Гоми́лия, или Доступное православие

Lemma

была Lena777
Из сегодняшнего fb уковского. Со страницы о. Артемия (Владимирова):

Прекрасен распустившийся цветок материнства... Довелось мне, друзья, посетить вчера годовалого младенца Артемия, которого Бог подарил дорогим моему сердцу супругам, много скорбевшим о безвременной кончине старшей дочки Екатерины.*
Мы и познакомились с милой четой в больнице, где их ангел*
медленно таял в борьбе с жестоким недугом.
Воцерковление семьи свершилось посреди слез и молитв, бессонных ночей и жертвенного служения мужественной девушке, взлетевшей, как горлица, в небесное гнездо...
Кто мог подумать, что безутешной матери будет ниспослан драгоценный дар - дитя, появившееся под сердцем в годы, когда этого и ожидать было трудно...
Сколько нападок выдержала родительница от врачей, утверждавших, что беременность не совместима с жизнью младенца!
Но вот - свершилось...
Дитя родилось совершенно здоровым, мальчик был назван во святом крещении Артемием - в честь праведного Артемия Веркольского.
Вчера мы отпраздновали на даче, посреди чарующей летней природы, его первый день рождения.
Я увидел малыша на лужайке, рядом с кустом цветущей сирени. Он смотрел на меня, пытливо и приветливо, своими умными глазенками.*
Сияющая мама, прижимая дитя к груди, черпала через святой комочек непрестающую радость и самые силы к бытию...
Я совершенно убежден, что Артемий золотой ниточкой связан со своей старшей сестрицей-небожительницей, дерзновенно выпросившей у своего Господа чудесный "гостинец" для осиротевших домочадцев.
Вечерние закатные лучи освещали деревянный дом и лужайку. В воздухе пахло свежестью, теплый тихий вечер напоминал об Эдемском Рае с его неземными и нетленными красотами...
Мне не хотелось оставить рожденника без подарка. В хозяйском блокноте, по малом раздумье, записалось стихотворение ко дню явления младенца на свет Божий..

Он, Богом посланный малыш,
Явился ранним, теплым летом,
Когда с нагретых солнцем крыш
Дождь виртуозным пируэтом
Бросался наземь, а ручьи,
Стекая по пустым дорожкам,
С собой в веселии влекли
Березы нежные сережки...
А сам малыш, любви дитя,
С доверчивым и умным взором,
Мать подошедшую ища,
Заплакал и, с немым укором
К ней потянувшись, вдруг затих.
Она его к груди прижала,
Как вышедший из сердца стих,
И в упоенье целовала...
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Беседы с Игуменом Мелхиседеком
Воля Божья - https://www.youtube.com/watch?v=d7p7K2mPqOc

- - - - - - - - - - - - - - -
Митрополит Антоний Сурожский:

Человек любящий даёт, хочет давать. Но для того, чтобы давать, давать, не делая получающему больно, нужно уметь давать. Как часто бывает, что мы даём не по любви, настоящей, самоотверженной, щедрой любви, а потому, что, когда мы даём, в нас нарастает чувство своей значительности, своего величия. Нам кажется, что давать – это один из способов утвердить себя, показать себе самому и другим свою значительность. Но получать от человека на этих условиях – очень больно. Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе; когда человек даёт… от избытка своего: не потому, что требуется, вынуждается у него дар, а потому, что давать – это песнь души, это радость, в которой можно себя забыть для радости другого человека.
:wub:

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Сегодня в храм пришла одна женщина, она своё детство провела в Освенциме, но по милости Божией осталась жива. И говорит: «Батюшка, я счастливая, я вообще ничем не болею, и всё у меня хорошо». Но глядя на неё никогда не скажешь, что она ничем не болеет, она и сгорбленная и еле ходит, и видно уже, что диагнозов там с полсотни наберётся, но внутреннее состояние духа таково, что у неё совершенно нет никакого ропота на Бога. Вот как бывает. Человек вроде и старый очень...Представляете, Освенцим освободили в 1945 году. Можете себе представить, сколько ей лет? Очень много, под 90. И она говорит: «У меня ничего не болит, слава Богу, я хорошо себя чувствую». Вот чудеса-то! И всё время непрестанно, когда мне удаётся с ней общаться, она всё время только Бога благодарит и за то, что Он её спас, и за все этапы её жизни. Жизнь тяжелейшая, ни с кем из нас не сравнится, и тем не менее, человек рад, доволен жизнью, не ропщет, и ничего у неё не болит. Вот через такие тяжёлые испытания человек очень часто достигает настоящего христианского устроения. Вот и всем вам того желаю, ну и себе в первую очередь.
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
Протоиерей Алексий Уминский.Тайна примирения. М., 2007

Человек начинает молиться и удивляется, что не чувствует того, о чем в книгах о молитве прочел. Многого сразу хочет. Несовершенный человек не должен ждать от молитв и постов быстрого результата. Конечно, после исповеди нам кажется, что с этого момента все должно стать другим. На самом же деле с этого момента только начинается осознание того, что душа больна и нуждается в огромной духовной работе, в углубленном духовном труде с пониманием того, что если жизнь не меняется, это не вина Церкви, не вина священника, который говорит, как надо поступать, а у тебя все равно ничего не получается. Это состояние твоей собственной души, и нужно принять это с определенным смирением.

