Уважаемая Шона, к сожалению, зачастую предвзятость возникает именно из-за незнания.
Я сейчас работаю в пяти классах, в четырех из них есть приемные дети (а может, и в пяти? не знаю, мне это не важно ). Выделяются ли они чем-то? Иногда да. Иногда нет. Это просто дети, с которыми я работаю, и все.
Очень жаль, что Вам не важно. Скажу Вам как педагог и как мама четырёх приёмных детей, знать обстоятельства развития каждого ребёнка очень ВАЖНО.
Учителя для своей старшей дочки я выбирала тщательно, учитывая, что во второй класс она идёт, сменив уже две школы и две семьи. Выбрала немолодого, опытного, спокойного и доброжелательного педагога. Заранее пришла познакомиться, побеседовать и договориться о совместных действиях по поводу адаптации, ведь суд у нас был 27 августа, и ребёнку предстояла практически одновременная адаптация и в семье и в школе. Учительница заверила меня, что всё понимает, за её мол, профессиональную жизнь она сталкивалась с разными детьми. Вот, к сожалению, дальше "понимания" дело не пошло.
Наша девочка умна, очень быстро обучается, имеет задатки лидера. При этом невнимательна, рассеянна, и как следствие, неряшлива, очень подвижна, эмоциональна. Сразу скажу, что девочка наша ведёт себя очень стойко, мы ожидали худшего. Активна на уроках, хорошо усваивает материал, изученный на уроке, в коллектив влилась очень быстро, завела себе уже полдюжины подружек. Но инциденты иногда случаются.
Происшествие первое. Мальчишки в школе разбили ей телефон, рыдала весь урок. Звонит учительница мне и начинает разговор с того, что она сорвала урок, прорыдав из-за телефона. Пришлось объяснять, что потеря телефона для меня в данном случае совсем не важна, а для моего ребёнка потерять первую настоящую личную вещь, в эмоциональном плане равносильно крушению мира. Будь я на месте учителя, то не стала бы упрекать ребёнка за такое проявление своего горя, не стала упрекать бы и родителей за дорогой подарок. Вместо порицания, я бы использовала это происшествие для того, чтобы на примере объяснить детям, как наша неосторожность может причинить другим страдание. Потом бы предложила детям игру, где каждый смог бы сделать приятное товарищу, например, «Обними соседа» или «Тайный ангел-хранитель».
Пришествие второе. Мой приветливый и дружелюбный ребёнок грубо и достаточно по-хамски разговаривал с воспитательницей в продлёнке. Когда стали разбирать ситуацию с классной, то выяснилось сразу два обстоятельства:
1) В классе есть мальчик, не совсем «уравновешенный психически», он постоянно тиранит мою дочь. Учителя не могут угомонить парня и оградить других детей от посягательств. Затем стрелки переводятся на Алису, мол она сама виновата, т.к. яркая, популярна в классе и сама провоцирует интерес обидчика. Совет учителя был таков: научить мою дочь не поднимать глаза на хулигана, дабы не провоцировать его. Честно говоря, я в шоке. Совет был бы уместен, если бы проблема была на улице, вне стен школы, а тем более класса. Ну буянит «пьянь» под подъездом - «просочись тихонько мимо» - это я могу понять, но советовать подобное по поводу одноклассника, по-моему, неприемлемо. Можно попытаться подружить ребят между собой, пригласить психолога, родителей, поручить ребятам совместное задание и т.д. Я не хочу с детства формировать у дочки терпимость к хулигану, потрошащему её портфель, играющему в футбол «сменкой», запирающему в школьном туалете.
2) В тот день, когда Алису и других «заложников» после моего звонка классной освободили из школьного туалета и отвели в группу продлённого дня, Алиса нахамила воспитательнице. Когда я приносила извинения, то попросила всё-таки принять во внимание, что моей дочери пришлось пережить в жизни. Ответ меня потряс:
«Ну, да, вы рассказывали, мы знаем, что это не от вас, мы понимаем, что в приюте хорошим манерам не научат».
Очень-очень грустно, но «опытному» педагогу даже в голову не пришло, что её поведение после «освобождения» было реакцией на стресс, следствием того, что она была в опасности и была лишена защиты взрослого. Благодаря недосмотру воспитателя, а может, и его равнодушию к ситуации, ребёнок был вынужден применить навыки и способы выживания, усвоенные в прошлой жизни.
Я не оправдывала дочь, я просто просила увидеть ситуацию глубже, чтобы предотвратить повторения.
Я рассказываю учителям и воспитателям о проблемах моих детей не для того, чтобы оправдать себя или вызвать жалость к ним, а для правильной постановки «диагноза» и дальнейшего «лечения». Так уж устроена наша жизнь, что с педагогами наши дети проводят практически всё своё активное время, поэтому я не могу оставлять без внимания то, что происходит с моими детьми в моё отсутствие. Мне не нужно для своих детей ложного "понимания" и "жалости", я прошу оказания профессиональной поддержки своему ребёнку. Если у ребёнка, скажем, педикулёз, то никто не будет жалеть его и безучастно "понимать", почему он чешется и крутится на уроке, вместо этого будут приняты соответствующие меры.