтры, а вучаніцы едуць з усяго горада... Калі купілі адной - трэба ўсім! К 9-10 гадам прыклад сям'і, што ўваходзіў у супраціў з такой думкай, пачаў саспяваць у сур'ёзную праблему. Умоўна так: бацькі кепскія, яны мяне не разумеюць... Канкрэтна: у 8 год дачка сказала: "Усё! Я выключаюся з нашай сям'і!".
Такія праблемы і разуменне, што крыніцай ёсць калектыў, дзе добрыя бацькі, але дзеці ціха спаўзаюць да ліпкай слодычы Галівуда (вопратка, інтарэсы, густы, музыка), уратаваць сваё можна толькі рэзка. "Адсякі руку сваю, калі яна спакушае цябе". У час, калі сталелі-станавіліся мы, спакусаў было значна менш. Лягчэй было і ўстрымацца. 5 клас мы правялі ў іншай школе і з морам фіктыўных даведак, бо яшчэ ня ведалі пра існаванне хаця б такой формы, як індывідуальны план. Зрэшты, мы за баламі ў сярэдняй школе не гонімся, а тлумачым, што жадаем бачыць сталыя якасныя веды ў дачкі.

Катерина
, далей адкажу на канкрэтныя пытанні, што Вы задавалі мне.
Цитата: Сообщение от Pani_Haspadynia Посмотреть сообщение На дзень 2 абавязковых урока. и как желание делать обязательную программу- сохраняется ровно? Читать любит?
Чытаць любіла, пакуль час быў і сілы... Зараз можа ўвесь дзень прысвячаць гэтаму занятку.
Абавязковую праграму мы праходзім "глыбокім пагружэннем" - як я пісала, прадмет за 2-4 дні. Прыклад - геаграфія, ІІ чвэрць, 6 кл. - гэта 9 параграфаў=28 старонак. Тэма часткова знаёмая па першай чвэрці, тэма цікавая (школа моцна забівае цікаўнасць. Без школы, цікаўная ад прыроды, дачка пачала больш чытаць і вывучаць па ўласнаму жаданню.) - вывучана за адзін дзень. Хутка, цікава, сістэмна (ад тыдня да тыдня ў школе больш забудзецца, чым запомніцца). Нашто 8 гадзін сядзець у школе? + хат.заданні. А ў нас 4 гадзіны з запаўненнем сшытка і мапаў. Цяпер пашукае інфармацыю ў сеціве і ў энцыклапедыях.
Яна кажа: "Так вучыцца ня цяжка, а цікава!"
Але нагадаю, што ў momto4, другі расклад заняткаў на дзень у тым жа ўзросце.

Цитата: Сообщение от Pani_Haspadynia Посмотреть сообщение Сдача. Закон аб адукацыі патрабуе, каб дзеці, што займаюцца па індывідуальнаму плану заняткаў 1 раз на чвэрць здавалі кожны прадмет. Значит программу вы знать обязаны, я правильно поняла? Значит этот вопрос был риторическим?
Сдача тэста не азначае поўнае вывучэнне праграмы. Па некаторым прадметам (пракладам, рус.літ.) мы не вывучаем амаль нічога з "праграмнага", а праграму складаем самі, адпаведна з нашымі поглядамі. Гэта, натуральна, не дае нам 10. Але то не адзнака ў ацестаце. Там для балаў можна будзе і вывучыць.
Калі Вас цікавіць магчымасць, якая ёсць у Канадзе, "вучыць што хачу", гэта называецца ў Беларусі "домашнее обученіе". Існавала з 2002 па 2007 год. Скасавана з фармулёўкай - бо сектанты абы-чаму дзяцей вучаць, а нам патрэбны сістэмныя веды! Але якраз гэтай сістэмы ў праграме школы РБ я і не бачу, пэўна вочкі няправільныя...

