Проблемы становления и развития речи (ЗРР, ОНР, аллалия)

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

olchikus

Отчаянная
Девочки (логопеды, мамы, проходившие с детьми комиссии в три года), подскажите, какие требования к речи трехлетнего ребенка? Какие звуки должен обязательно выговаривать/не должен еще выговаривать, какие обороты использовать, как строить предложения?
 

Кувшинка

New member
Здравствуйте ! Вот и мы решили к Вам присоединиться.
Сыну 2 года 5 месяцев разговаривает плохо, сходили к логопеду она поcтавила нам ЗРР и послала на комиссию . Комиссия нас посмотрела и сказала ждать сентября потом будут с ним заниматься. Больше ни к кому не ходили. Может его еще кfкому-нибудь специалисту надо показать? Говорит слов 10, а те слова которые мы учим или последний или первый слог толька повторяет. На животных только му-му, гав-гав, мяу-мяу говорит.
 

henny

Галина
Уровень развития речи в три года
1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего. (должен правильно говорить - моя мама, синий шарик, пять ручек и др.
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения(отлично, грустно...), слова обобщения (посуда, мебель, транспорт и т.д.). Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Могут отсутствовать шипящие (ш, ж,) и сонорные (р, л, й). Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. (регулировщик, экскурсовод..)
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
7. Понимает несложные сюжетные картинки.

надо помнить, что нормы - усредненные, то есть дети очень разные. но стремиться к вышеперечисленному стОит.
 

kolesnikova

New member
Кстати, девушки, - не с целью запугивания, а только ради просвещения и профилактики - у детей с ОНР, алалией, дизартрией и просто нарушением звукопроизношения в школе может проявиться дисграфия - специфическое нарушение письма. эти ошибки не связаны с интеллектом и правилами русского языка, однако на проверочных они учитываются и в целом влияют на успеваемость. НО: они поддаются исправлению. так что детям, которые идут во второй класс или уже учатся в 2-4 классах и делают много ошибок на письме, необходимо проверить письменную речь.
у моего уже проявляется дисграфия ;) и читает иногда - не то что видит, а то что хочет видеть ;)

Мне уже ни стихи, ни сочинения от ребенка не надо . Просто мог бы мысль свою донести.

а мой вот песенки поет всегда все чисто-чисто - всмысле звукопроизношения, а стихи - бывает так расскажет - тихий ужас!!!
Вот как поставить диагноз такому ребенку, который впринципе может чисто говорить, но....

6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
у нас только недавно появился свободный пересказ, и то только после того, как я сама с ним начала над этим работать.
 

smil

New member
ладно вероятность дисграфии у речевых детей,но есть еще пересказы,объяснения,это еще тяжелее .Детям с плохо развитой речью приходится буквально наизусть заучивать тексты по чтению,Человеку и миру,чтобы пересказать потом,в отличие от обычного ученика,который 1-2 прочитал и легко пересказал.
 

kolesnikova

New member
smil, все же это наверное от сложности речевых проблем. Помоему к школе однозначно, если ребенок понимает о чем читает - то может пересказать, не такие и сложные ведь тексты в 1-2 классе
 

henny

Галина
ладно вероятность дисграфии у речевых детей,но есть еще пересказы,объяснения,это еще тяжелее .Детям с плохо развитой речью приходится буквально наизусть заучивать тексты по чтению,Человеку и миру,чтобы пересказать потом,в отличие от обычного ученика,который 1-2 прочитал и легко пересказал.
это тоже проявление нарушений письменной речи, аналогичное дисграфии - называется дислексия.
Колесникова - "Вот как поставить диагноз такому ребенку"??? вам настойчиво надо поставить диагноз?? таки ждите, и он появится...
"...однозначно, если ребенок понимает о чем читает - то может пересказать, не такие и сложные ведь тексты в 1-2 классе" - в том-то и дело, что дети с нарушением письменной речи с трудом понимают, что читают..
 

smil

New member
последнее точно..знакомая девчонка-младшеклассница болтушка еще та,грамотная чистая речь,а диагноз поставили дисграфия и пересказать текст для нее целая проблема(как и прочитать впрочем).А если у ребенка ОНР,то мне кажется,словарный запас будет достаточно скудный,как же он пересказывать-то будет,только заучивать придется.А изложение написать,сочинение..вообще беда.
 

olchikus

Отчаянная
henny, спасибо. У нас все не так плохо оказывается.