В духовной жизни, как в альпинизме, все определяют постоянство и большое терпение. Альпинисты идут в гору очень медленно. Опыт подсказывает им, что если они поторопятся, не дойдут до вершины – очень скоро растеряют силы и дальше идти не смогут. В таком же постоянстве подвига духовной жизни и совершается настройка души, приведение ее в порядок. Но происходит это вовсе не быстро, иногда годами, а мы очень нетерпеливы. Грешил человек всю жизнь, с момента своего рождения, а за год-два хочет достичь совершенства. Так не бывает или бывает крайне редко – у людей, которые способны на столь глубокое покаяние, что могут сразу все бросить, уйти в пустыню и жить суровой подвижнической жизнью.

Надо трудиться терпеливо и постоянно, каждый раз, каждый день, каждую минуту настраивать себя, понуждать на духовную жизнь. И наконец в тот момент, когда, проходя таким путем, человек начинает приближаться к состоянию внутренней гармонии, к созвучию с Божественной волей, тогда все, что он делает, приобретает характер спасения. И тогда и молитвенное правило, и посты, и его жизнь в Церкви начинают приносить плоды. Только в этот момент человек становится живым членом Церкви – плодоносящим.
Но пока этого нет, происходит страшное искажение. Именно по этой причине жизнь Церкви иногда неприятно удивляет и даже отталкивает неверующих людей. А что это у вас в Церкви все так странно? Вроде написано, что вы должны быть святыми, а у вас все не так. Почему? Именно по этой простой причине, потому что на расстроенном инструменте нельзя играть.


…Вдумайтесь в слова блаженного Августина: «На обращение одного грешника Господь тратит больше Своей Божественной энергии, чем на сотворение мира!» Вот какое создание – человек! Вот какая душа – окамененная!
Это заставляет очень серьезно взглянуть на Таинство покаяния. Оно подобно труду земледельца: когда лежит перед ним бесплодная земля, он вонзает в нее острый плуг, чтобы всю ее разворошить, перепахать, вскрыть ее, засохшую и безжизненную, чтобы дойти до доброй почвы. Он не жалеет эту землю.
И мы должны отнестись к себе, как землепашец к земле: душа так и останется пустой, ничего на ней не вырастет, если человек ее не проборонит, как следует не взрыхлит, пока не вонзит в себя острый нож этого плуга духовного – настоящего покаяния.
 

Lemma

была Lena777
""

ЛЮБОВЬ — ЭТО…

Давайте посмотрим на то, откуда берутся все взаимоотношения. Они исходят от Бога. Писание говорит нам, что вы можете любить, потому что, во-первых, вы были возлюблены Богом. Мы существуем, потому что Бог любит нас. Но когда вы не знаете, что такое любовь, что она означает, эта фраза не имеет никакого смысла. Потому что большая часть из нас думает, что любить — это страстно желать. Многие из нас думают, что это — похотение, ты хочешь кого-то. Все, что мы хотим — это контролировать, или же мы думаем, что любовь — это зависимость от кого-то. Мы думаем, что любовь — это нужда. А любовь не является ни одним из вышеперечисленного.

Господь говорит, что мы должны любить Бога превыше всего. Мы должны полностью отдать себя, чтобы любить Бога, и даже мы должны любить ближнего больше, чем самих себя. Но мы не очень-то справляемся с этой заповедью. Некто подошел ко мне до начала нашей встречи и спросил: «Что мне сделать, как мне помочь своему ребенку, который не делает того, что он должен был бы делать?» И я сказал: «Закрой рот, открой сердце — ты спасешь и себя, и своего ребенка».

Большая часть взаимоотношений разрушается нами, потому что мы вступаем в них из-за нужды — «я хочу!» Я так часто слышу: «Батюшка, как мне найти идеального мужа?» И я отвечаю: «Станьте идеальной женщиной — женой». Мне отвечают: «Это невозможно». И я отвечаю: «Идеальный муж тоже невозможен». Два человека, которые подлинно любят друг друга, могут помочь совершенствованию другого. Но любовь никогда не бывает без самопожертвования.

Бог совершенно любит каждого. Ничего из того, что мы можем сделать, не заставит Бога перестать нас любить — ничего! Я не знаю, каким образом мы допускаем эту мысль, но большая часть людей, с которыми я говорю, считает, что Бог — это какой-то ужасный монстр, который только и ждет, кого бы отправить в ад. И Он беспрестанно занят тем, что наказывает нас за наши злые поступки. Это неправда. Он любит нас. Вне зависимости от того, что мы делаем, Он нас любит. Он любит нас больше, чем весь мир может нас любить. И сейчас очень важно — Он любит нас больше, чем мы любим самих себя. Практически это для нас звучит невозможно, потому что мы беспрестанно озабочены самими собой. У нас в голове постоянно вращаются мысли о самих себе, но Бог заботится о нас больше, чем мы сами.

Иоаким Парр
 

Lemma

была Lena777
ВОПРОС: Можно ли быть хорошим человеком, не веря в Бога?

