Газета "Домой!"

Живчик

Well-known member
Фима, я поняла :) это какое-то мое личное неприятие такой ситуации, когда совершенно потрясающий папа работает велорикшей... это как ломом тончайшие микросхемы ковырять...
Но я ни в коем случае не хочу задеть ваших чувств и замолкаю. Пусть все устроится наилучшим образом :give_rose:еще раз низкий поклон за то, что делаете, пишете об этом и невероятно вдохновляете.
 
Последнее редактирование:

y.tatiana.7

Active member
а также по больничным для мужей( у кого дети до садовского возраста) когда мы лежим в больнице.
И не только... Мои дети садовско-школьного возраста. Я лягу в больницу, муж на работе, а кто с детьми?
 

7651042

New member
Извините, что "несвоевременно и с задержкой" могу общаться, очень жалею, что отпуск закончился и теперь вижу форум только вечером, когда уже ничего не вижу )

Спасибо всем за идеи, будем стараться всё учесть по мере сил и возможностей.

ПДФ-файл ноябрьского номера выложим лишь на следующей неделе. Саму газету Домой! подписчики Настауницкай уже получили - вчера. Если у кого-то есть знакомые, кто подписан на Настауницкую -можно спросить насчет приложения и взять полистать-почитать. В ноябрьском номере много материалов, посвященных "диссонансу" в отношениях школьных педагогов к нашим детям. Именно поэтому и "приложили" мы нашу газетку к Настауницкай. Вообще-то у педагогов нет привычки что-то читать (заметила давно). Если уже отучился и в кармане диплом учителя - так почему-то после этого люди становятся "неактивными" читателями. В надежде, что вода камень всё же точит, по формуле "нас в двери - мы в окно" - опять обращаемся к теме, почему нашим детям не просто учится в школе... Надеюсь, хоть три учительницы, может, почитают и задумаются...

До скорых встреч на страницах газеты и тут :friends:
 

Шона

New member
7651042, спасибо за уважение к нам, учителям. Да, действительно, и не читаем ничего, и недалёкие тетки все... Интересно, а в Министерстве образования о нас так же думают?
 

Живчик

Well-known member
Вспомнила.. есть у меня материал один
Когда подростков своих выпустила, написала сама себе рекомендации. То есть что мне самой хотелось бы знать и услышать когда брала этих детей. На 20 листах А4 вышло. Поищу, если надо. Помню Маглыш понравилось творение мое, собственно по ее просьбе и делалось
На газету подписалась только потому что индекс знала. Почта в затруднении, нет индекса в каталоге
 

vera2007

New member
Живчик, я вчера на главпочтамте подписывалась по названию - есть два похожих: просто Домой и Домой -интерьеры.. Но индекс был в компьютере
 

Нэтти

New member
Я сегодня оформила подписку на полгода - индекс взяла из этой темы, сказала название, и девушка быстро все оформила. Стоимость - 60600.
 

7651042

New member
Я подписалась на своей почте без проблем. Но, действительно. надо было самой знать индекс.

еще о благотворительности важно написать

Да-да. В декабрьский номер идет. Про благотворительность пойдет статья Ольги Сергеевны и Натальи Евгеньевны "Благо ли творит благотворительность" и та "спорная" 0 Никаких подарков в детский дом.

7651042, спасибо за уважение к нам, учителям. Да, действительно, и не читаем ничего, и недалёкие тетки все... Интересно, а в Министерстве образования о нас так же думают?

Простите, что пропустила ваш пост.
Для меня тема "про учителей" неоднозначная и больная. Позволю объясниться на примерах:
В школе, где учатся почти 60 детей из ДДСТ (это Минск, точнее не скажу ради чистоты эксперимента) проводится опрос среди педагогов. Задаются вопросы: Есть ли дети из замещающих (приемных) семей в Вашем классе? Ответ 50 педагогов. ДА.
Имеются ли проблемы у Вас во взаимодействии с учеником из замещающей семьи и его замещающим родителем? (там даются варианты проблем). ОТВЕТ 50 учителей - ДА!!! Последний вопрос анкеты: Хотите ли Вы узнать новую информацию, которая помощет Вам решить проблемы с детьми из замещающих семей и их зам. родителями. ОТВЕТ 47 педагогов. НЕТ!!!
Итак, из 50 учителей СТОЛИЧНОЙ школы, лишь единицы настроены узнать что-то новое о детях с особенной судьбой и попытаться лучше работать на основе знаний.
Меня, как кадрового педагога, результаты анкетирования ПРОСТО ШОКИРОВАЛИ. Сначала. А потом я вспомнила еще кучу фактов, когда педагоги просто не интересуются ничем. Они, видите ли, загруженные. И у них, знаете ли, зарплата маленькая. И это, знаете ли, совсем уж прокатывает как базовая аргументация невнимания, непонимания и игнорирования наших детей. Я, повторю, всю сознательную жизнь в системе образования провела. Но такого безобразия даже не предугадывала встретить.
А что про педагогов думают в Министерстве образования - даже не догадываюсь. Спросите в МО сами. Насчет "недалеких теток" я ничего не говорила. Люди разные. Но стереотип в отношении наших детей просто очевиден. И это - плохо.
 
Последнее редактирование:

Litasan

New member
Но стереотип в отношении наших детей просто очевиден
подпишусь про стереотип.
Моя свекровь- умнейшая женщина, педагог высшего класса , не стоит на месте, развивается и обучается, хотя уже несколько лет пенсионного возраста. Язык никогда не повернется назвать этого педагога "недалеким", однако стереотип по поводу приемных детей имеется, и весьма сильный.
И я , к величайшему моему сожалению, мало что смогла изменить за эти годы.
 

