Слушайте мама...
Active member
алинкини, я когда-то слышала, что эта сказка полезна своей парадоксальностью. А умение принимать парадоксы и мыслить ими - залог мобильности ума, его непрямолинейности, возможности осмысливать самые разные ситуации. И ещё она помогает установлению ценностей. Вот я это примерно так понимаю.
Первый парадокс - и простая Ряба может хоть раз в жизни снести золотое яйца.
Второй - даже самая, вроде бы крепкая, ценность (золото) может быть разбита каким-нибудь нечаянным событием. Дед и баба не могли разбить золото (может, они его на прочность проверяли), удостоверились, что оно и есть самое ценное в их жизни. но пробегавшая мышка, задев всего лишь хвостиком, уронила - и вся ценность "вдребезги напополам". Получается, что этот мнимый идеал (золото, вещественная материальная ценностьо будто бы "высшего порядка" ), который дед и баба приняли за ниспосланое им счастье, также недолговечен, как и всё остальное. И значит, не заслуживает такого благоговейного отношения к себе.
Третий парадокс восстанавливает нормальный порядок ценностей для нормальной человеческой жизни. Ряба утешает деда и бабу, обещая снести им простое яичко, не золотое, а следовательно - настоящее, нормальное яичко, из которого можно сразу сделать еду или вырастить цыплёнка. И именно такое, обычное, яичко - действительно важно для человеческой жизни. Оно либо способствует жизни человека (кормит его), либо даёт новую жизнь. И получается, что простое яйцо гораздо ценнее золотого. А золото - мнимая ценость, не дающая для человеческой жизни ни-че-го.
И вот эта сказочка получается самая правильная с точки зрения ценностей, которые должны бы быть. И если мы все действительно будем больше ценить простое, а не золотое, наша жизнь наполнится хорошим смыслом и настоящим светом. Так всё просто.
И ещё одна возможная трактовка, как мне кажется, может быть как-то связана с христианством. Но это, наверное, ересь
Так вот. Если у этой сказки есть христианские корни, то тут возникают прямые параллели.
1. Обычная курочка, из разряда простых смертных курочек, удостаивается особой чести - и несёт Золотое Яйцо (отвлекусь - Золото при определённых обстоятельствах не только символ материальной ценности, но и символ Высшей Власти, вспомните иконы; яйцо - это тоже христианский символ, связанный с жизнью, смертью и воскрешением Христа).
2. Люди, получившие это яйцо, сами долго проверяют его на прочность и пытаются его разрушить всеми силами (дед бил, баба била). И только когда оно действительно разбивается, все понимают горечь постигшей их утраты. Аналогия - преследование и распятие Христа, и то раскаяние, которое за этим следует на протяжении нескольких тысяч лет.
3. Утешает нерадивых людей не кто-нибудь, а сама Курочка - Мать, способная понять и простить даже то злодеяние, которое они свершили. И обещает им свою Помощь в продолжении их жизни, она всё равно будет нести им яйца, помогая им жить. Не такое ли отношение у Христиан к Божьей Матери?
А противоречие между двумя этими подходами в принципе одно. Золото в сказке - символ материальный или духовный? Если материальный, то бабе и деду просто было показано его преходящее значение, и убиваться им не стоит. А если духовное - то баба с дедом потеряли важную духовную ценность, но и в этом случае - просто убиваться им не надо. Их огорчение должно приводить к раскаянию и должно стать основой для созидания нового. И тут опять и бытовой, и возможный религиозный смысл сказки сходятся. Нет смысла в простом горе - есть смысл в созидании нового чистого образа жизни.
Где-то так.
П.С. поленилась думать заново, перекопировала свои старые мыслишки с другого форума
. Сейчас вот попытаюсь перечитать и помыслить ещё. Может быть, я уже это бредом посчитаю
anty, поразительно знаком второй пример, который после заморского принца)
С серьёзными вариациями, конечно, но тем не менее. И что ему надо бы делать как бы и так понятно со стороны. А вот истеричной жене...