ОТВЕТ: Это зависит от того, что мы понимаем под “хорошим человеком”. Законопослушным гражданином, верным семьянином, добросовестным работником, хорошим соседом - можно, почему бы и нет.

Евангелие немного не о том, как быть приличным гражданином, выполняющим свои социальные обязательства. Оно о жизни вечной. Быть “хорошим” в социальном плане важно, но это еще не введет нас в Царство Божие. Для того, чтобы войти в Царство, нужно сделаться подданным Царя, признать его власть и Его законы, а значит - оставить неверие.*

(православный публицист Сергей Худиев)
 

Lemma

была Lena777
Учение о рае и аде неразрывно связано с учением святых отцов о вражде и примирении человека с Богом. Священное Писание не говорит о том, что Бог примиряется с человеком, оно говорит, что человек примиряется с Богом через Христа. А святоотеческое Предание уточняет, что Бог никогда не враждует с человеком, но человек сам становится врагом Бога, если не имеет общения с Ним, участия в Его жизни. Таким образом, даже если человек становится врагом Бога, Бог не становится врагом человека. Человек же по совершении греха сам представляет себе Бога разгневанным и враждебным [5].

Давайте рассмотрим эту тему подробнее, изложив учение некоторых отцов Церкви.

Полагаю, что начать следует с преподобного Исаака Сирина, очень ярко показывающего, что есть рай и ад. Рассуждая о рае, он говорит, что рай — это любовь Божия. Естественно, когда мы говорим о любви, то главным образом имеем в виду нетварную энергию Божию. Преподобный Исаак пишет: “Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами” [6]. Но рассуждая об аде, он говорит почти то же самое: ад — это бич божественной любви. Он пишет: “Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!” [7]

Таким образом, ад — это мучение от воздействия любви Божией. Преподобный Исаак говорит, что печаль от греха против любви Божией “страшнее всякого возможного наказания” [8]. Действительно, какая это мука — отрицать чью-либо любовь и идти против нее! Какая страшная вещь — вести себя неподобающим образом по отношению к тем, кто нас искренне любит! Если сказанное сопоставить с любовью Божией, то можно будет понять и муку ада. Преподобный Исаак считает неуместным утверждать, “что грешники в геенне лишаются любви Божией” [9].

Следовательно и в аду люди будут не лишены божественной любви. Бог будет любить всех людей — и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. Во всяком случае неуместно утверждать, что ад — это отсутствие Бога.

Отсюда делается вывод, что опыт переживания Бога у людей различен. Каждому будет дано от Владыки Христа “по достоинству”, “по мере доблестей его”. Будет упразднены чины учащих и учащихся, и в каждом будет обнаружена “острота всяческого устремления”. Один и Тот же Бог будет всем в равной мере подавать Свою благодать, но люди будут воспринимать ее в соответствии со своей “вместительностью”. Любовь Божия будет распространяться на всех людей, но действовать будет двояким образом: грешников она будет мучить, а праведников — радовать. Выражая православное Предание, преподобный Исаак Сирин пишет: “Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой” [10].
Стало быть, одна и та же любовь Божия, одно и то же действие будет распространяться на всех людей, но восприниматься будет по-разному.

Но каким образом возникнет такое различие?

Бог сказал Моисею: “Кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею” (Исх. 33, 19). Апостол Павел, приводя это место Ветхого Завета, дополняет: “Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает” (Рим. 9, 18). Эти слова должны быть истолкованы в рамках православного Предания.

Как понимать, что Бог одного хочет помиловать, а другого — ожесточить? Разве у Бога есть лицеприятие?

Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, это различие связано с естеством человека, а не с естеством и действием Божиим. Блаженный Феофилакт говорит: “Как солнце воск размягчает, а глину делает твердой не само от себя, но в силу различия вещества воска и глины, так и Бог, глиняное сердце Фараона, как говорится, ожесточает” [11]. Значит благодать Божия, то есть Его любовь, освящающая всех, будет действовать в соответствии с состоянием человека.

С этими мыслями согласен и святитель Василий Великий. Толкуя псаломский стих “глас Господа, пресецающаго пламень огня” (Пс. 28, 7), он напоминает о чуде, которое произошло с тремя отроками в пылающей печи. Тогда пламя разделилось на две части и, с одной стороны, “пожигало всех стоящих вокруг”, а с другой — “приняло в себя Дух и доставило отрокам самое приятное дуновение и прохладу, так что они находились в спокойном состоянии, как бы под древесною тенью”. То есть хотя это пламя попаляло тех, кто находился вне печи, в то же самое время оно орошало отроков так, как будто они находились в тени дерева. Ниже он замечает, что огонь, уготованный Богом для диавола и его ангелов, “пресекается гласом Господним”. Огонь имеет две силы: силу пожигать и силу просвещать, он и пожигает, и просвещает. Поэтому достойные огня ощутят его опаляющую силу, а достойные просвещения — силу просвещающую. Заканчивает святой Василий замечательными словами: “Глас Господа, пресецающего и разделяющего пламень огня, нужен для того, чтобы огнем наказания стало непросвещающее, а светом упокоения осталось несожигающее” [12].