7651042

New member
И я , к величайшему моему сожалению, мало что смогла изменить за эти годы.

Вынуждена признать вашу правоту. Установки "мы - хорошие", "сироты - не такие (мягко сказано") они ну просто на подсознательном уровне у людей. Или это защиный механизм какой?
 

Шона

New member
Вообще-то у педагогов нет привычки что-то читать (заметила давно). Если уже отучился и в кармане диплом учителя - так почему-то после этого люди становятся "неактивными" читателями. В надежде, что вода камень всё же точит, по формуле "нас в двери - мы в окно" - опять обращаемся к теме, почему нашим детям не просто учится в школе... Надеюсь, хоть три учительницы, может, почитают и задумаются...

7651042, это ведь Ваши слова, правда? На них я и отреагировала. Здесь нет ни слова о предвзятом отношении учителей к тематичечким детям, здесь есть оскорбляющее меня как учителя мнение о нежелании читать и завышенной самооценке после получения диплома. Считаете так - Ваше право, но этот факт лично мне многое объясняет.
Про особое отношение к приемным детям. Я не знаю статистических данных, мне они и не нужны. Я работаю в школе не 5 и не 10 лет. НИ РАЗУ не слышала от коллег реплику о том, что "Саша Иванов плохой, потому что приемный". Среди приемных (усыновленных, опекунских) детей ничуть не больше проблемных, чем среди своерожденных. Я сейчас работаю в пяти классах, в четырех из них есть приемные дети (а может, и в пяти? не знаю, мне это не важно :)). Выделяются ли они чем-то? Иногда да. Иногда нет. Это просто дети, с которыми я работаю, и все.
А учителя бывают разными. Как и приемные родители. Как и чиновники, защищающие интересы приемных детей.
 

lyagushka

Active member
Уважаемая Шона, к сожалению, зачастую предвзятость возникает именно из-за незнания.

Я сейчас работаю в пяти классах, в четырех из них есть приемные дети (а может, и в пяти? не знаю, мне это не важно ). Выделяются ли они чем-то? Иногда да. Иногда нет. Это просто дети, с которыми я работаю, и все.
Очень жаль, что Вам не важно. Скажу Вам как педагог и как мама четырёх приёмных детей, знать обстоятельства развития каждого ребёнка очень ВАЖНО.

Учителя для своей старшей дочки я выбирала тщательно, учитывая, что во второй класс она идёт, сменив уже две школы и две семьи. Выбрала немолодого, опытного, спокойного и доброжелательного педагога. Заранее пришла познакомиться, побеседовать и договориться о совместных действиях по поводу адаптации, ведь суд у нас был 27 августа, и ребёнку предстояла практически одновременная адаптация и в семье и в школе. Учительница заверила меня, что всё понимает, за её мол, профессиональную жизнь она сталкивалась с разными детьми. Вот, к сожалению, дальше "понимания" дело не пошло.
Наша девочка умна, очень быстро обучается, имеет задатки лидера. При этом невнимательна, рассеянна, и как следствие, неряшлива, очень подвижна, эмоциональна. Сразу скажу, что девочка наша ведёт себя очень стойко, мы ожидали худшего. Активна на уроках, хорошо усваивает материал, изученный на уроке, в коллектив влилась очень быстро, завела себе уже полдюжины подружек. Но инциденты иногда случаются.
Происшествие первое. Мальчишки в школе разбили ей телефон, рыдала весь урок. Звонит учительница мне и начинает разговор с того, что она сорвала урок, прорыдав из-за телефона. Пришлось объяснять, что потеря телефона для меня в данном случае совсем не важна, а для моего ребёнка потерять первую настоящую личную вещь, в эмоциональном плане равносильно крушению мира. Будь я на месте учителя, то не стала бы упрекать ребёнка за такое проявление своего горя, не стала упрекать бы и родителей за дорогой подарок. Вместо порицания, я бы использовала это происшествие для того, чтобы на примере объяснить детям, как наша неосторожность может причинить другим страдание. Потом бы предложила детям игру, где каждый смог бы сделать приятное товарищу, например, «Обними соседа» или «Тайный ангел-хранитель».
Пришествие второе. Мой приветливый и дружелюбный ребёнок грубо и достаточно по-хамски разговаривал с воспитательницей в продлёнке. Когда стали разбирать ситуацию с классной, то выяснилось сразу два обстоятельства:
1) В классе есть мальчик, не совсем «уравновешенный психически», он постоянно тиранит мою дочь. Учителя не могут угомонить парня и оградить других детей от посягательств. Затем стрелки переводятся на Алису, мол она сама виновата, т.к. яркая, популярна в классе и сама провоцирует интерес обидчика. Совет учителя был таков: научить мою дочь не поднимать глаза на хулигана, дабы не провоцировать его. Честно говоря, я в шоке. Совет был бы уместен, если бы проблема была на улице, вне стен школы, а тем более класса. Ну буянит «пьянь» под подъездом - «просочись тихонько мимо» - это я могу понять, но советовать подобное по поводу одноклассника, по-моему, неприемлемо. Можно попытаться подружить ребят между собой, пригласить психолога, родителей, поручить ребятам совместное задание и т.д. Я не хочу с детства формировать у дочки терпимость к хулигану, потрошащему её портфель, играющему в футбол «сменкой», запирающему в школьном туалете.
2) В тот день, когда Алису и других «заложников» после моего звонка классной освободили из школьного туалета и отвели в группу продлённого дня, Алиса нахамила воспитательнице. Когда я приносила извинения, то попросила всё-таки принять во внимание, что моей дочери пришлось пережить в жизни. Ответ меня потряс: «Ну, да, вы рассказывали, мы знаем, что это не от вас, мы понимаем, что в приюте хорошим манерам не научат».
Очень-очень грустно, но «опытному» педагогу даже в голову не пришло, что её поведение после «освобождения» было реакцией на стресс, следствием того, что она была в опасности и была лишена защиты взрослого. Благодаря недосмотру воспитателя, а может, и его равнодушию к ситуации, ребёнок был вынужден применить навыки и способы выживания, усвоенные в прошлой жизни.
Я не оправдывала дочь, я просто просила увидеть ситуацию глубже, чтобы предотвратить повторения.
Я рассказываю учителям и воспитателям о проблемах моих детей не для того, чтобы оправдать себя или вызвать жалость к ним, а для правильной постановки «диагноза» и дальнейшего «лечения». Так уж устроена наша жизнь, что с педагогами наши дети проводят практически всё своё активное время, поэтому я не могу оставлять без внимания то, что происходит с моими детьми в моё отсутствие. Мне не нужно для своих детей ложного "понимания" и "жалости", я прошу оказания профессиональной поддержки своему ребёнку. Если у ребёнка, скажем, педикулёз, то никто не будет жалеть его и безучастно "понимать", почему он чешется и крутится на уроке, вместо этого будут приняты соответствующие меры.
 

