Раннее развитие: за и против

Iren

New member
Veronika, у Вас ребёнок случайно не сентябрьский? У меня с сыном как раз такая ситуация.
С сентября 2003 он пошёл в садовскую группу. Честно говоря, по моему недосмотру. Я тогда не подумала, что 1 сент. 2006 г., когда эта группа пойдёт в 1 класс, моему сыну 6 ещё не исполнится. Потом решила - пусть тянется за детками в развитии (он у меня тогда совсем мало разговаривал). Кончилось тем, что сына дети задразнили и он стал отвечать кулаками. Хотя, это больше воспитательницы виноваты.
В марте мы переехали. И в новый сад я его оформила в ясельную группу. Сразу сомневалась, а теперь довольна. Он там даже не самый старший оказался :) . А в школу он пойдёт в 2007г. почти в 7 лет.
Но главное, чтобы воспитатели были на уровне. Тогда можно ходить в любую группу, хоть в школьную :lol: .
 

Veronika

New member
Iren, у меня ребенок декабрьский. Я сама тоже родилась в конце декабря и все неудобства такого времени рождения ощутила на себе. То ты младше, то ты старше всех, то тебя куда-то не берут, потому что маленькая, то - потому что ты уже большая.
Я договорилась в садике, что июль, август он ходит с малышами в ясли, его всему, чему смогут научат, а сентября переводим в младшую. А про школу я вообще боюсь еще думать!
 

Аник

New member
Ека написал(а):
Мы ходим в школу Рост в доме ветеранов (возле цирка). Туда берут с 1,4. Скоро должна открыться школа с 6 мес. Планируем перейти туда. Но это уже ближе к осени.
А можно подробнее про эту школу - нам не далеко - так что можно попробовать :D
 

Mahima

переименовалась:)
mahsa написал(а):
Сама мать может прекрасно дать это малышу, даже больше чем на занятиях. Сейчас много литературы и много игр, все можно купить. Я уже писала о магазине на комаровке, там множество игр и методичек к ним. Можно и не покупать, многое можно сделать самим. И не важно, работает мама или нет, главное желание. Для нас каждая прогулка -- занятие, я постоянно не стою и не болтаю с мамами около песочницы, а показываю, рассказываю...

Но и в обычном саду (мы пошли в 2 года 4 мес в ясельную группу) много занимаются. Вот и получается мама + сад = развитое дете

А по возрасту Ека права, раннее развитие идет до двух лет, точнее до трех. (пропустила я этот момент) И многие родители пытаются всунуть туда и математику и английский, и чтение, хотя тут главное окружающий мир. Мой сынуля в сад шел уже зная основные цвета и геометрические фигуры, название некоторых птичек, ромашку от розы отличал, буквы от цифр, и большое от маленького. В саду все закрепилось и еще кое-что добавилось.

Полностью согласна, и спредидущим высказыванием тоже. Мы тоже (нам 3 и 8) занимаемся понемногу кубиками Зайцева, по своей опять же методе. :) опевки с годика - аж тащится, слушает часами кассету. Просит написать любимые слова - Немо и др :) Считает отлично, причем как-то это все между делом. Просто мы с 6 месяцев начали читать книжки - дома целая библиотека. Я ему обо всем рассказываю, мы везде ездим - в лес, на речку, на поле, в деревню. Картинки все время ему показывала, и в альбомах и так. Дома их уже штук двести на карточках. Рисовать не любит, хотя в саду прекрасно рисует. В саду же у нас и бассейн два раза в неделю. А вообще я тоже напираю на физическое развитие. Где есть ловкость, моторика, как крупная так и мелкая, там будет и речь, и письмо и чтение. Все л\должно развиваться последовательно, сначала учимся стоять на ногах, а потмо читать. :) Мы делали динамическую гимнастику в меру моих способностей, лазали по шв. стенке - в год залез под потолок и включа-выключал свет. сейчас с папой лазит по всем турникам, и как лазит! Дома подтягивается и залезает на кухонный шкафчик - ищет конфеты. В общем, главное без фанатизма, все игрой, все между прочим. и чем раньше, тем лучше.
А еще мы ходим в группу Монтессори, и я очень этому рада. Вижу результат уже сейчас, хотя ходим только два месяца :)
 

Rima

фыр-фыр
Еще недавно думала, что раннее развитие просто загон. Но почитав немножко про чтение ,математику, логику,физкультуру и т.д. и т.п.,просто не имею права доверить все это саду,школе и еще неизвестно кому. Очень важно понимать разницу между знанием букв и чтением, знанием цифр и математикой. Это все очень интересно! Особенно если почитать побольше,вникнуть. Понимаю сколько времени упущено, хотя нам нет еще и 2-х. Раннее развитие - это не потерянное детство, а правильное детство.
 