Следовательно, огонь геенны будет несветлым, будет лишен своего свойства просвещать. А свет праведников будет несожигающим, будет лишен свойства опалять. Это будет результатом различного восприятия действия Божия. Во всяком случае это подразумевает то, что человек будет получать нетварную энергию Божию в соответствии со своим состоянием.

Митрополит Иерофей (Влахос) «Рай и ад» http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1888
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
Как правильно называть свои грехи на исповеди.
Часто люди помногу пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая противоположность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит “плохо себя вел”? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, но, с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.
Епископ Пантелеимон (Шатов)
Полностью http://www.pravmir.ru/tainstvo-lyubvi-ispoved-kak-pravilno-nazyvat-svoi-grexi-na-ispovedi/
 

Lemma

была Lena777
Стихотворение– письмо, найденное в кармане русского убитого на войне в 1944 году солдата. В том же году это стихотворение было прочитано по американскому радио, а не по советскому в силу идеологических причин. Разгорелись споры о том, за кого и как воевал солдат. Но не об этом речь. А о том, что перед атакой человек писал письмо, осознавая, что оно последнее, не матери, не любимой, а Богу. Слова, лишенные лицедейства, простые, немного неумелые, но в своем устремлении глубокие, чистые, «прозретые».

Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет всегда мне
Говорили, что нет Тебя…
И я – дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя.
А кроме этого мне нечего сказать.
Вот только…что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку.
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал…Ну что ж, я должен отправляться –
Мне хорошо с Тобой…
Еще хочу сказать, как знаешь Ты,
Что битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
Вот до сих пор я не был Твоим другом.
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду.
Но, кажется, я плачу.
Боже мой, ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прости, мой Бог… иду и вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
 

Lemma

была Lena777
Продолжая читать письма Никона Воробьева, это «лайтовое», но не менее глубокое, изложение учения святителя Игнатия Брянчанинова, наткнулась на интересные факты. Оказывается, он был рукоположен в Минске. Мало того, в единственно действующей в Минске на период 30-ых годов православной церкви – Свято-Никольской, которая находилась на Козыревском кладбище (сейчас район улиц Солнечной, Козыревской, Маяковского). Все остальные храмы были либо разрушены, либо закрыты. Еще один действующий храм св. Александра Невского в ту пору принадлежал обновленцам, поэтому православному люду был доступен только один этот храм, где и служил о. Никон. Два года он был рядом с минчанами, тут же принял сан иеромонаха, здесь же был арестован и сослан в лагерь в Сибири. После ареста в 1933 году церковь была закрыта, потом при невыясненных обстоятельствах сгорела.

Интересна судьба и других храмов Минска.

Согласно генплана к 1 мая 1937 года на всей территории страны не должно было остаться ни одного действующего православного храма. Этот план был выполнен практически в срок.(

Древняя церковь – Святого Духа (после 19 в. - Петро-Павловский собор, но это не сегодняшний Петро-Павловский собор, другой)) была построена в первой половине 17 столетия. В 1930 году собор был закрыт, сначала использовался организацией по сбору зерна, а в 1937 году был взорван. Фундамент храма был законсервирован, как оказалось, навсегда. Сейчас на ее месте постарались воссоздать облик древнего храма и построили концертный зал детской филармонии «Верхний город» (это на пл. Свободы).

Свято-Екатерининский собор (ныне – Свято-Петропавловский на Немиге) построен тоже в начале 17 века. В 1933 г. храм был закрыт, а его имущество подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад. Внутреннее пространство храма разделили на три этажа. На первом этаже хранилась сельдь. Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения, по инициативе прихожан, были возобновлены. Во время войны при налетах как немецкой, так и нашей авиации в храме от бомбежек укрывались жители близлежащих домов.
В июле 1944 г. вскоре после освобождения Минска храм был закрыт. Настоятель храма и другие церковные служащие были осуждены и получили разные сроки заключения. С тех пор служба в храме не проводились почти полвека. После войны здание отремонтировали и в нем долгое время находился государственный архив.

Минский Свято-Духов кафедральный собор в 17 в. был главным храмом католического женского монастыря бернардинок, построенный на месте православного монастыря во имя святых Космы и Дамиана, который был там до начала 17 в. Передан православным в конце 19 в. Позже здесь был открыт мужской православный монастырь. В 1918 г. монастырь был закрыт. Вскоре прекращены были богослужения и в Свято-Духовом храме. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Часть собора была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. В 1943 г. после освящения собора богослужения в нем были возобновлены.

Казанская (железодорожная) церковь и часовня стояли на перекрестке нынешних Советской, Мясникова и Бобруйской улиц. В 30-е годы в ней устроили клуб железнодорожников, а в деревянной церкви, которая находилась рядом и была построена ещё раньше, – клуб для глухонемых. В 1936 году церковь и часовня были снесены частично, в 1961 – окончательно. Сегодня на ее месте - БГПУ им. Танка.

Крестовая церковь и Архиерейский дом при нем. Их здания были частично разрушены, а частью перестроены при сооружении окружного Дома офицеров.

Часовня Александра Невского в сквере у драмтеатра им. Янки Купалы разрушена в 1936 году.