Шона

New member
Уважаемая lyagushka, я могу рассказать много историй из своей практики об адекватном понимании ситуаций учителями и воспитателями без "жалений" и псевдосочувствий, но не считаю это корректным: выносить на форум не имею права. Понимаю только одно: пока учитель будет априори "плохим" и у директора НЦУ, и у приемных родителей, страдать будут исключительно дети. Вступать в дискуссию не буду, нет ни желания, ни времени. Я лучше подготовлюсь к завтрашним урокам. И буду делать то, что умею.
 

lyagushka

Active member
пока учитель будет априори "плохим" и у директора НЦУ, и у приемных родителей, страдать будут исключительно дети.
Не плохим, а недостаточно осведомлённым.
Я сама работала в школе и знаю, каков профессиональный уровень многих моих коллег, т.к. учителя действительно мало читают. Иногда на это попросту нет времени, а иногда нет желания. Когда в 2001 году я окончила БГПУ и пришла работать в одну из столичных гимназий, то получила полторы ставки и классное руководство. По итогам первого рабочего месяца моя зарплата составила что-то около 83 долларов. Чтобы не сидеть на шее у родителей, я бралась за всяческие подработки: кружки, репетиторство, переводы. Шесть дней в неделю я покидала дом в семь часов утра, а приходила в районе восьми вечера. При этом у меня не было ни мужа ни детей. А в воскресенье были обязательные выезды с классом или посещение учеников или написание конспектов. Во время отпуска были выезды с учениками в лингвистические лагеря. На второй год работы в школе я с ужасом осознала, что деградирую: перестала читать художественную литературу в оригинале, языковые навыки стали теряться и катастрофически скукоживаться до уровня школьной программы, литература по психологии тоже была заброшена.Стало страшно по поводу того, что будет со мной дальше. На третий год, когда единственной прочтённой книжкой был опус Даши Донцовой в бумажной обложке, одолженный у коллеги, взяла себя в руки, выделила время в расписании на чтение. Через год записалась на языковые курсы, о чем в тот момент очень стеснялась признаться, ведь студенткой свободно общалась и делала синхронные переводы.
Я могу понять почему учителя в большинстве своём не читают, но мне категорически не понятно, почему не хотят узнавать больше и воспринимают в штыки, когда им в доступной форме преподносят информацию профессиональной тематики.
Уважаемые педагоги, оцените труд своих коллег. почтите журнал на досуге. Там много ценного и полезного. Вдруг после прочтения, "тот-кто-сидит-в-пруду" станет вашим лучшим другом, а мотивы "понабравших детей" станут ближе и понятнее. Пишу это с огромным уважением и доверием к людям, с которыми мои дети проводят по 10 часов пять дней в неделю.
 

7651042

New member
я могу рассказать много историй из своей практики об адекватном понимании ситуаций учителями и воспитателями без "жалений" и псевдосочувствий, но не считаю это корректным: выносить на форум не имею права. Понимаю только одно: пока учитель будет априори "плохим" и у директора НЦУ, и у приемных родителей, страдать будут исключительно дети.