Цитата: Или у вас совершенно иного качества образование - в каких именно моментах? Мне это и правда интересно, потому что если учиться по той же программе - что кардинально меняется? Подача материала? Учебные пособия? Я в целом все о том же - что кардинально иного в качсетве домашнего образования? Кроме самовыстраиваемого режима и наличия дополнительного свободного времени. Это все вопросы около. А непосредственно само образование чем именно качественнее?
Акрамя рэжыму і часу, нагадаю: вывучыўшы за 2-3 тыдні праграму, мы маем магчымасць вывучаць іншыя прадметы і веды, якія ў гэту праграму не ўвайшлі. Прабачце, прыкладам Міцкевіча замест Пушкіна (ён бліжэй да нас жыў, а зараз - як чужы; А.С. Пушкін лічыў іх дараванні роўнымі, яны былі добрымі прыяцелямі). Магчымасць даваць дадатковыя веды пасля школы і хат. заданій скончылася ў 4 класе. Гэта ж дзеці! Нельга валіць на ніх веды "чамаданамі".

Как можно в 7 лет оставить ребёнка одного дома и родительствовать по телефону?! В Канаде противозаконно оставлять ребёнка одного дома до 10 лет. Я думаю, и в Беларуси есть какие-то нормы на этот счёт.
Любая, можна!!! Што там у 7 год! Мне суседкі спакойна распавядаюць, як гадавалае ў ложку пакідалі, а 3-гадовае ў пакоі запіралі гадзінкі на 3-4. Маме ж працаваць трэба! Зранку пакорміць, цацкі дасі і на працу. У абед прыбяжыць да дому... І так было на вёске часта за савецкім часам. Тады яшчэ і кароў трымалі - іх таксама трэба даіць удзень...
Ня ведаю ці ёсць заканадаўства па гэтай тэме ў нашай краіне. Разумею, як табе цяжка такое ўяўляць. Памятаю шумную гісторыю, як двое маладых бацькоў з Беларусі, пакінулі немаўля ў люльке ў зачыненай машыне на паркінге ля супермаркета на 15 хвілін, бо малое спала. Але адбывалася гэта ў Штатах. Бацькоў судзілі. Меркавалі пазбавіць бацькоўскіх правоў. А яны проста ня ведалі строгіх законаў гэтай краіны.

Опять семья. И только семья. Школа лишь влияет. Формирует семья. В том числе и степень влияния внешнего. Ц
Мы верылі, што гэта аксіома. Празрэць і знайсці рэальную крыніцу тых праблем, што адбываліся з дачкой, мы змаглі толькі зараз. Праблемы пачаліся ў 5 год. Але мы зачынялі вочы, тлумачылі іншымі прычынамі, толькі выправіць не маглі. Як толькі перасталі хадзіць у школу, усё само сабой уладкавалася. Прычына аказалася простай. Такая маленькая дзяўчынка не магла вытрымаць супярэчнасці паміж тым, чаму вучаць у школе ("будзь як усе", "настаўнік у школе - самы галоўны, і не важна, што кажуць вашы бацькі", "калектыў - галоўнае") і што сцвярджалі дома ("Бог і бацькі - адзіныя твае судзі і кіраўнікі", "прыяцелі мяняюцца, сям'я - застаецца", "навука, веды - гэта цікава, а не цягамоціна"). Пакуль існавала дзіцячая любоў да бацькоў, абумоўленая патрэбай выжывання, якая ёсць ва ўсіх млекакормячых, і якая знікае недзе ў 7-10 гадоў у малых чалавечкаў, мы перамагалі. Потым пачала пераважаць школа. Гэта наш досвед. Таму такі быў наш выбар.

Усім, хто дачытаў да гэтага радка, жадаю зрабіць свой выбар. І, як кажа momto4,"чыхаць на думку астатніх". Гэта ВАШ выбар.
Вольга, мне вельмі спадабаліся апошнія два пункта тваіх парадаў пра засцярогі ад грыпу.
 