Mahima

переименовалась:)
Наши воспоминания о "потерянном детстве" - это наши воспоминания о том процессе "обучения", который практиковали с нами :D В школе, да и в саду тоже. А вот я не помню никакого насилия над собой со стороны моей мамы, которая научила и меня и брата читать в 4 года. Без всяких кубиков Зайцева, умных игр и так далее. Не было насилия - была игр. Картинки какие-то, буквы и так далее. И считать точно также и все остальное. Развиваться не значит учиться , сидя за партой. Хотя в мы раз попробовали сходить в одну такую школу "Росток" там нас в полтора года усадили за парту(!) в классе и стали чему-то там учить. Мой малой с первых пяти минут пошел гулять по этому классу, а после получаса сказал "Пошли на улицу" :D Вот такое обучение - и есть мучение. :) Хоть в два, хоть в пять, хоть в пятнадцать.
 

Veronika

New member
Маша&Женя написал(а):
Еще недавно думала, что раннее развитие просто загон. Но почитав немножко про чтение ,математику, логику,физкультуру и т.д. и т.п.,просто не имею права доверить все это саду,школе и еще неизвестно кому.

Прочитав очень много литературы и исследований, а также на примере 12-13-летних детей, которые прошли через различные методики раннего развития и обучения, сделала для себя вывод, что это где-то между бессмысленно и вредно. Но ведь так хочется потешить родительское самолюбие 8)

И по прежнему главный вопрос - зачем?
 

Rima

фыр-фыр
Вероника, ЗАЧЕМ Вы здесь. Вам уже поздно обсуждать Раннее развитие.
 

Аник

New member
Маша&Женя написал(а):
Вероника, ЗАЧЕМ Вы здесь. Вам уже поздно обсуждать Раннее развитие.
не надо разговаривать в таком тоне - пожалуйста. Это не приводит ни к чему хорошему.
Вы "За" раннее развитие - хорошо. Кто-то против - это его право.

И еще, мне очень нравится по этому поводу формулировка, кажется, Федорова, но если не ошибаюсь, он ее практически у Никитина взял. развитие не раннее, а своевременное. Если что-то предложить раньше возможностей, то ничего не получится. Ну, надеюсь, смысл ясен.
Если кто-то хочет ДЕЙСТВИТЕЛЬНО поспорить на эту тему - я за :lol:
 

Veronika

New member
Аник написал(а):
И еще, мне очень нравится по этому поводу формулировка, кажется, Федорова, но если не ошибаюсь, он ее практически у Никитина взял. развитие не раннее, а своевременное. Если что-то предложить раньше возможностей, то ничего не получится. Ну, надеюсь, смысл ясен.
Если кто-то хочет ДЕЙСТВИТЕЛЬНО поспорить на эту тему - я за :lol:

Достоинтсва методик сводятся к тому, что ребенок раньше! сверстников овладевает некоторыми навыками и огромным количеством фактов.

Но как правило все его знания не имеют практического применения.
Популярные сейчас методики Монтессори и Домана изначально разработаны для умственно-отсталых детей, чтобы научить их хоть чему нибудь. Здоровые дети вообще выдают потрясающий результат, НО на примере детей одной из групп Монтессори (обучение в игровой форме, можно слушать и отвечать даже лежа под партой и т.д.) они к средней школе так и не смогли принять школьные правила поведения, предметы, по которым в 1 классе их знания были блестящими, ко 2 - они помирали от тоски, им не нравились ни учителя ни подача материала, ну не интересно 3 года подряд учить одно и то же! А если не будет интереса к учебе и желания... то и результат будет соответствующий.

В России (там раньше начался этот бум) уже проводились исследования с попыткой отследить судьбу выпускников садов, которые занимались по этим методикам. Согласно выборке из 1000 человек - ни одного гения там не выросло - в 70% случаев - потеря интереса к учебе в принципе - к средней школе. В ВУЗы поступило 13% из этих детей!