Самое сложное в таком восприятии - ярлыковость. И переход на личности. Это не хорошо. Меня затронули ваши слова насчет того, что вам неважно, приемный это ребенок, или нет (ну, тот, кто в вашем классе). Дело не в псевдоскромности: ай, не будем выносить сор из избы, не будем говорить о том, что ребенок приемный, это его ранит! Не это его ранит. Его ранит, когда к нему применяются неадекватные и несрабатывающие в отношении него методы и приемы педагогического воздействия. И это всё - из-за отсутствия понимания ИСТОЧНИКОВ ПРОБЛЕМ наших детей в школе. А отсутствие понимания - от неосведомленности. А она уже, в свою очередь - от нежелания читать. Кстати, нежелание педагогов читать - бич для всех периодических подведомственных минобру изданий. И это уже не мои слова: их открыто и гласно говорят на коллегиях, конференциях и семинарах. Так что это к сожалению, далеко не мое мнение.
"Узнавать больше" - признак развитых, свободных и самодостаточных людей, людей, которые могут себе сказать: УПС, не знаю я вот этого. Надо почитать.
Но таких среди педагогов (и пишу об этом с горечью) - мало. Я регулярно посещаю родительские собрания в классе и в школе у своего ребенка. При сегодняшних информационных технологиях, когда ПК - на каждом учительском столе и имеется мультимедийка со всей периферией, - проводить род. собрания ТАК, как они проводятся - считаю должностным преступлением. Но учителя их "проводят". Ответственные за род. собрание НЕ ПОДГОТОВЯТ ни слайд, ни какую интересную инфу, видеофильмов на ю.тубе - вагон. Но не для нашей школы. Никто не подумает, чтобы родителям было интересно. Ну, милиционера притащат, тот зачитает сводку правонарушений. Ну, гинеколог с сумками заскочит: расскажет, закатывая глазки, что "это" "они" уже попробовали. Не кажется ли вам, что это уровень каменного века... И это - нормативные педагоги.
А уж про ребенка с особенной судьбой - стереотипично: будем молчать, НЕ ЗАМЕЧАТЬ, сор из избы не вынесем, ему ничего не скажем. Это декларируется. А внутри: да мне всё равно, что у него поломанная судьба, мне безразлично, что он не воспринимает мой материал (я-то свое дело сделала, преподала свою дисциплину!) а он - как хочет. А что ему хотеть!? У него родители - кто? Вот то-то же." А почему я должна искать к нему подход?! Я вообще никому ничего не должна"
Вы пишите:
Я не знаю статистических данных, мне они и не нужны. Я работаю в школе не 5 и не 10 лет.

Не обижайтесь, но напоминает ли вам процитированный тезис высказывание управдомши из х/ф Бриллиантовая рука в исполнении Нонны Мордюковой? Напомню, она сказала примерно так: "Я за границами не была; как там, в Лондоне, - не знаю, но ..." Даже ритмический рисунок двух высказываний одинаков... Мне жаль. понимаю, вам не интересно - ни статистика, ни приведенные кем-то примеры. Выходит, вы сообщаете "не знаю и знать не хочу". Разве это конструктивно, разве - педагогично? Я могу лишь признать: искать виноватых - это нынче педагогично. Мода такая.

А учителя бывают разными. Как и приемные родители. Как и чиновники, защищающие интересы приемных детей.
Вот тут могу с вами согласиться. Учителя бывают разными. А хотелось бы - чтобы они были компетентными. Только и всего!
 

Шона

New member
7651042,
При сегодняшних информационных технологиях, когда ПК - на каждом учительском столе и имеется мультимедийка со всей периферией, - проводить род. собрания ТАК, как они проводятся - считаю должностным преступлением.
это у Вас в Минске. У нас все проще. Нет ни ПК, ни мультимедиа. А хочется. И жаль, что Ваш ребенок не учится в классе у моей подруги. Не скучали бы на собраниях. (Видите, я же не себя хвалю, за державу обидно!)
В школе, где учатся почти 60 детей из ДДСТ (это Минск, точнее не скажу ради чистоты эксперимента) проводится опрос среди педагогов. Задаются вопросы: Есть ли дети из замещающих (приемных) семей в Вашем классе? Ответ 50 педагогов. ДА.
Имеются ли проблемы у Вас во взаимодействии с учеником из замещающей семьи и его замещающим родителем? (там даются варианты проблем). ОТВЕТ 50 учителей - ДА!!! Последний вопрос анкеты: Хотите ли Вы узнать новую информацию, которая помощет Вам решить проблемы с детьми из замещающих семей и их зам. родителями. ОТВЕТ 47 педагогов. НЕТ!!!
Итак, из 50 учителей СТОЛИЧНОЙ школы, лишь единицы настроены узнать что-то новое о детях с особенной судьбой и попытаться лучше работать на основе знаний.
А Вы не думаете, что ключевое слово здесь Вы сами выделили - СТОЛИЧНОЙ? Минск - это не вся страна. А тот факт, что в городах больших и малых не все одинаково, я признаю первая и говорю об этом давно.

Учителя бывают разными. А хотелось бы - чтобы они были компетентными. Только и всего!
Это же могу сказать о врачах. О сантехниках. О бесконечных проверяющих (извините, я о наболевшем). О водителях. Обо всех. Здорово, когда люди компетентны.
П.С. Газету "Домой" только в нашей школе прочитали не трое учителей, а минимум 10.
 