Последнее редактирование:

Mahima

переименовалась:)
Калі Вас цікавіць магчымасць, якая ёсць у Канадзе, "вучыць што хачу", гэта называецца ў Беларусі "домашнее обученіе". Існавала з 2002 па 2007 год. Скасавана з фармулёўкай - бо сектанты абы чаму дзяцей вучаць, а нам патрэбны сістэмныя веды!
Ясно. У нас все сектанты...:(
Такія праблемы і разуменне, што крыніцай ёсць калектыў, дзе добрыя бацькі, але дзеці ціха спаўзаюць да ліпкай слодычы Галівуда (вопратка, інтарэсы, густы, музыка), уратаваць сваё можна толькі рэзка.
мне пока трудно судить - ребенок еще не дорос до серьезных противопоставлений себя и семьи. Жизнь покажет.
чаму вучаць у школе ("будзь як усе", "настаўнік у школе - самы галоўны, і не важна, што кажуць вашы бацькі", "калектыў - галоўнае")
ну...значит наш опыт немного другой. В нашей школе пока что такому не учат, слава богу. Дальше будет видно.

Pani_Haspadynia, спасибо большое за ответы. Картина складывается из многих мнений - чем больше, тем лучше. Особенно мнений практиков.
 

Pani_Haspadynia

New member
Катерина, тое, што Вы знаходзіцеся дома, дае Вам магчымасць выбара. "ДО па тэлефону" - гэта не ДО. Але думаю, што дапамагаючы так, з 10 год можна дазволіць і самому вучыцца. Проста не траціць час на школу. Фактычна мы робім толькі хатняе заданне, без наведвання школы.
Калі што незразумела ці Вы ня можаце растлумачыць - з 5 кл. ёсць факультатывы і дадатковыя заняткі - па 1 разу на тыдзень (куды настаўнікі гвалтам дзяцей загнаць ня могут - тым і так нагрузкі хапае. А настаўніку грошы ідуць за факультатыў. Распачаць можна, калі ёсць ня менш трох дзяцей.) Таму ня бойцеся складанасцей 5-7 класаў. Да таго моманту альбо Вы ўцягнецеся, калі будзеце самі за настаўніцу, альбо дзіцё навучыцца само вучыцца. Мая прызвычаілася за месяц.
Прымайце рашэнне і не шкадуйце. Яно Ваша, гэта значыць - для Вас самае правільнае! Поспехаў!:declare:
 

Mahima

переименовалась:)
Pani_Haspadynia, большое спасибо за напутствия. В этом моя проблемка - доверие ребенку в такой мере, чтобы можно было его освободить от школы. Но он растет , взрослеет - думаю договоримся:)
В общем и целом я где-то так и планирую - лет с 11 потиху выходить за эти рамки. Тем более, что у сына есть занятия, которые могут к тому моменту потребовать реально больше времени, чем сейчас. И жаль будет упускать интересные возможности только из-за нехватки времени.

Еще хотела спросить, вы как-то историю Беларуси изучаете? Если да, то по каким книгам? Сейчас очень много всякой литературы на эту тему - противоречивой в том числе. Может, что-нибудь посоветуете?
 

tasja

New member
Катерина,
Я не Pani_Haspadynia но могу посоветовать очень хорошую книгу У. Арлова "Мая краіна Беларусь" я покупал ее еще лет 6 назад, но возможно она еще есть в продаже, - книга красочная там очень много хороших иллюстраций, хорошая бумага, издана в формате энциклопедии. Еще дома у нас есть (покупали в прошлом году в Академкниге) тоже формата энциклопедия "Зброя" там много картинок всяких сражений, изображений оружия времен ВКЛ, вроде это и плохо там войны/оружие - я это не поощряю, но преподносим как вот уважение к воинам, борьба против плохих:)
 

momto4

New member
Отвечаю попорядку.

в начальной школе разве учатся самостоятельно? Из моего опыта - нет. Мы вот к третьему классу только вышли на самостоятельное приготовление уроков. Я потом только проверяю либо помогаю, если непонятно. А на уроке тоже работа под руководством учителя.

Дети, которые готовы к школе, делают уроки самостоятельно. :) То, что вы только к третьему классу вышли на "самостоятельное приготовление уроков", лишь подтверждает тезис о том, что большинство детей не готовы к школе до 9-10 лет. Это, кстати, причина, почему в младшей школе такую огромную роль играет учительница, которая может либо замотивировать, увлечь ребёнка, либо размотивировать, причём на всю оставшуюся жизнь.

Извините, сегодня больше не успеваю написать. Попробую завтра ответить на оставшиеся вопросы.
 
Последнее редактирование:
Сверху