И еще какой смысл в том, чтобы учить ребенка иностранному языку, когда он на родном-то еще не очень и вокруг все только по русски говорят? Опять же для меня главное, что бы было практическое применение полученных знаний, я не представляю годовалого ребенка, читающего самого себе сказку на ночь и пересчитывающего сдачу в магазине!
 

Rima

фыр-фыр
А что такое Раннее развитие вообще? Ведь у каждого свое понимание. Поделитесь своим. Это умение читать и и писать в год? Это занятия по методикам Домана? и т.д.
Для меня это помощь ребенку разобраться в огромном мире взрослых людей, а не желание вырастить вундеркинда.
Развитие должно быть своевременным, это точно, но как определить когда пришло время? Не лучше ли подготовиться заранее. Зачем ждать школы?
Давайте обсудим КАК развивать ребенка, а не зачем его развивать.
 

Аник

New member
Veronika написал(а):
Достоинтсва методик сводятся к тому, что ребенок раньше! сверстников овладевает некоторыми навыками и огромным количеством фактов.

Не согласна. Далеко не все методики ведут к этому. Вы читали Никтина, его последние работы, когда он говорит о серьезных исследованиях, выдвигает гипотезу "угасающих возможностей" (я не дословно, не цитирую, а так, общий смысл)
Так вот там, он говорит, что те умения, навыки, операции (речь не только и не столько о моторных, сколько о мыслительных), которые ребенок может освоить в 1 - 2 - 3, он может освоить и потом, но при этом это будет сложнее.
Простой пример - если ребенок находится в 2 языковой среде с рождения, то он оба языка воспринимает как родные( т.е. по определению психологов может думать на них, свободно выражать сови эмоции). Если же в такую языковую ситуацию попалает взрослый, то даже при замечательном владении обоими языками, он будет отдавать предпочтение одному из них.
Я не хочу этим примером что-то доказывать, а просто проиллюстрировать саму идею.

Теперь, что касается конкретных методик.
Да Доман разрабатывал ее для детей с проблемами мозга. И для них она прекрасно работает. Она дает результат и для обычных левополушарных детей (правшей). Но вот правое полушарие она никак не развивает. а потому не подходит для как минимум 10% детей (столько по статистике левшей). Не говоря уже о том, что ставится под вопрос ее целесообразность для здорового ребенка, если учесть тот простой факт, что она требует ОГРОМНЫХ усилий от родителей. Но ведь эту же идею замечательно обработала Сесиль Лупан. Она развила эту идею дальше, взяла ее зерно и транспонировала ее для себя и своих детей. Что мешает взять ее дело и продолжить в отношении своего собственного ребенка. Тем более, что существует немало русских (а значит и материалы на м подходят) ее последователей. Это уже не лобовое заучивание карточек с неимоверными тратами сил и времени. Но это тем не менее подходит снова не всем.
Мария Монтессори рботала с умственно-отсталыми, но это позволило ей установить идеи, использование которых стимулирует развитие у ЛЮБОГО ребенка. Если Вы почитаете работы Выгодского - он по сути(если я ничего сейчас по памяти не путаю) дает теоретическое обоснование успеха ее идей и упражнений. Кстати, нас с Вами в детских садах развивали имеено с помощью ее идей - развитие мелкой моторики (матрешки, лепка, рисование, апликация - да это все делается не столько для развития худож восприятия, сколько для развития мелкой моторики)
Что касается того, как это реализовывается в обучении:
Veronika написал(а):
НО на примере детей одной из групп Монтессори (обучение в игровой форме, можно слушать и отвечать даже лежа под партой и т.д.) они к средней школе так и не смогли принять школьные правила поведения, предметы, по которым в 1 классе их знания были блестящими, ко 2 - они помирали от тоски, им не нравились ни учителя ни подача материала, ну не интересно 3 года подряд учить одно и то же! А если не будет интереса к учебе и желания... то и результат будет соответствующий.
Не факт , что программа и идеология этой группы подходила детям в ней, не факт, что они не были ошибочны в чем-то, не факт, что люди, работавшие там не увлеклись игрой в собственную значимость и не начали экспериментировать сами без должной подготовки
Далее, а что это за программа, в которой все время одно и то же? Это же ерунда! Так что один пример - может только подтверждать, что всегда есть "кривые руки исполнителей"