Arleen

Эклектика
НИ РАЗУ не слышала от коллег реплику о том, что "Саша Иванов плохой, потому что приемный".
А я слышала, увы. И не раз. :(
Не так давно возле школы, где я работаю, был построен так называемый "социальный дом". В нём несколько ддст, все дети из которых относятся к нашей школе. И вот, дом ещё не был сдан, а на педсовете директор уже объявил, что с нового учебного года в наш школьный коллектив придут дети, к которым нужен особенный подход. И что надо к этому подготовиться. Что прокатилось по актовому залу? Правильно - обречённый вздох недовольства. (Подобное было и когда он говорил о скором возможном создании интегрированных классов, с приходом детей с особенностями развития). Было стыдно за коллег.
Конечно, огульно про всех нельзя говорить. И к счастью, немало тех, кто с пониманием (или, как минимум, желанием понять) относится к ситуации. Доводилось мне слышать, как учителя советуются друг с другом, как им лучше помочь необычному ребёнку, который занял оборонительную позицию в классе, никому не доверяет, конфликтует и т.п. Фразы "он многое пережил", "не знает пока других вариантов поведения", "защищается от мира как умеет" - это нормальные фразы, произнесённые без тени осуждения. А вот и другие: "да он же из этого, как там их называют? ддсэтэ что ли? да что с него взять?", "ой да посмотрите на неё! взяли её в 15 лет... неужели надеются что-то из неё ещё сделать?!". И это тоже от учителей. :(

Ни один из коллег, кому я говорила, что у меня есть книги Петрановской (объяснив, естессно, кто это и что это) не изъявил желания их почитать.

Равно как и воспитатели в группе у дочки. Появились у них там новые малыши. Дети были очень травмированы несколькими отказами и изъятиями, никому и ничему не верили, понятное дело. Братишка (детки почти погодки) очень обижал и сестру, и остальных детей в группе. С ним было очень и очень непросто. Но никто из педагогов не хотел понимать, что это и почему. Если бы видели, как вели себя воспитатели... ((( При этом я тоже предлагала им литературу. Как думаете, воспользовались случаем? :(

Это тоже не спора ради. Просто мой опыт.

При сегодняшних информационных технологиях, когда ПК - на каждом учительском столе и имеется мультимедийка со всей периферией...
Вот да. Закупили нам, наконец, после моих настойчивых просьб-объяснений-уговоров, не просто комп.класс, а и программу Линко - что-то типа лингафонного кабинета. Для изучения ин.языка - просто мечта. Я и ещё одна энтузазистка бегом на "курсы" (очень импровизированные были, и вообще спорно то, что это можно было назвать курсами... :))), но всё же). Закончили, апробировали, дали коллегам 2 мастер-класса. Все в восторге. Предложили мы всем обучиться теперь у нас. Сделали журнал с записью очерёдности, график. Пообещали, что научим всех всему, что уже умеем сами. Потом я ещё дала открытый урок. И? И никто ни разу в этот журнал не записался. Дальше восторгов дело не пошло. Я поначалу поприставала к людям - чего не приходите? Вам же самим будет легче работать потом, и интереснее, и эффективнее, и проч., и проч. В ответ: "Да-да, надо как-нибудь..." И всё на этом.
А ведь на нашей "кафедре" все преподаватели младше меня. Казалось бы, с компьютерами им больше должно хотеться работать. Однако кроме той девочки, с которой мы были на курсах, так никто и не заинтересовался. Она сейчас в декрете - так что я теперь единоличный пользователь этого кабинета. Вот почему так?
Наш директор для нас, и для детей старается, как может. Во многих кабинетах висят плазмы с подключённым ноутбуком. Однако многие ли этим регулярно пользуются?.. Сказать, что это обидно - ничего не сказать.
Я вот сейчас уволиться пытаюсь - так оооочень держит меня этот лингафон и моя плазма. Жалко бросать. :))) Уж очень здорово с этим работать. Как можно не хотеть освоить? Не понимаю.

Выговорилась о наболевшем. )))
 
Последнее редактирование:

7651042

New member
П.С. Газету "Домой" только в нашей школе прочитали не трое учителей, а минимум 10.


Осталось еще на нее и подписаться. это я о наболевшем)) Давайте не будем выяснять отношения. Лучше вместе работать. в ноябрьский номер "не вошел" отрывок из книги Петрановской. Копирую его лично для Вас, Шона и Ваших коллег из Вашей школы (для тех, кто прочитал газету ДОМОЙ!. Типо - приз.В продолжение этого разговора мы предлагаем вниманию читателей отрывок из книги Людмилы Петрановской «В класс пришёл приёмный ребёнок...», где автор иллюстрирует важную для педагога информацию анализом художественного фильма «Мачеха».