Женский Спасо-Преображенский монастырь располагался рядом с нынешним кинотеатром «Победа». Был открыт для богослужений во время войны. В 1944 году его здание пострадало от пожара и после войны окончательно снесено. Сейчас на его месте Генпрокуратура.

Церковь для слепых. Просуществовала до 1929 года. Снесена при строительстве Дома правительства.

Церковь в д. Крупцы (сейчас находилась бы на территории микрорайона Веснянка), известная своей чтимой иконой Божией Матери, была закрыта и позже в 1936 году разрушена.

Храм, освящённый в честь равноапостольной Марии Магдалины, который был построен в конце 40-х годов 19 века на православном кладбище, имел дом, называемый в народе «богадельней», для инвалидов и пожилых одиноких людей и церковно-приходскую школу. Это самый последний действующий православный (обновленческие не считаем) храм тех лет в Минске. 28 июля 1937 года храм Марии Магдалины закрыли. Арестовали всех священников, служивших там и некоторых прихожан. 1 ноября всех расстреляли. А в церкви разместили столярную мастерскую. Сорвали купол с крестом, повредили фресковые росписи, лики евангелистов. Во время войны храм снова открыли, освятили, и службы продолжались до конца 40-ых годов. В 1949 году храм закрыли и передали государственному архиву.

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского построен в конце 19 в. на военном кладбище. Это единственный храм Минска, полностью сохранивший свой первоначальный облик.
В 1933 году по прямому распоряжению властей церковь передали обновленцам, в результате прихожан практически не осталось. В феврале 1938 г. власти распорядились закрыть храм. После его закрытия в Минске не осталось ни одной действующей церкви…

И узнала, что Суворовское училище - бывшее здание Минской духовной семинарии, 3-я клиническая больница - бывшее здание женского Троицкого монастыря.
 

Lemma

была Lena777
Заканчивая чтение об игумене Никоне (Воробьеве), нашла интересными его письма, обращенные к Алексею Ильичу Осипову,
на тот момент просто Алексею, который с отрочества был духовным сыном о.Никона. После окончания школы никуда не поступал, а в течение трёх лет изучал богословие под руководством о.Никона.
Одно из них.