"6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает."

Мой готов слушать сказки Чуковского по 100 раз на день (это появилось не так давно), рассказывает наизусть, но пересказ у него получается лучше, на мой взгляд. В пересказе он избегает труднопроизносимых для него слов.
 

henny

Галина
последнее точно..знакомая девчонка-младшеклассница болтушка еще та,грамотная чистая речь,а диагноз поставили дисграфия и пересказать текст для нее целая проблема(как и прочитать впрочем).А если у ребенка ОНР,то мне кажется,словарный запас будет достаточно скудный,как же он пересказывать-то будет,только заучивать придется.А изложение написать,сочинение..вообще беда.

поэтому надо дисграфию исправлять. (ну и ОНР тоже)
ольчикус - рада за вас! а избегать трудных слов - это нормально.
 

kolesnikova

New member
henny, я давно задалась вопросом дисграфии, но пока не нашла толковой лит-ры как провести профилактику. Одни пишут, что главное научить ребенка определять звуки в словах, не путать их очередность и т.д. А другие - что звуковой анализ слов только закрепляет неправильное написание слова. И че делать?
Мой деть отлично отличает парные согласные друг от друга, мягкие от твердых и т.п. Купила пару книжек - но они расчитаны на уже пишущих детей. Занимаемся по этим книжкам - только усно, учимся различать схожие по звучанию слова, закрепляем правильное употребление предлогов, преставок, суффиксов, окончание, учимся согласовывать слова.
Но этого подозреваю мало :(
 

henny

Галина
ольчикус - на здоровье
Колесникова - иногда второй ребенок - это лучшее средство от различных проблем у первого ;)
 

DSoul

Начинающая Ведунья
привет! принимайте в ряды неговорящих! нам 2.4. В запасе слов 10 и то 2слоговые и простые очень. Наша логопед сразу послала в Корр центр. Идем на комиссию в июле. Невролог сказал, что здоров, таблетки не предлагал. Думаю еще с кем-ниб проконсультироваться.... Сейчас ребенок у бабушки, может смена обстановки поспособствует как-нибудь.
 

henny

Галина
DSimona, а на основании чего ваша логопед сразу в центр направила?
 

Simonetta

New member
DSimona, это в центр в 19-й поликлинике на Кедышко Вас направили?

Хочу поделиться впечатлениями от похода в этот центр 2 недели назад. Записалась я туда сама, узнав про данный центр в этой теме :) Никто нас не направлял, но тем не менее записали на консультацию с психологом и логопедом. Исходные данные были: возраст 2,4, словарный запас я думаю слов 100, а может и больше, но это если учесть всё, понятное только близким людям. При этом практически не было двухсловных фраз.
Выдали нам анкету, сказали заполнить перед приемом, на ее основе определяли развитие ребенка: речь, социальное, крупная/мелкая моторика... После обработки моих ответов психолог долго пыталась выяснить, правильно ли я все поняла и убедить, что некоторые вещи ребенок все-таки делает, а я не понимаю :) В общем, результаты по тестам мягко говоря неожиданные для меня: все в пределах нормы (развитие на возраст от 1г11мес до 2г4мес), после коррекции моих ответов по каким-то пунктам получилось и 2г7мес. Причем развитие речи на 2г2мес, что вполне в пределах нормы, а вот понимание немного отстает, т.е. на 1г10мес. Мне казалось, что понимает-то она всё, а вот говорит реально хуже всех сверстников на детской площадке и большинства тех, кому полтора-два года. И после общения с ребенком психолог сказала, что речевое развитие вполне в норме на этот возраст, по нижней границе нормы, но все же... На мой вопрос, где же тогда прячутся все дети, которые хуже говорят, ответа не последовало :) Про фразы тоже сказала, что слышала, пока мы с дочкой одни были в холле, как ребенок сказал: "Мама, горка!" Типа это тоже фраза. Гм, по мне эти слова были сказаны с такой паузой, что это были явно 2 несвязанных слова :)
В общем, рекомендаций конкретных не получила, вернее то что получила, меня не устраивает. Конечно, специалисты сразу вцепились в то, что у меня еще и младшая дочка и все попытались свести к нехватке материнского внимания. Ну да, со старшей в первой половине дня няня, а вечером больше папа ей занимается, но не могу я сейчас ничего изменить. Также указали мне на то, что во время самой консультации я не общаюсь с дочкой, максимум 2-3 раза к ней обратилась за час, а кто-то постоянно с ребенком болтает :( Извините, но я пришла к специалистам, может быть раз в жизни, хочу их компетентное мнение выслушать, мне кажется неправильным в то время, как логопед разговаривает и играет с моим ребенком, а психолог мне задает вопросы и дает рекомендации, отвернуться и тоже говорить с дочкой. Мне кажется, это было бы элементарное неуважение к взрослым людям, к которым я сама же и пришла со своей проблемой. Может я и неправильно расставляю акценты, но имейте в виду: вас, мамочки, тоже будут рассматривать и оценивать :)
Из проблем в речи, которые можно считать проблемами, психолог указала на то, что ребенок не называет своего имени. Вообще никак. Ну может имя сложное (Валерия, сокр. Лера мы не любим), но ведь младшую сестру Стефанию она сама придумала называть Типка. На вопрос психологу, что делать, ведь своему имени уже давно учим, та стала что-то втирать про сложности самоидентификации, вот мол она (психолог) сама до сих пор не может полностью привыкнуть к своему имени... Опять ничего конкретного.
Тестировали еще зрение с помощью маковых зернышек и слух с помощью баночек с крупой. Валерка что-то на звуки с правой стороны плохо реагировала, надо будет к ЛОРу записаться, вдруг и правда что со слухом.
В общем, на занятия в этом центре нас не берут, слишком мы развитые для них :) Дали еще анкету, сказали можно заполнить и прийти в конце августа, если прогресса не будет.
А кстати, прогресс в двухсловных фразах уже потиху пошел. Даже прямо на той консультации, когда Валерке надоело, она мне сказала "Пошли домой!" Я аж обалдела: "Пошли" у нас уже давно было, "домой" тоже, а вот вместе в первый раз :)

Но рассказывание стихов в 2,5 для нас по-прежнему что-то фантастическое.
Ладно, опять перестаю париться и продолжаю просто наблюдать :)
 

Lacrimosa

New member
Simonetta, без всяких дополнительных обследований, просто взяли и пошли? Да... А я ведь по-любому с двумя приду, точно мне диагноз, а не ребенку поставят. Не занимаюсь, не говорю с ним, все внимание младшей...
Но все равно схожу. Рядом совсем. А можно мне номер телефона центра? Можно в личку.
У нас фразы аж из трех слов есть, например- вот это ноги, мама прыг (в значении возьми) Ядю слинг (это уже в переводе на русский :)
 

DSoul

Начинающая Ведунья
а на основании чего ваша логопед сразу в центр направила?
поговорила со мной, ребенка попросила пирамиду сложить, у котика показать части тела, геометр фигуры на место вложить. Сын все показал, все сложил. Потом она сказала, что я неэмоционально с ним общаюсь и лучше нам в этот центр пойти на комиссию и дома посоветовала гимнастику речевого аппарата делать.
 

Тасана

New member
Девочки, а скажите, никому не говорили, что слишком длинное грудное вскармливание плохо отражается на развитии речи? Нам 2,10, до 2 не говорил даже мама (папа, батик и на своем языке), в сад ходит с 2 лет, стало лучше, но предложения все равно не более 2-3 слов. ЗРР поставили еще до 2 лет. Говорим с ним много, мы говорим правильно без сленга (кандидаты наук). Но у него активный запас слов 100. Это очень мало? К логопеду в поликлинику вести не хочу по многим причинам (наша мне не понравилась). Основная причина в том, что она все проблемы в его развитии связывает с продолжающимя ГВ. Я так думать не сколонна, т.к. старший был искусственник, говорить начал после года (раньше младшего) говорил неплохо, но его определили в логопедическую группу (мы не настаивали), так он стал шепелявить (у логопеда говрок был явно украинский и еще кое какие проблемы), сейчас ему 12 - по литературам и истории 10 баллов, хотя в детстве как и младший читать не любил и подолгу слушать не мог. У меня такое ощущение, что они оба двигательно были развиты лучше, чем речево. Воспитатели в садике говорят, что он стал хотеть говорить и что они его хорошо понимают. Может такое быть, что я зря паникую? А еще, младщий очень артистичный (это мы можем оценить профессионально), эмоциональный у него яркие оценки, реакции и т.п. Он не агрессивный, дети друг друга очень любят, ни разу не поссорились. Может и правда рассосется все.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху