Я тоже противница сидеть с детьми над уроками и не думала, что буду, но приходится. Стараюсь-стараюсь уйти от этого, но не получается ну никак. Ни какими способами не получается.
Со мной никто и никогда не сидел (даже обидно иногда было, так как дети рассказывали, что с мамой что-то там учили, или с папой что-то там решали, а я всё сама, сама, хотя, если честно, помощи мне и не требовалось, учёба давалась легко), возможно, потому что необходимости не было, поэтому и не сидели со мной, и не контролировали, так как по оценкам видно было, что не надо.
Ну и я, видимо, по своему опыту думала, что и с дочкой у меня так же будет. Но не тут то было. Ленивая до ужаса. А в школе не малая часть успеха в получении знаний, а следовательно и хороших оценок, - играет труд, упорство и т.п. Поясню: одно дело когда тебе что-то даётся с лёгкостью с ходу, ну то есть всё прямо на лету схватывается и нет необходимости даже д/з делать, то есть получил 2 балла за не сделанное д/з, а понимание темы в голове есть, отработка навыков не требуется и за контрольную 5 (10 в нас.вр.). Но это редкие случаи, и не мой в том числе. Для многих, и для меня требовалось провести дома какое-то время над д/з: разобраться в правиле, прорешать несколько задач на одну тему и т.п, чтобы хорошо усвоить материал и на контрольной уже получить твёрдый высоки был. А устные предметы тем более: истории, география - там нужно уделить время и просто потратить время на чтение параграфа, запоминание дат, без этого - откуда хорошие оценки?... Вот меня не нужно было заставлять это делать, я делала это сама. Не знаю даже почему и зачем…. Мотивация или что там…, но мне, например, стыдно было получать плохую оценку если я знала, что могу получить хорошую, и это не требует неимоверных усилий, так чего мне не сделать уроки, чтобы на меня одноклассники и учителя не смотрели, как на дебила условно говоря (ну не так уже прям, это я утрирую, но всё равно - не все учителя толерантны так сказать, некоторые и открыто высказывали своё мнение об учениках).
А вот дочка вижу по способностям может и на 10 пока что тянуть (5-й класс), и оценки хорошие получать хочет, но делать для этого не хочет ни-че-го!, даже д/з. И если я не контролирую – и не делает. По устным предметам, как писали выше, самоуверенно считает, что хватит того, что на уроке запомнила, а по письменным – что-то напишет для вида, чтобы не было 2 и записи в дневнике за невыполненное д/з и хватит. Я пыталась отпустить ситуацию, постоянно, начиная с 1-го класса настраивать её на то, что учится она для себя, для своего будущего, а не для меня. И в школе нужно стремиться получить как можно больше знаний, их за плечами не тягать, а в жизни они помогают во многих ситуациях, ну и поступление в том числе, но и в бытовых жизненных ситуация тоже, и масса примеров где знания нужны. А оценки это лишь отражение знаний. И именно оценки 8 ли 9 мне не принципиально – бывает за помарку оценки снижают, или где-то сама ошиблась, это не главное. Главное, чтобы в голове знания были, но откуда они появятся, если д/з не уделять время. Следовательно, упадут оценки, а потом как снежный ком: пробел в знаниях всё больше и больше, следовательно оценки всё ниже и ниже, а потом и ни желании, ни мотивации не будет, типа: «Всё равно я не разберусь, всё равно ничего не понимаю, всё равно плохая оценка будет». Порочный круг короче.
И если по истории, при появлении мотивации и желания, не так уж сложно наверстать упущенные годы самостоятельно (за те же летние каникулы – посидеть над учебниками), то по математике, химии, физике – самостоятельно упущенные годы наверстать крайне сложно.
Одно дело когда ребёнок не тянет на высшую оценку – не надо с него требовать. Но родитель же чувствует его верхнюю планку, и если ребёнок даже не стремиться к ней, то надо значит контролировать я считаю, иначе эта планка будет стремительно опускаться вниз, а так её можно поддерживать на определённом уровне.
Я не за перепрыгиваение всеми силами через свой уровень, но за стремление не падать выше него.
И помогать если что не понятно я готова. Разобраться, объяснить тему (не решать и не писать за ребёнка понятное дело), но!!!! Мой ребёнок ни разу ко мне не обратилась за помощью в объяснении, хотя я постоянно повторяю, что если непонятно – спрашивай, иначе потом следующую тему будет сложнее понять и т.д.
Потом через какое-то время после того, как пускаю на её собственную ответственность учёбу – залажу в тетрадь с д/з, а там не сделано… Ответ: «Я не знала как сделать, поэтому не написала». У меня отваливается челюсть короче и пропадает дар речи…. И я понимаю, что надо садиться объяснять и контролировать дальше. И чем меньше у нас период «самостоятельности», тем быстрее устранить пробел в знаниях. И если контроль ежедневный, то и результат «на лицо».
Обидно короче, что может, но не хочет, так как не осознаёт ещё последствий, а когда осознаёт может быть уде поздно (((
И как разорвать этот круг я не знаю, а так хочется. Не знаю короче как мотивировать, так способности освоить школьную программу на хорошие оценки есть (по крайней мере пока, я про уровень 5-го класса, а дальше если не будет хватать способностей на «отлично», то пусть на «хорошо», но главное, чтобы была мотивация не упасть на «удовлетворительно», если по силам получить знания на оценку «хорошо», а не саму оценку всеми правдами и не правдами)