Катя, а я вот спокойно лежа на диване конфету пососать могу
По поводу критерия личного ощущения комфортности для манипуляций с ребенком поясню, чтоб не было недоразумений - это конечно же касается только тех моментов, того промежутка времени, когда ребенок не может еще сам выразить своих предпочтений, да наверное, и не может их иметь (ну грудной ребенок, который не знает динамички, как может ее желать? Это же не рефлекс, как скажем сосание). А вот лазать по деревьям, бросаться в холодную воду, много бегать ребенку, который это уже все самостоятельно осваивает (или уже освоил) - да неужели же я его в этом буду ограничивать, да Боже упаси! Так же, как и не буду ему навязывать свои предпочтения - я вот, может, крестиком вышивать люблю
Насчет улыбки. Не в качестве спора, а лишь как дополнительная информация. Улыбка улыбке рознь. В принципе, конечно, с Вами согласна, в большинстве своем улыбка это конечно же проявление удовлетворения, радости, комфорта. Но это не единственная ее функция, и психологи об этом вполне определенно говорят. Улыбка - это еще и защитная реакция организма, и как защитная реакция она возникает в ситуации опасности, стресса, тревоги.
Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Эти эмоции наследственно закреплены в организации лимбической системы. [...] Ствол и другие структуры заднего мозга являются источником жестко запрограммированного поведения, необходимого для выживания. [...] В поведении человека улыбка при приветствии представляет собой, видимо, генетически запрограммированное выражение лица. На лицах новорожденных всех народов присутствует некое подобие улыбки, а дети 2-3 месяцев отроду улыбаются каждому, кого видят. Даже младенцы с сильно выраженной микроцефалией, т.е. почти лишенные коры большое мозга, также демонстрируют выражение, напоминающее улыбку. Эта улыбка, возможно, того же происхождения, что и «оскал испуга», который некоторые обезьяны используют как защитную реакцию или как знак подчинения. И уж во всяком случае, она означала (и до сих пор означает) отсутствие агрессивных намерений.
Отсюда:
Экспериментальные подходы к изучению роли мозга в эмоциональных проявления
Выражение лица, которое у нас появляется для того, чтобы сдержать или показать эмоции, является защитной реакцией мозга. Ученые полагают, что вследствии эволюции мозг научился сдерживать сильные эмоциональные порывы, и вместо того, чтобы оскорблять, кусаться и нападать, человек отвечает определенным выражением лица, сдерживая свои эмоции. Эксперты полагают, что мозг эволюционировал, и у него появилась защитная функция, позволяющая вести себя достойно в неприятных ситуациях, ограничиваясь улыбкой или гримасой.
Отсюда:
Выражение лица является защитной реакцией мозга на эмоции
А тут вот на сайте
"Детская психология для родителей" психолог ясно говорит, что улыбка - это защитная реакция. Так ребенок уходит от тревожной ситуации.
Ну и мой скромный опыт. Я по жизни ужасная трусиха. Как-то раз была студенткой в стройотряде на консервном заводе в Симферополе, а там психбольница что ли рядом была, то ли еще откуда он взялся, но вдруг среди смены, когда мы с подругами усердно перекладывали горячие банки с кабачковой икрой, откуда ни возьмись стоит перед нами ну совершенно невменяемый психически нездоровый человек, пена с губ, в руках бутылка, а нас три девушки в зале, больше никого. Ну он несет какую-то чушь, смотрит бешеным взглядом, крайне агрессивен - нмы напуганы, просто жуть, не поймешь, как к нему подступиться, и что делать, то ли бежать, а вдруг он, как бешеная собака на движущийся объект отреагирует, то бишь вслед бросится. И тут он как хряснет этой бутылкой об транспортер - разгневался! - так что в руке только горлышко с зазубринами осталось, и двигает прям на меня, и орет что-то про то, что я тут-де над ним смеюсь. Поверьте мне, ну какой смех, я там ни жива ни мертва от страха. А вот на те - на губах улыбка, и я прям в оцепенении каком-то, не могу ничего сделать, понимаю, что эта улыбка его злит ужасно. Хорошо одна из нас опомнилась, что-то ему говорить стала ласково так, отвлекла вобщем, а там уж прибежали, скрутили его, повели куда-то. Это я тут привожу как иллюстрацию подсознательной защитной реакции (ну смотри же, я тут такая хорошая, улыбаюсь тебе), хотя в той ситуации она скорее сыграла прямо противоположную роль.
Еще раз повторю - это я не в качестве спора, только для информации. А какая именно у ребенка улыбка в данный момент, защитная ли, радостная ли - лучше всех определит чуткая мама, и только она. Аршавский, безусловно, авторитет, и наверняка может расписать как работают органы чувств и как возникают эмоции. Но КАК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ конкретный человек, ЧТО он ПЕРЕЖИВАЕТ, даже признанный физиолог может только догадываться. Даже самый эмпатичный человек не уловит всех оттенков чувств и переживаний другого человека.
Катерина, Вы все критикуете! Вот поистине Белинский этого форума!
И как все добросовестные критики ищите некий абсолютно верный, научно обоснованный критерий для анализа. Но увы, есть ли такой критерий в воспитании вообще? Есть информация - та или иная, и каждый человек может воспринимать ее или не воспринимать. Самой информации от этого ни холодно, ни жарко - есть информация о вреде прививок, есть информация о их безусловной пользе, выбор в конечном итоге все равно лежит на родителе. Ну также и с динамичкой, плаванием итп. Ну и смысл спорить? Вам жаль моих детей, что их обошло стороной такое счастье? Но я верю, что, придет время, и они научатся и плавать, и нырять. Это как из жизни - одна мама старалась-учила ребенка залезать на горку, и он наконец-то, в полтора года залез. А другая не учила, и он тоже залез. Тоже в полтора года.
Насчет необходимости занятий физкультурой я не спорю. Но тут главное все же не КОГДА ребенок все это начал делать, а чтобы у него был ИНТЕРЕС к этим занятиям.
Но ведь вы при этом не говорите о вселенском вреде этих вещей, не так ли? И вовсе не потому, что вам неохота миссионерствовать. А, скорее, потому, что не даете себе такого права - как разумный человек, не стремящийся быть ничьим гуру материнства. Я угадала?
Катерина, все сразу: а) не хочу миссионерствовать, б) не стремлюсь быть ничьим гуру, ни в материнстве, ни в чем либо еще, в) предполагаю, что абсолютная истина хоть и существует, но нам простым смертным недостижима, мы можем к ней только приблизиться, но и только. Поэтому подвергаю сомнению любые рассуждения, даже научно доказанные. (что есть наука? поиск того, что заведомо хочешь найти?)
Вы знаете, в метанауке есть гипотеза, что любая теория правильна, пока она валиабельна, то есть применительна, удобна. Вот есть такие активные мамы, как Вы. У Вас положительный опыт грудничкового плавания. Замечательно, рада за Вас. И конечно же, из двух теорий Вы выберете именно ту, которая подтверждает несомненную пользу подобных занятий. И в жизни Вы будете замечать позитивные примеры, быть может подсознательно отсекая явные проколы. Мне, маме исключительно ленивой, близка иная теория, мне она даже кажется вполне логичной. Что не означает автоматически, что эту логику усмотрите в ней и Вы. И примеры я тоже буду искать (подсознательно), подтверждающие "мою" теорию. А где я их буду искать? Там, где "сижу" - на рожановском форуме. Вот приходит туда новенькая с вопросом - как быть, наша двухмесячная дочка плохо спит, отказывается от груди, мало набирает в весе итп. Ей начинают давать советы, попутно задавая дополнительные вопросы. И тут выясняется, что они каждый день НЫРЯЮТ. Всё. Для нас, околорожановских мам, явный стрессовый фактор найден. Ну что толку давать советы, если они будут продолжать нырять? Перестают нырять - все нормализуется, не сразу, конечно, но постепенно. Для меня это лишнее подтверждение, что теория РАБОТАЕТ. Да, она возможно не подтверждена научными исследованиями, возможно где-то хромает ее логическая база, но она РАБОТАЕТ. И так со многими моментами.
Но некоторые так и ныряют, наверное, дальше - больше на форуме не показываются. Дай Бог, чтоб у них там все ок было.
К чему я это. Нет проблем - нет вопросов, ну вот как у Вас, например - все отлично, все замечательно. Как только появляются проблемы, мамы ищут ответы, и иногда на собственном опыте убеждаются, что для сохранения ГВ действительно лучше до времени оставить занятия. Хоть и нелестно звучит русская поговорка, что на ошибках учатся, но только дурак на собственных, но учит нас, как правило, только наш личный, выстраданный опыт.