Рухнувший мир: потеря родителей



Если ребенок оказался в приемной семье, значит, он лишился своей собственной. Возможно, его изъяли у родителей, которые не могли о нем заботиться; а может быть, его родные умерли. Так или иначе, он пережил и переживает потерю семьи, потерю родителей. В нашей культуре принято недооценивать детское горе: «Маленький, что он понимает... Скоро забудет. Да вон он уже смеется». Если ребенок потерял родителей в первые годы жизни, кажется, что он вообще не осознает факта потери.
Когда-то я была поражена мыслью, которую высказала детский психолог Мария Капилина: «Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком - это потеря ребенка. На самом деле потеря родителя для ребенка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок - это только часть нашей жизни, а родитель для маленького ребенка - весь его мир». Причем для ребенка лет до 7-8 нет принципиальной разницы, умерли его родители, или его у них забрали.
Детское горе внешне может выглядеть не так, как горе взрослого человека. Оно маскируется под видом «странностей» поведения, а порой под гиперпослушностью и «правильностью».
Вспомним замечательный фильм «Мачеха», где героиня Татьяны Дорониной помогает приемной дочери Свете пережить смерть родной матери. Доронина играет женщину невероятной душевной чуткости, которая если и не понимает, то чувствует, что происходит с ребенком, и действует очень точно и правильно. Но всем остальным, включая родного отца, Света кажется просто «ненормальной», «неблагодарной». Если бы девочка часами рыдала над портретом матери, показывая, что она горюет, ее бы поняли и пожалели. Но она сдержанна, послушна, просто все время молчит и ничему не радуется. Она избегает сверстников, развлечений, зато охотно помогает ухаживать за малышкой, делает что-то по дому. Ни о чем не просит, ни на что не жалуется, старается остаться одна, часами что-то перебирает в своей сумочке. Только покушение на фотографию матери вызывает у Светы взрыв чувств. Проходит год, прежде чем ребенок начинает проявлять к чему-то интерес, открывается для новых привязанностей. Не знаю, кто консультировал создателей фильма, но картина детского горя в нем показана очень точно.
Посмотрим на происходящее глазами ребенка. Света жила вдвоем с мамой очень замкнуто, других близких людей у нее не было. Мама умирает внезапно, ничего не объяснив, не подготовив дочь к тому, что будет потом... Свете хотелось остаться в своем доме, рядом с хорошо знакомыми соседями, но приезжают чужие люди и девочку увозят в другое место, в многолюдный, шумный дом, с маленькими детьми, полный незнакомых людей. Они чего-то от нее хотят, теребят ее, предлагают померить какие-то вещи, суют в руки игрушки, говорят что-то бодрыми голосами, спрашивают, нравится ли ей... А ребенок пребывает в состоянии шока. Мир рухнул. Света лишилась сразу и мамы, и дома, и привычных вещей, и образа жизни, и окружения. Не в состоянии сопротивляться, не в силах ни о чем просить, она как бы внутренне «замирает». Пытаясь сохранить что-то неизменным - хотя бы внутри себя, она обрубает внешние контакты: отвечает односложно, не смотрит в глаза, никогда не начинает разговор первой, старается забиться в угол, сидеть неподвижно, стать как можно более незаметной.
Когда человек переживает потерю, его мир необратимо меняется, все: приходит в состояние хаоса. Нужно время, чтобы восстановить свой мир, что-то заменить, что-то отстроить заново, что-то расставить по местам. Это и есть процесс горевания. Горе - это не просто чувство, горе - это большая работа. Она требует всех душевних сил человека. Не случайно во многих культурах траур обязательно содержит в себе отказ от повседневных обязанностей, от излишнего общения, предусматривает возможность отрешиться от всего и сосредоточиться на своем переживании. У нас же принято горюющего человека отвлекать, теребить, всячески давая ему понять, чтобы он «поскорее заканчивал со всем этим». В peзультате работа горя остается недоделанной до конца, утрату не удается полностью оплакать и осмыслить, и душевная боль мучит потом человека годами. Ребенок, переживающий потерю, часто становится более замкнутым, молчаливым, в острых случаях даже наступает мутизм - полная потеря речи - на нервной почве (этот сюжет довольно часто встречается в кино и в литературе, можно вспомнить фильм «Патриот» или книгу «Два капитана»). Сам ребенок может не осознавать связи своего состояния с потерей. Он часто жалуется, что ему скучно, но на предложение чем-нибудь заняться отвечает «неохота». Самым предпочитаемым обществом становятся для него маленькие дети (еще не умеющие говорить), очень старые люди, домашние животные. Их преимущества в том, что они «не пристают», но при этом избавляют от одиночества, с ними можно просто посидеть рядом, прикоснуться, поухаживать без риска вторжения в свой внутренний мир. В фильме Света готова часами качать в коляске младшую девочку, что вызывает кривотолки соседей.
Часто дети в состоянии горя подолгу выполняют однообразные действия - расставляют рядами игрушки, раскладывают по коробкам карандаши или пуговицы. Они охотно соглашаются на самую рутинную работу, например, чистят картошку (это как раз делает Света в фильме). Еще одно излюбленное их занятие - натягивать повсюду веревки и нитки, обматывая ножки мебели, связывая между собой разные предметы. Таким образом они пытаются как бы «связать» оборванные нити своей жизни, помочь внутреннему процессу наведения порядка и преодоления хаоса.
Выходя постепенно из стадии шока, ребенок может столкнуться с новыми аспектами горя. Один из них - гнев. Взрослые тоже испытывают гнев после потери, злясь на врачей, которые не сделали всего необходимого, на самих себя, что не предусмотрели, не спасли, на судьбу, на самого ушедшего - почему не был осторожен, почему не лечился, почему не подумал о нас. Ребенку признаться себе, что он злится на покинувшего его родителя, очень страшно. Это особенность детской психики - ребёнок ещё не осознает в полной мере границ между личностями и сознаниями разных людей. Малыш может зажмурить глаза с угрозой: «Я сейчас сделаю вам всем темно!». Ребенок постарше уверен, что, если он будет злиться на маму, она это сразу узнает, и тогда «уж точно не придет».
Поэтому самому ребенку его злость кажется немотивированной, безадресной. Он может ни с того ни с сего на фоне ровного настроения, вдруг пнуть ногой игрушку, стул, или ударить кулаком по чему придется (в детских домах знают, как часто приходится латать или менять тонкие фанерные двери - почему-то именно им достается больше всего). «Из-за чего ты злишься?» - «Я не злюсь, просто достало все» (или «Сам не знаю, накатило»). Кроме вспышек ярости, могут возникать дисфории - продолжительные периоды дискомфорта, раздражения непонятно на что и на все сразу. Ребенку может разонравиться привычная еда, его начинает раздражать («колоться», «душить», «натирать») одежда, мешают громкие звуки, сильные запахи.
