Veronika написал(а):
Достоинтсва методик сводятся к тому, что ребенок раньше! сверстников овладевает некоторыми навыками и огромным количеством фактов.
Не согласна. Далеко не все методики ведут к этому. Вы читали Никтина, его последние работы, когда он говорит о серьезных исследованиях, выдвигает гипотезу "угасающих возможностей" (я не дословно, не цитирую, а так, общий смысл)
Так вот там, он говорит, что те умения, навыки, операции (речь не только и не столько о моторных, сколько о мыслительных), которые ребенок может освоить в 1 - 2 - 3, он может освоить и потом, но при этом это будет сложнее.
Простой пример - если ребенок находится в 2 языковой среде с рождения, то он оба языка воспринимает как родные( т.е. по определению психологов может думать на них, свободно выражать сови эмоции). Если же в такую языковую ситуацию попалает взрослый, то даже при замечательном владении обоими языками, он будет отдавать предпочтение одному из них.
Я не хочу этим примером что-то доказывать, а просто проиллюстрировать саму идею.
Теперь, что касается конкретных методик.
Да Доман разрабатывал ее для детей с проблемами мозга. И для них она прекрасно работает. Она дает результат и для обычных левополушарных детей (правшей). Но вот правое полушарие она никак не развивает. а потому не подходит для как минимум 10% детей (столько по статистике левшей). Не говоря уже о том, что ставится под вопрос ее целесообразность для здорового ребенка, если учесть тот простой факт, что она требует ОГРОМНЫХ усилий от родителей. Но ведь эту же идею замечательно обработала Сесиль Лупан. Она развила эту идею дальше, взяла ее зерно и транспонировала ее для себя и своих детей. Что мешает взять ее дело и продолжить в отношении своего собственного ребенка. Тем более, что существует немало русских (а значит и материалы на м подходят) ее последователей. Это уже не лобовое заучивание карточек с неимоверными тратами сил и времени. Но это тем не менее подходит снова не всем.
Мария Монтессори рботала с умственно-отсталыми, но это позволило ей установить идеи, использование которых стимулирует развитие у ЛЮБОГО ребенка. Если Вы почитаете работы Выгодского - он по сути(если я ничего сейчас по памяти не путаю) дает теоретическое обоснование успеха ее идей и упражнений. Кстати, нас с Вами в детских садах развивали имеено с помощью ее идей - развитие мелкой моторики (матрешки, лепка, рисование, апликация - да это все делается не столько для развития худож восприятия, сколько для развития мелкой моторики)
Что касается того, как это реализовывается в обучении:
Veronika написал(а):
НО на примере детей одной из групп Монтессори (обучение в игровой форме, можно слушать и отвечать даже лежа под партой и т.д.) они к средней школе так и не смогли принять школьные правила поведения, предметы, по которым в 1 классе их знания были блестящими, ко 2 - они помирали от тоски, им не нравились ни учителя ни подача материала, ну не интересно 3 года подряд учить одно и то же! А если не будет интереса к учебе и желания... то и результат будет соответствующий.
Не факт , что программа и идеология этой группы подходила детям в ней, не факт, что они не были ошибочны в чем-то, не факт, что люди, работавшие там не увлеклись игрой в собственную значимость и не начали экспериментировать сами без должной подготовки
Далее, а что это за программа, в которой все время одно и то же? Это же ерунда! Так что один пример - может только подтверждать, что всегда есть "кривые руки исполнителей"
Veronika написал(а):
И еще какой смысл в том, чтобы учить ребенка иностранному языку, когда он на родном-то еще не очень и вокруг все только по русски говорят? Опять же для меня главное, что бы было практическое применение полученных знаний, я не представляю годовалого ребенка, читающего самого себе сказку на ночь и пересчитывающего сдачу в магазине!
А вот тут корень Вашего непонимания ИМХО: раннее развитие не предполагает выучмванмя какому-то знанию, умению как таковому, а как способу дальнейшей мыслительной и иной деятельности. Т.е. умение высчитать сдачу не важно вообще в принципе до определенного возраста (когда появляются деньги в руках), а вот умени проанализировать ситуацию, провести анализ - синтез, и др. логические опреации - вот это важно.
И еще, Вы почему-то забыли программы "Художники в памперсах", обучение музыке с внутреутробного периода и многое другое - т.е. развитие творческого потенциала. А это не менее важная составляющая для будущего успеха.
Не говоря уже о методиках физического развития (крупной моторики, координации и т.п.).