Спасибо за перепост, пусть пока откладывается в голове. Вывод ясен и близок.
Первый парадокс - и простая Ряба может хоть раз в жизни снести золотое яйца.
Второй - даже самая, вроде бы крепкая, ценность (золото) может быть разбита каким-нибудь нечаянным событием. Дед и баба не могли разбить золото (может, они его на прочность проверяли), удостоверились, что оно и есть самое ценное в их жизни. но пробегавшая мышка, задев всего лишь хвостиком, уронила - и вся ценность "вдребезги напополам". Получается, что этот мнимый идеал (золото, вещественная материальная ценностьо будто бы "высшего порядка" ), который дед и баба приняли за ниспосланое им счастье, также недолговечен, как и всё остальное. И значит, не заслуживает такого благоговейного отношения к себе.
Третий парадокс восстанавливает нормальный порядок ценностей для нормальной человеческой жизни. Ряба утешает деда и бабу, обещая снести им простое яичко, не золотое, а следовательно - настоящее, нормальное яичко, из которого можно сразу сделать еду или вырастить цыплёнка. И именно такое, обычное, яичко - действительно важно для человеческой жизни. Оно либо способствует жизни человека (кормит его), либо даёт новую жизнь. И получается, что простое яйцо гораздо ценнее золотого. А золото - мнимая ценость, не дающая для человеческой жизни ни-че-го.
И вот эта сказочка получается самая правильная с точки зрения ценностей, которые должны бы быть. И если мы все действительно будем больше ценить простое, а не золотое, наша жизнь наполнится хорошим смыслом и настоящим светом. Так всё просто.
И ещё одна возможная трактовка, как мне кажется, может быть как-то связана с христианством. Но это, наверное, ересь
Так вот. Если у этой сказки есть христианские корни, то тут возникают прямые параллели.
1. Обычная курочка, из разряда простых смертных курочек, удостаивается особой чести - и несёт Золотое Яйцо (отвлекусь - Золото при определённых обстоятельствах не только символ материальной ценности, но и символ Высшей Власти, вспомните иконы; яйцо - это тоже христианский символ, связанный с жизнью, смертью и воскрешением Христа).
2. Люди, получившие это яйцо, сами долго проверяют его на прочность и пытаются его разрушить всеми силами (дед бил, баба била). И только когда оно действительно разбивается, все понимают горечь постигшей их утраты. Аналогия - преследование и распятие Христа, и то раскаяние, которое за этим следует на протяжении нескольких тысяч лет.
3. Утешает нерадивых людей не кто-нибудь, а сама Курочка - Мать, способная понять и простить даже то злодеяние, которое они свершили. И обещает им свою Помощь в продолжении их жизни, она всё равно будет нести им яйца, помогая им жить. Не такое ли отношение у Христиан к Божьей Матери?
А противоречие между двумя этими подходами в принципе одно. Золото в сказке - символ материальный или духовный? Если материальный, то бабе и деду просто было показано его преходящее значение, и убиваться им не стоит. А если духовное - то баба с дедом потеряли важную духовную ценность, но и в этом случае - просто убиваться им не надо. Их огорчение должно приводить к раскаянию и должно стать основой для созидания нового. И тут опять и бытовой, и возможный религиозный смысл сказки сходятся. Нет смысла в простом горе - есть смысл в созидании нового чистого образа жизни.
Где-то так.
П.С. поленилась думать заново, перекопировала свои старые мыслишки с другого форума
anty, поразительно знаком второй пример, который после заморского принца)
С серьёзными вариациями, конечно, но тем не менее. И что ему надо бы делать как бы и так понятно со стороны. А вот истеричной жене...
Спасибо за перепост, пусть пока откладывается в голове. Вывод ясен и близок.
Последнее редактирование: