решила выложить свой конспект лекции по адаптации ребенка с дет.саду.
Koza,
Катя, дополни, если я чего забыла.
В первую очередь маме следует определиться, в каком возрасте она хочет отдать ребенка в сад, почему и какие тревоги по этому вопросу ее мучают. Большинство мам говорят о том, что устали и хотят какое-то время проводить без ребенка дома, что ребенку нужна социализация, коллетив.
Отдохнуть у мамы первое время точно не получится.
Социализация нужна ребенку в возрасте около 3-х лет. Детский коллектив складывается в возрасте около 4,5 лет.
Более правильной будет такая мотивация: ребенок должен получить положительный опыт пребывания в каком-то месте без мамы и папы. После 2-х лет дети охотно общаются с другими взрослыми, которые могут научить их чему-то новому.
Мама должна определить для себя тревоги и стараться настроиться на положительные мысли. Например, мама боится, что ребенка обидят дети или как он будет справляться с какими-то умениями. Нужно убедить себя в том, что дети там хорошие, что воспитатель внимательный и обязательно поможет ребенку во всем.
Сперва мама должна встретиться с воспитательницей без ребенка. Рассказать о нем все-все, что он любит и не любит из еды, какие сказки его любимые, как он просится на горшок, что означают его те или иные слова, о его характере. Рассказывать о характере только положительное, избегать частицы НЕ. Обратить внимание воспитателя на особенности ребенка, например, он не любит, если к нему прикасаются малознакомые люди, или наоборот любит со всеми пообниматься.
В первый день мама приходит вместе с ребенком в группу и знакомит его с помещением и людьми. Знакомит с воспитателем, называет имя, говорит, что это хорошая, добрая тетя, маме можно даже прикоснуться к тете, погладить ее (чтобы ребенок убедился – мама контактирует с тетей, значит тетя точно не опасна). Познакомиться с детками. Пройтись по группе, осмотреть все места – где игрушки, где столы, где кроватки, где туалет (можно даже пописать), где помыть ручки, все дать ребенку буквально ощупать руками. На этом знакомство можно закончить и уйти вместе домой.
Приходить в садик лучше к завтраку. Лучше всего идти в группу, где уже есть адаптированные дети. На их примере ребенок быстрее привыкнет к новой обстановке.
У мамы на момент расставания должна быть четкая, очень серьезная мотивация. Например, сегодня последний день оплаты каких-то счетов, нужно съездить куда-то далеко, куда ребенка не берут. Чтобы не сомневаться в своих действиях. Дети очень сильно чувствуют мамины колебания.
Первый день оставлять на пол-часа.
Второй- на час.
Третий – на полтора часа (не больше). Смотреть на реакцию ребенка.
В первый день дать ребенку с собой талисман: мамин платок, маленькую игрушку, ключ от двери – маленький кусочек дома, который можно положить в карман. «Вот ключик от квартиры, я за тобой приду и вместе пойдем домой, откроешь двери».
При расставании, если малыш плачет, позволить воспитательнице унести/увести ребенка. Маме – уходить. Довериться воспитателю.
Заниматься визуализацией: зрительно представьте, что ваш ребенок находится в шарике – шарике заботы, любви, защиты. При дыхании каждый выдох надувает этот шарик, он становится еще больше и крепче (глубокое спокойное дыхание поможет успокоиться и маме). Представьте воспитательницу, как будто вы дарите ей подарки, цветы.
Когда мама приходит за ребенком, она должна обязательно поблагодарить его, что он такой молодец, остался в садике, а мама все свои дела сделала. Спросить, чем занимались в садике, что делали? Если ребенок рассказывает что-то негативное, утешить: «Ну ничего, все будет хорошо!»
Не нужно спрашивать – «тебе было страшно? Ты скучал?»
Не нужно говорить – я скучала, мне было плохо без тебя. Ребенок может подумать, что маме плохо, если он в садике, может возникнуть излишняя зависимость от мамы.
Всем с гордостью вокруг рассказывать, какой малыш молодец, он был в садике, там было так хорошо.
Если хотите с кем-то поделиться своими переживаниями, нельзя делать это при ребенке.
Хорошо, если папа водит ребенка в сад – легче происходит расставание.
Маме следует помнить, что в садике ребенку хорошо! Доверяйте воспитателю.
Смотреть реакцию ребенка. Основной принцип – чтобы ребенок был здоров. Даже банальный насморк говорит о перегрузке нервной системы, нужно денек побыть дома с мамой, расслабиться. Можно ходить в сад не каждый день, а например 3 раза в неделю, либо ходить ПН-ВТ, среда выходной, потом в ЧТ-ПТ снова в садик. Смотреть по ребенку.
Забирать первое время до обеда, чтобы у ребенка не нарушалась связь «прогулка – обед – сон».
Время пребывания увеличивать постепенно. Если нет истерик, напряжения – все идет хорошо.
Не торопиться со сном. Чтобы ребенок смог уснуть, ему нужно расслабиться, а чтобы расслабиться, у него должно быть доверие к воспитателю. Даже если ребенок сам говорит, что хочет остаться на сон, несколько дней не разрешаем – создаем искусственную стимуляцию, чтобы это был как подарок.
Когда ребенок остался на сон, маме нужно прийти немного раньше, чтобы застать его пробуждение. Поблагодарить его, какой молодец, поспал в садике.
Следующий день обязательно сделать выходным. Если дальше все хорошо – можно оставлять и дальше на сон. Смотреть по ребенку.
Дети по-разному адаптируются к садику. Кто-то привыкает очень медленно (впечатлительные дети), таких можно водить в сад до обеда несколько месяцев.
После садика (в период адаптации) не нужно перегружаться впечатлениями. Не надо ходить в цирк, парк и т.п., ребенок может отказаться даже от обычной прогулки. Дома после садика побольше тактильного контакта, ласки. Главное, чтобы ребенок был здоров. Любое недомогание – остаться на денек дома с мамой, отдохнуть.
В период адаптации развитие ребенка приостанавливается, может даже быть регресс. Дома с ребенком заниматься обычными делами – играть, рисовать, читать и т.д.
Если семья переехала на новое место жительства, ребенку нужно около 2-х месяцев, чтобы привыкнуть к новой обстановке. В это время лучше не идти в садик – перегрузится нервная система.
Всегда создавать четкие границы. Если решили, что сегодня точно идете в садик, значит, идете в садике не смотря ни на что. Не менять решения на ходу! Ребенок почувствует, что мамой можно манипулировать.