Письмо 241
Дорогой ... !
Бог по благости Своей восхотел иметь около Себя разумные свободные существа, которые могли бы участвовать в Его блаженстве, быть участниками Его жизни, причастниками Его естества. Для этого Он сотворил Ангельский мир, а потом и человека. Часть ангелов употребила во зло свою свободу, не восхотела быть в единстве с Богом, противопоставила себя Богу, возгордилась, сделалась неспособной участвовать в Божественной жизни, и была низвергнута с неба, осуждена пресмыкаться на "земле", вне Бога, тлеть в своих страстях, питаться ими –*"есть прах во все дни жизни своей (Быт. 3; 14").
Человек тоже пал, хотя и не так, как бывшие ангелы. Еще до сотворения человека Господь предвидел, что человек будет не в состоянии оставаться всегда верным Ему, что Он не сможет вполне оценить дары Божии – именно: жизни, своих свойств, райского блаженства. Что бы человек оценил эти дары, возлюби л Господ а всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию своею, нужно пройти ему особый путь, на котором он мог бы вполне испытать на себе зло, страдания всякие, смерть, до конца понять, что в удалении от Бога он всегда будет страдать, понять, что его блаженство в общении с Богом, в любви к Богу всем сердцем.
Дальше он должен на опыте познать, что восстановить это общение он сам не может. Общение возможно только при очищении себя от всяких скверн плоти и духа; а опыт тысячелетий показал, что никто не может сам очистить себя. Человек, предоставленный своим силам, должен жить вне Бога земную жизнь и после смерти также отойти в ад, быть "кроме" Бога.
И вот, когда человечество до конца поняло это, тогда Господь совершил такое дело, от которого содрогнулись и небо (мир Ангельский), и земля (вся видимая вселенная).*"Нас ради человек и нашего ради спасения"*Сам Господь сошел с неба, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился, добровольно подвергся гонениям, оплеваниям, крестной смерти, чтобы спасти человека, соединив его с Собой и претерпев за него все, что должен был претерпеть каждый человек, чтобы восстановить общение с Богом.
В этом проявилась такая любовь Божия, что она не могла не победить самое зачерствелое сердце и не привлечь к себе. Для того, чтобы спастись, человек в течение своей земной жизни должен уверовать в Господа, понять свое падение, обратиться к Господу, ответить на Его любовь своею любовью, доказав ее жизнью по слову Его, сделаться неспособным употребить свободную волю против Бога, не способным не в силу подавления его свободной воли и внешних для него обстоятельств, а по преданности и по любви к Богу, по благодарности Ему.
Если и есть какие-либо иные пути к спасению человека, как допускают некоторые Св. Отцы на том основании, что Бог всемогущ и может разными путями спасать, однако из свойств Божиих, мне кажется, нужно сделать вывод, что избранный Богом путь есть наилучший и кратчайший.
"Я" человека, "личность" сознает свое бытие, сознает себя центром всего, противопоставляет себя как субъекта всему что вне его как объекту. Причем объектом является не только вся вселенная, но и Бог. Отсюда постоянное искушение возвеличить себя, покорить себе все объективное (о ужас – и Бога), сделать все подчиненным себе, как бы продолжением своего "Я". И чем больше дарований видит в себе человек, тем легче ему соскользнуть на этот путь. Этому содействует и дьявол, ставший окончательно в такое враждебное отношение к Богу и миру.
Вот Господь и должен был избрать такой путь для человека, чтобы он и в пакибытии не возгордился, как дьявол, а сознательно возлюбил Бога, покорился Ему окончательно на веки без возможности отпадения. А так как свойством души, противоположным гордости, является смирение, то и Слово Божие, и Матерь Божия, и Св. Отцы так высоко и ценят смирение. Без смирения никакие подвиги не помогут человеку, он всегда может впасть в гордость и отпасть от Бога. Соединяет человека с Богом любовь, но без смирения не может быть и любви.
* Когда человек одним рассудком пытается понять, почему Господь избрал такое средство спасения людей, как воплощение Господа Иисуса Христа, то остается в недоумении, склоняется к признанию, что можно было Богу и другими путями спасти людей, и даже просто простить их грехи и ввести в рай. Прежде всего на это надо ответить словами ап. Павла:*"Немудрое Божие премудрее человека"*(1 Кор. 1, 25, см. 1 Кор. 1, 18). Следовательно, человеку надо принять верою и со смирением тайну воплощения Сына Божия и признать, что это средство спасения есть необходимое и самое лучшее.
* Если бы Сам Господь не воплотился и не пострадал за нас, то мы не могли бы познать силы любви Божией к человеку. При тяжких страданиях своих или близких, при виде особо сильных проявлений зла или же жестокости и неправд в мире человек может как-то претерпеть это, примириться с этим и не "возвращать билета в мир" (как выражался Иван Карамазов), помня, что Сам Бог, Творец всего мира пострадал для уничтожения зла, для привлечения людей без насилия воли их в царство добра и любви.
* Когда человек придет в видение всей глубины падения человечества и своего собственного, осознает свое ничтожество, безобразие душевное, полное недостоинство стать членом царствия Божия, осознает и бессилие, и невозможность выйти из этого состояния самому, хотя бы он вновь начал жизнь; когда от этого приходит в совершенное отчаяние и безнадежие, что приводило древних язычников и нынешних атеистов к самоубийству или хуле на Бога – то выход из этого положения есть вера в Бога, пришедшего на землю и принесшего Себя за грехи наши в жертву, сделавшегося*"Агнцем, вземлющим грехи", мерзости, растление*"мира"; вера, что всех, обращающихся к Нему с сокрушением сердечным, Он не отталкивает из-за его мерзостей, а очищает, воссоздает, делает близким Себе, покрывает любовью Своею все недостатки, не вспоминает их, возводит отчаянных грешников в достоинство сынов Своих. Если бы не было воплощения и страданий Спасителя, как мы поверили бы в возможность такой любви Божией к людям? Нет, не могли бы и погибли бы в отчаянии, может быть, пришли бы в злобное состояние и стали бы врагами добра и противниками Бога, как сатана. Только воплощение и Крест Сына Божия могут спасать людей, а не какие-либо другие средства. Надо опытно познать силу зла в себе и в мире, чтобы вполне оценить жертву Божию и признать ее необходимость для спасения человека.
"Н.
1962 года, январь"
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Lemma, надеюсь, что ты не против, если я эти стихи Симеона Афонского тут оставлю.

Лик моря спокоен и ровен.
От края до края – покой.
А купол небесный огромен
И тоже, как море, живой.
И где-то у самого края,
В пространстве растет теплоход.
Мне кажется – я понимаю,
Как это пространство живет.
И в этом живом обращеньи
Нет места незнанью Того,
Кто нам предлагает общенье,
В обмен не прося ничего.
Как все запутанно и странно.
И только ровный тихий свет,
Когда душе совсем туманно,
Приходит к ней на склоне лет.
И обнажает расстоянья
Иная в сердце глубина,
Которой даже нет названья,
А только свет и тишина.
Какой же терпкий плод у жизни,
Когда его не в срок сорвешь!
И только свет совсем не лишний,
Когда его уже не ждешь…

Вот ТУТ ещё много его мудрости.
 

Lemma

была Lena777
Симона-Таисия, спасибо большое. Стихи чудесные!
Прошла по ссылке – очень интересно, особенно притчи коротенькие, шедевральные, тонкие. Точно мудрость.

Две цитаты.
Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке - икону, в земной красоте - тень райской жизни.
Архимандрит Алипий Воронов.

Как ни странным может показаться, но это истинно, что мы приходим в сей мир не для того, чтобы наслаждаться им, а чтобы спастись от него. Подобно, как люди идут на войну не для того, чтобы наслаждаться войной, а чтобы спастись от войны!
Люди идут на войну ради чего-то большего, чем война; мы приходим в эту жизнь ради чего-то большего, чем эта жизнь. Мы приходим в эту жизнь ради жизни вечной.
Истинные христиане никогда не воспринимали эту жизнь иначе, как воинскую службу.
Святитель Николай Сербский.
 