Еще одна мучительная составляющая процесса переживания горя - ощущение вины. В этом отношении дети гораздо уязвимее взрослых именно из-за особенностей мьшления, о которых только что шла речь. Для ребенка все, что происходит вокруг него, происходит из-за него. «Если мамы больше нет со мной - это из-за того, что я плохой. У хороших детей мамы не умирают». «Меня забрали у родителей, потому что я плохо себя вел. Если бы я слушался, папе не надо было бы меня бить, и к нам не пришла бы милиция». «Если бы я не попросил у соседей поесть, никто не узнал бы, что мама пьет, и меня не забрали бы». Вывод из всех этих ситуаций ребенок делает один: «Теперь маме (папе) плохо, они там одни, без еды (в милиции, в больнице), их обижают, а я тут в хороших условиях, конфеты ем. Я настоящий предатель». Это особенно сильно переживают дети, которые с малых лет выполняли опекающие, родительские функции, и считают себя в ответе за взрослых.
Ребёнок, ставший жертвой насилия со стороны собственных родителей, оказывается в самом сложном положении. Он злится на них - не может не злиться, ведь из-за них он испытал боль и страх. Но сразу вслед за волной злости приходит мучительная волна вины и ужаса, что теперь они потеряны навсегда - из-за него. В результате ребёнок приходит в состояние крайнего стресса, у него появляются признаки аутоагрессии - гнева, направленного на самого себя. Он может до крови щипать и царапать себя, под корень сгрызать ногти, вырывать у себя волосы, или «нечаянно» каждый день получать ушибы, ожоги, порезы; подростки могут всерьёз думать о самоубийстве. Такие дети нуждаются в длительной реабилитации и в профессиональной психологической помощи, но даже после неё последствия травмы долго дают о себе знать.
Приступы гнева могут чередоваться с периодами «правильности», почти пугающей послушности. Ребенок вдруг начинает аккуратно складывать свои вещи, сам садится делать уроки, вызывается помочь по дому и т.д. Он словно надеется магическим образом «все исправить», стать «хорошим ребенком, у которого все хорошо». Кстати, из-за этого сотрудники детского дома не предупреждают приемных родителей о том, что ребенок «трудный». Просто в детском доме он вел себя тише воды, ниже травы, надеясь таким образом «все вернуть, как было». И только устройство в новую семью окончательно рушит эту его надежду, тут и проявляются все трудности в поведении, многократно усиленные стрессом.
Другой вариант «магического поведения» - ребенок намеренно делает свое положение как можно более ужасным. Он или чудовищно ведет себя, навлекая на свою голову все возможные кары, или тяжело заболевает (разом всеми хроническими заболеваниями, которые у него когда-либо были, присоединив к ним пару новых). Почему? Да потому что ребенком родители занимались в двух случаях: когда он очень плохо себя вел, и его надо было наказать, или сильно болел. Воспроизводя эти ситуации, ребенок надеется, что мама (папа) «поймет, что все совсем плохо, и наконец придет». Потому что, с точки зрения ребенка, родитель всемогущ, и, если он не появляется, то не потому, что не может, а потому, что не считает нужным.
Работа горя обычно завершается стадией нервного истощения. На все предшествующие переживания потрачено так много сил, что все чувства притупляются, ребенок прекращает попытки тем или иным способом вернуть утраченное. Он становится апатичен, вял, у него ни на что нет сил, явно снижаются способности к учебе, у него просто нет энергии, чтобы сосредоточиться, почувствовать интерес, постараться. Может наступить регрессия, то есть возврат в более младший возраст. Как будто ребенок разучился делать то, что давно умел - аккуратно одеваться, самостоятельно есть, решать задачи. Его игры становятся очень примитивными, он легко сдается при малейшем затруднении, часто не может довести до конца начатое дело. Он предпочитает мрачные тона в рисунках, в одежде, его лицо словно теряет мимику.
При этом дети обладают невероятным запасом жизненных сил и способностью к адаптации, поэтому их горе не длится непрерывно, как у взрослых. Периоды горевания обычно сменяются просветами, когда ребенок, как ни в чём не бывало, веселится, играет, смотрит любимые мультики. Дети словно делают перерывы в работе горя, справляясь с ним «по кусочкам». Именно это даёт повод взрослым сделать вывод о том, что он «всё уже забыл». Но переживание горя после небольшой передышки вновь возвращается, порой в новом обличье, в новой «маске»: послушания или протеста, болезни или скуки.
Вспомним еще раз фильм «Мачеха». Героиня Дорониной чутьем выбирала правильную тактику помощи ребёнку. Она старалась не приставать, но быть рядом. Она привлекла Свету к возне с малышкой и к простым домашним делам. Она открыто признала ее право горевать по матери, защитила от посягательства на ее память, помогла восстановить и увеличить портрет мамы. Она создавала для ребенка покой и уют, ни на чём не настаивая, просто предлагая небольшие радости: куклу, карандаши. Она исподволь давала понять, что жизнь не кончена, что у девочки есть отец, есть новая семья, будут друзья, будущее. Конечно, «мачехе» было нелегко. Если бы у нее была возможность проконсультироваться с психологом, он ей посоветовал бы взять из Светиного дома побольше вещей, связанных с матерью, попросить прежних соседей иногда писать письма девочке, уделять больше внимания своему сыну, не ждать от девочки обращения «мама», а главное - не сомневаться в Светиной «нормальности», не переживать так сильно, а просто помогать ей и терпеливо ждать, когда девочка справится с горем. Но все и так хорошо закончилось. Ребенку, потерявшему семью, от окружающих нужны прежде всего забота, терпение и ровная поддержка.
В среднем переживание горя длится от полугода до двух лет. Именно столько времени обычно уходит на улаживание формальностей с определением статуса ребёнка, лишением родительских прав, на подбор новой семьи. То есть очень часто ребёнок попадает в приёмную семью и в новую школу как раз на одной из стадий переживания горя. Новая семья призвана помочь ему справиться с утратой, патронатных воспитателей этому даже обучают на специальных тренингах. Не случайно наши английские коллеги даже называют патронатных (у них - фостеровских) воспитателей «специалистами по потере». Но усилия семьи могут быть сведены на нет неумными, а порой и враждебными действиями окружающих (как это едва не произошло в фильме). Важно, чтобы все причастные к судьбе ребёнка люди понимали: многие особенности его поведения и, прежде всего снижение желания и способности учиться, объясняются именно переживанием потери. Так что прежде чем делать выводы о его «необучаемости», «неуправляемости», «ненормальности», следует учитывать обстоятельства его жизни.
Петрановская, Л. В класс пришёл приёмный ребёнок / Л.Петрановская. - М.: Студио-Диалог, 2009. - 171 с. - С.35-40.
 

vasia

василиса тимофевна я.
ВНИМАНИЕ!
Очень нужна ваша поддержка, друзья!
Первые номера нашей газеты вышли благодаря пожертвованиям неравнодушных людей, а чтобы газета продолжала выходить, нужно, чтобы финансирование было обеспечено подписками.Судьба газеты целиком зависит от нас! Она выходит в формате журнала на 32 полосах ,, и уже в декабрьском номере выйдет много интересного: консультации психологов, статьи специалистов и даже рукодельные мастер-классы для мам и детишек :)
ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС 64207
СТОИМОСТЬ на 6 мес - 60 тыс. рублей (1 мес - 10 тыс рублей)
Скачать первый номер и узнать подробности можно по ссылке.
Подписка ТОЛЬКО до середины декабря!
http://dadomu.by/news/zakanchivaets...publike_belarus_izdanie_kotoroe_tselikom_posv
domoi.2.jpg
 
Последнее редактирование:

7651042

New member
Уважаемые друзья и коллеги! Напоминаю, что подписка на газету ДОМОЙ! имеет свойство завершаться по времени.
Лично меня раздирают достаточно двойственные чувства: с одной стороны я понимаю, что "баба з возу - кобыле легче" - т.е., нашему маленькому (8 чел), но искреннему, профессиональному и трудолюбивому коллективу центра усыновления неоплачиваемая, но хлопотная и по времени затратная нагрузка в виде газеты, мягко говоря, ... ну, вы понимаете... можно и того... и без нагрузки вполне досидеть в теплом кабинете до пенсии (мне осталось 7 гадоу)...
С другой стороны объективно и очевидно, что газета может быть замечательным делом для развития и продвижения идей приема детей на воспитание в семьи. И благодаря газете можно решать (да, далеко не все, да, далеко не все сразу, да, далеко не популистски - а честно и правдиво) - важные вопросы на благо конкретных семей, НА БЛАГО КОНКРЕТНЫХ ДЕТЕЙ.
Благодаря газете можно доносить наши месседжи до многих людей, мнение которых о нашей с Вами работы важно для дальнейшего развития этой же работы. \Хорошо россиянам! У них полиграф-бизнесвумен усыновила детей и поняла, что без печатного органа в деле по семейному устройству детей - НИКАК. И эта женщина создала и за свои средства выпускает журнал РОДНЫЕ ЛЮДИ. Она делится журналом просто так.
НО У НАС ЕСТЬ СИСТЕМА. У нас есть административный ресурс. Мы - всё это использовали по максимуму. Мы против того, чтобы приемных родителей СИЛКОМ заставляли подписываться на газету. Это - НЕДОВЕРИЕ, ЭТО - ШАНТАЖ . ЭТО - неправильно и недопустимо. По каналам системы ушел лишь призыв к подписке на газету. И что же получилось? 100 СПЦ и 100 отделов образования подписались. А БОЛЬШЕ НИКТО (считанные подписчики ЗДЕСЬ). Правда такова: если не вытянем 3000-4000 экземпляров по подписке - от газеты придется отказаться. Можем ли мы "вытянуть" такой объем? Да, потому что у нас 7 тысяч приемных семей и 150 ДДСТ, еще у нас 7 тысяч семей усыновителей (далеко ведь не у всех тайна усыновления), 10 тысяч опекунских семей... А волонтеров сколько?! А просто интересующихся ит обдумывающих?
С утра звоним в отделы образования, агитируем. Нам отвечают: мы сказали, чтобы приемные родители посмотрели на Ваш сайт, если захотят и им будет интересно - они подпишутся. Но наши контакты с конкретными семьями говорят о том, что люди ... прослушали, не придали значения этой инфе, кто-то не понял. ДАВАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ ВМЕСТЕ (по всем возможным каналам) скажем: подписка на газету ДОМОЙ! скоро закончится. Сейчас только от нас зависит - будет у нас газета - или нет. Если у Вас есть знакомые, кто еще не подписался, кто еще не знает - сориентируйте их, подскажите.
Очень надеюсь на вашу помощь.
 
Сверху