Девочки -решила скинуть сюда -ИМЕННО ДЛЯ НЕГОВОРЯШЕК ...ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ РЕЧИ -ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ...
МОЖЕТ КОМУ ПРИГОДИТСЯ..
Упражнения для формирования орального праксиса (коррекция моторных нарушений).
Открывание и закрывание рта.
Открывание рта. Если движение не выходит, потяните ребенка за подбородок.
Если нижняя челюсть напряжена, можно попытаться пальцами разомкнуть ре-бенку зубы, а затем потянуть за подбородок.
Закрывание рта. Можете надавить на подбородок.
Поочередное открывание и закрывание рта. Тяните туда-сюда за подбородок.
Нужно открывать и закрывать рот, звучно шлепая губами (АП). Можно захло-пывать губы пальцами. Показывайте, какие звуки должны получиться.
Нужно, закрывая и открывая рот, как бы жевать губами. Губы должны быть мягкими. Помните их пальцами. Покажите, какие звуки при этом должны полу-читься: АМ-АМ-АМ.
Если при выполнении двух последних упражнений звучного произношения не получится – ничего страшного.
Открывание рта на разную ширину. Ограничивайте рукой движение подбород-ка.
Упражнения для губ.
Улыбка. Можно потянуть за углы рта. Покажите: ХИ-ХИ-ХИ.
Трубочка. Надавите на углы рта и выдвиньте губы вперед.
Поочередное выполнение.
Упражнения для языка.
Высовывание языка. Можно трогать шпателем кончик языка, отодвигая его все дальше, чтобы ребенок тянулся за ним языком.
Убирание языка. Можно нажимать на язык, проталкивая его внутрь рта.
Поочередное выполнение.
Нужно высунуть язык между зубами и пожевать его: ЛА-ЛА-ЛА. Покажите звуки. Если не получится звучного произношения – не страшно.
Доставание углов рта. Сначала в одну сторону. Можете подтолкнуть язык шпа-телем. Затем нужно достать другой угол рта. Затем – поочередно.
Движение языком вверх, как получится. Помогайте шпателем. Очень широко открывать рот не нужно. Затем – движение вниз. Затем поочередно.
В дальнейшем, желательно, чтобы ребенок поднимал язык к верхним резцам, а опускал за нижние.
Облизывание верхней и нижней губы (движения языком снаружи вглубь рта). Для начала можно облизывать обе губы одновременно.
Облизывание губ движениями языка справа налево и наоборот.
Движение языком от зубов к альвеолам и обратно. Поводите пальцем ребенка по его небу, чтобы он почувствовал движение. Пусть сам ощупает у себя во рту нужное место. Первое время двигайте его язык шпателем.
Ощупывание кончиком языка внутренней поверхности верхних и нижних рез-цов. Покажите ему эти места его пальцем.
Совершение последовательности действий.
Показывайте цепочку из трех-четырех движений из тех, что были описаны (улыб-нитесь, вытяните губы в «трубочку», поднимите язык, опустите и т. п.), ребенку нужно запомнить действия и правильно повторить их последовательность
шпателем может быть палочка дер. от морожка
И САМИ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
Примерные пантомимы для звукоподражаний.
Кошка умывает мордочку (трите себе нос и глаза кулачком). Она «говорит»: МЯУ.
Собачка виляет хвостиком (вы совершаете соответствующие движения нижней частью туловища). Она «говорит»: АВ-АВ.
Корова жует траву (вы, наклонив голову, делаете несколько монотонных «жвач-ных» движений). Она «говорит»: МУ-МУ.
Лиса очень хитрая (сделайте остренькую хитрую «мордочку» и зорко посматри-вайте по сторонам). Она «говорит»: ТЯВ-ТЯВ.
Курочка клюет зернышки и взмахивает крылышками (вы вытягиваете в трубочку губы, киваете головой и взмахиваете локтями). Она «говорит»: КО-КО.
Лягушка смешно подпрыгивает и, ловя комариков, «шлепает» ртом (вы вскиды-ваете вверх локтями и звучно хлопаете губами). Она «говорит»: КВА-КВА.
Волк воет, вытягивая вверх нахмуренную, унылую морду (сделайте соответству-ющее выражение лица, вытяните губы). Он «говорит»: У-У-У.
Кукла плачет (делайте хныкающее лицо и хлюпайте носом). Она «говорит»: А-А-А.
Жук быстро машет крылышками (вы «нахохливаете» спину и быстро-быстро ма-шете кистями рук). Он «говорит»: Ж-Ж-Ж.
Лошадка цокает копытами (делайте скачущие движения руками, цокайте язы-ком). Она «говорит»: И-И-И.
Петушок, прищурившись, важно смотрит по сторонам и изредка взмахивает кры-льями (вы делаете отрывистые «птичьи» движения головой, бросаете вокруг взгляды и вскидываете плечами). Петушок «говорит»: О-О.
Мишка ходит вразвалку (вы, округлив колесом вдоль туловища руки, неуклюже переступаете с ноги на ногу). Мишка бубнит: БУ-БУ.
Комар летит и ищет – кого укусить (вы строите озабоченную физиономию, мелко трясете головой, показываете комарика сжатыми в щепотку пальцами). Он «гово-рит»: С-С-С.
Филин хлопает широко раскрытыми глазами (вы медленно поводите головой из стороны в сторону и, выпучивая глаза, моргаете). Он «говорит»: УХ-УХ.
Змея, извиваясь, ползет (делайте рукой соответствующие жесты). Она шипит: Ш-Ш-Ш.
У гуся длинная шея (вы вытягиваете шею и открываете рот, наподобие гусиного клюва). Он «говорит»: ГА-ГА-ГА.
Тигр хищно скалит зубы и сверкает глазами (покажите верхние и нижние зубы, грозно посмотрите, изобразите мощные, когтистые тигриные лапы). Тигр рычит: Р-Р-Р.
Ежик щетинит иголки (выставите вперед растопыренные пальцы). Он фыркает: Ф-Ф-Ф.
Мышь грызет сыр, быстро-быстро стуча зубками (поднесите руку ко рту и со-вершайте передними зубами мелкие «грызущие» движения. Она «говорит»: ПИ-ПИ-ПИ.
Картинки или игрушки используем..