Zoryana

Well-known member
Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке - икону, в земной красоте - тень райской жизни.
Архимандрит Алипий Воронов.
Как хорошо сказано...
 

k_ja_ra

Well-known member
мы приходим в сей мир не для того, чтобы наслаждаться им, а чтобы спастись от него...

Истинные христиане никогда не воспринимали эту жизнь иначе, как воинскую службу
Жыццесцвярджальна, нічога не скажаш. Пазітыўненька, я б сказала.
Гэта тое, чаго я ніколі не разумела і, напэўна, ніколі не зразумею ў праваслаўі.
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке - икону, в земной красоте - тень райской жизни.
как прекрасно, когда не просто наслаждаешься красивыми словами, а ещё и приходит понимание, что такое это Царство Божие о котором говорил Иисус и где оно находится. Я уже приводила цитату в соседней теме, но её похоже мало кто заприметил. Цитата длинная и сложная, поэтому повторю лишь кусочек из неё:
И, несмотря на то, что говорится, что Царство Небесное – то есть возможный высший уровень человека – находится внутри и является целью конечного достижения, они думают, что это относится к какому-то состоянию после смерти, в будущем, а не к состоянию достижимому или к которому, по крайней мере, следует стремиться в этой жизни на земле
- - - - - - - - - - - -
Гэта тое, чаго я ніколі не разумела і, напэўна, ніколі не зразумею ў праваслаўі
k_ja_ra, у тебя, скорее всего, иное представление, что означает спасение.
Спасение это не только негативное действие и не означает буквально убегать/спасаться от чего-то плохого и страшного. Написавший цитату выше о спасение, подразумевает позитив, то есть обретение, нахождения в себе другого мира, духовного, что и будет являться спасением. Но это не просто сделать обычному человеку. Это возможно только при усердной работе над собой, над своими чувствами и эмоциями. Что и приравнивается к трудностям, к "воинской службе".
 

Lemma

была Lena777
Сообщение от Lemma
мы приходим в сей мир не для того, чтобы наслаждаться им, а чтобы спастись от него...
Истинные христиане никогда не воспринимали эту жизнь иначе, как воинскую службу
Жыццесцвярджальна, нічога не скажаш. Пазітыўненька, я б сказала.
Гэта тое, чаго я ніколі не разумела і, напэўна, ніколі не зразумею ў праваслаўі.
По поводу цитаты мыслю, что на самом деле - очень позитивненько. Христианин призван не наслаждаться, но радоваться. О Господе. Это гораздо круче наслаждения миром в любом ее проявлении, кмк. Есть такой акафист, написанный митрополитом Трифоном еще в начале прошлого столетия, «Слава Богу за всё». Он не канонический, скорее поэтический. Именно об этом, об эдаком полножизнии в православии. http://wco.ru/biblio/books/akafist_all/Main.htm
А еще круче жить не 100-летний временной кусок, но вечно! И радоваться, и возрастать в познании! Да-да, именно ты как ты есть, чудесное уникальное неповторимое творение, а не компиляция "душ". Не этого ли желает человек, отодвигая старость, пытаясь ухватить кусочек из этой жизни еще и еще?
Спастись от мира - это значит спастись от зла, имхо. "Мир во зле лежит". И спастись, благодаря только своим усилиям и добрым делам – нереально. Т.к. имеет место "внутриутробная инфекция" - падение Адама. Поэтому пришел Спаситель - Сам Бог, Творец мира, чтобы сделать "переливание крови".
Воинская служба - это борьба со страстями (пороками, вкоренившимися в душе и через навык сделавшимися как бы природными ее свойствами). "Итак, бодрствуйте", т.е. будьте бдительны и рассудительны. И опять же аналогия - воин Христов, служба, пост. Солдат служит, а время от времени стоит на посту в карауле и вообще не ест - не спит, сторожит, "стой, кто идет?" Как христианин в пост) почти.
 

Lemma

была Lena777
Есть такие группы в нете по типу «Подслушано у православных». В них анонимно (как правило) православные веруюшие делятся размышлениями, секретами и ситуациями, касающимися их церковной жизни.
***
Наш настоятель постоянно опаздывал на службы, и вечно отговаривался, что пробки. Вчера у него был день рождения, и мы за 2 года насобирали ему подарок - мотоцикл. У батюшки столько радости было, как у маленького ребёнка, но более всего радовалась матушка, которая, как оказалось, в прошлом байкерша.
Вот теперь и думаем, кто же будет рулевать?
***
Как же я устал жить, не ощущая при этом жизни. Оторванность человека от благодатной жизни, от Таинств Церкви делает из человека ходячего мертвеца. По себе знаю. По своим ощущениям. Но что самое страшное - тебя окружают такие же мертвецы, маскирующиеся под маской православных христиан. Конечно, не все мертвы, но большинство. А хочется быть не в числе мертвого большинства, но в числе живого. Только вот никак не выходит воскреснуть...
***
Вокруг меня столько хороших людей, а я просто объект их добрых дел.
Эх.
***
У меня есть странная особенность: я постоянно знакомлюсь с бомжами, алкоголиками и прочим «сбродом». Как это получается - сама не очень понимаю.
У нас в городе около монастыря на паперти всегда сидят нищие. Среди них есть один человек, который представляется "священником отцом Петром" и говорит, что "пришёл пешком в ваш город из Свердловска". Правда это или нет - не знаю. Так вот. Иду я как-то мимо монастыря и вижу моего отца Петра. Около него сидели ещё два нищих: женщина и юноша. Женщина - обычная бомжиха, пропойца, помятая жизнью. Губа разбита, лицо вспухло. Отец Петр - не краше. Лица юноши я не увидела - он сидел, повернувшись к о.Петру, весь во внимании слушая "проповедь". Вдруг юноша обернулся, посмотрел на меня, и... Меня поразили его глаза. Небесно-голубые, ясные-ясные, лучистые... Он смотрел в мою сторону, но не видел меня, смотрел отстранённым взором. Так смотрят дети, маленькие дети, которых приносят причащаться в храм: на тебя, но не замечая тебя. Будто видят ангелов... Но у взрослых людей я такого взора ни разу не видела. Только у этого нищего юноши.
Через несколько дней я шла мимо пивнухи. Там шатались мрачные, пьяные люди. Среди них был и этот юноша. В хлам пьяный.
Все с теми же небесными глазами и все с тем же взглядом, таким, будто он видит ангелов...
 

Igra

БЫТИЕ
Будто видят ангелов... Но у взрослых людей я такого взора ни разу не видела. Только у этого нищего юноши.
Через несколько дней я шла мимо пивнухи. Там шатались мрачные, пьяные люди. Среди них был и этот юноша. В хлам пьяный.
Все с теми же небесными глазами и все с тем же взглядом, таким, будто он видит ангелов...
Я такого одного юношу знаю. Точнее, сейчас он уже не юноша, но все так же божественно красив и с ангельским взором. Давновато уже не видела, правда...
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
делает из человека ходячего мертвеца
Lemma, скажите пожалуйста, как вы понимаете фразы в Новом завете о спящих и мёртвых людях. Более любопытно мне именно о "спящих".
Заранее спасибо.

Например, вот тут (Лука 9.32):
Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
Симона-Таисия, вот так сразу припоминаю мало случаев со «спящими» в Евангелии: приведенный Вами пример, когда три апостола заснули перед часом Преображения Христа; ещё когда все ученики Его уснули в Гефсиманском саду в ночь ареста Иисуса Христа; когда Нафанаил, обпившись вина, уснул под смоковницей; когда Сам Христос спал в лодке во время шторма; в притче о мудрых и неразумных девах, когда они задремали в ожидании Жениха; когда Ангел Господень навёл сон на стражу, которая охраняла камень у пещеры, где был погребен Христос. Ну и все, пожалуй, у меня в памяти. Дополните, кто что помнит ещё. А вот непосредственно слова «спал», «уснул» Христос употребляет в контексте «не умер», когда шёл оживлять умершую 12– летнюю дочь Иаира и Лазаря, уже начавшегося разлагаться.
В Вашем примере описывается, как Христос взял трёх Своих поверенных Петра и братьев Иоанна и Иоакова на «гору высокую», чтобы явить им тайну Преображения. Кстати, только в приведенном Вами Евангелии от Луки, апостолы заснули. В других Евангелиях об этом ничего не говорится. Но это штрих.
Я думаю, что сии мужи физически устали, поднимаясь на гору. Предполагают, что если эта была гора Фавор, то она не очень «гора высокая» – около 600 метров, а вот если действительно «высокая», как написано, то это гора Ермон (по предположениям современных богословов) высотой 3000 метров.
Взобраться на гору реально тяжело. Думаю, что они уснули от усталости. Без какого– либо подтекста. А у Христа была жизненная необходимость пребывать в уединении и молитве, поэтому Он и молился чаще всего на горе. И когда Он преобразился, то все вокруг изменилось, в том числе появился яркий свет от Его одежд как молния. Это и разбудило апостолов. И дальше они уже почувствовали состояние Рая, потому что это был тот самый случай, когда они не умерли, но оказались в Царствии Небесном.
Такое же понимание предлагается и у толкователя Евангелий Феофилакта Болгарского и у других святых отцов, которых я читала. Встречала ещё трактовку одного шотландского богослова (фамилию уже не вспомню), который видел в этой фразе многозначительность, как то, что у апостолов была летаргия ума. Но мне кажется, что в этом описании главное все– таки факт того, что Господь явил другую реальность людям. Действительно реальность. Не сон.

И, конечно, в Евангелии звучит призыв Господа бодрствовать весь час, не быть дремлющим и спящим. Это не значит, что вовсе не спать, а готовность встретить Господа в любое время.
«Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью».
Такие, по– моему, и есть мертвецы. Помните, Христос, призывая идти за Ним, говорил, чтобы шли и не оглядывались, предоставляя «мертвым» хоронить «мертвецов». Это подобно срезанному цветку: вроде живой, но вскоре завянет, засохнет или сгниет. Даже в вазе с водой. Поэтому нужна почва. Бог.
 
Сверху