Veronika написал(а):
И еще какой смысл в том, чтобы учить ребенка иностранному языку, когда он на родном-то еще не очень и вокруг все только по русски говорят? Опять же для меня главное, что бы было практическое применение полученных знаний, я не представляю годовалого ребенка, читающего самого себе сказку на ночь и пересчитывающего сдачу в магазине!
А вот тут корень Вашего непонимания ИМХО: раннее развитие не предполагает выучмванмя какому-то знанию, умению как таковому, а как способу дальнейшей мыслительной и иной деятельности. Т.е. умение высчитать сдачу не важно вообще в принципе до определенного возраста (когда появляются деньги в руках), а вот умени проанализировать ситуацию, провести анализ - синтез, и др. логические опреации - вот это важно.
И еще, Вы почему-то забыли программы "Художники в памперсах", обучение музыке с внутреутробного периода и многое другое - т.е. развитие творческого потенциала. А это не менее важная составляющая для будущего успеха.
Не говоря уже о методиках физического развития (крупной моторики, координации и т.п.).
 

Аник

New member
Маша&Женя написал(а):
Развитие должно быть своевременным, это точно, но как определить когда пришло время? Не лучше ли подготовиться заранее. Зачем ждать школы?
Дело не в школе, а в готовности ребенка, его организма, психики к тому или иному. А для этого достаточно почитать психологов, они по этому поводу уже стольеко написали, когда что развивать лучше :lol:

А школа, к стати, должна быть только в тот момент, когда ребенок психологически созрел к обучению. Т.е. вот те проверки готовности к школе, которые проходят дети не должны сводится к проверке умений читать писать и т.п., а выяснять психол. готовность к систематическому обучению.
Понятно, что те дети, кто не получает удовлетворения от учебы (а сколько их!!!) это в большинстве своем просто еще не готовые к этому процессу. Вот так вот!
 

Rima

фыр-фыр
Я запуталась.Пишу про одно, а отвечают совсем про другое. Наверное, не четко формулирую.
Я имела ввиду обучение чтению, поскольку поняла что Вероника не видит в этом смысла. Я считаю что чтение проще будет освоить,когда ребенок начинает говорить. Убеждаюсь на примере своего ребенка. Так вот, зачем мне ждать школы,где его научат читать?
 

Mashun

New member
Аник написал(а):
Дело не в школе, а в готовности ребенка, его организма, психики к тому или иному. А для этого достаточно почитать психологов, они по этому поводу уже стольеко написали, когда что развивать лучше :lol:

А школа, к стати, должна быть только в тот момент, когда ребенок психологически созрел к обучению. Т.е. вот те проверки готовности к школе, которые проходят дети не должны сводится к проверке умений читать писать и т.п., а выяснять психол. готовность к систематическому обучению.
Понятно, что те дети, кто не получает удовлетворения от учебы (а сколько их!!!) это в большинстве своем просто еще не готовые к этому процессу. Вот так вот!

Полностью согласна, скажу в применении к себе. Т.е. я тоже умела читать и т.д. задолго до школы, но мои успехи в начальной школе нельзя назвать блестящими. К окончанию только все выправилось.

Лишь потому, что я не была готова к учебному процессу психологически, сейчас я это понимаю. А иностранные языки мне ничто не помешало выучить в подростковом возрасте.
 

Veronika

New member
Я к школе не умела ни читать, ни писать, а моя двоюродная сестра все это умела (мы учились в одном классе), но успеваемость у меня всегда была выше. И я не помню того, чтобы мне было трудно учиться и читать и писать и считать - это все было своевременно. А ей было тоскливо поначалу и за это время она упустила много важных мелочей! Один иностранный язык я выучила тоже в школе без проблем, другой в процессе общения по необходимости.
А для чего стремиться делать из каждого ребенка гения? Развивать то, к чему заметили стремление ребенка - это одно, а комплексные занятия, чтобы развить все - это то, что я для себя не приемлю.
 

Татьяна @ Co

New member
Лозунг советских времен "Догнать и перегнать " не совсем действует с детьми.У каждого свое время читать,считать и т.д.Нужно смотреть по детю:хочет,может-пожалуйста,нет-подожем.А самое главное-если интересно ребенку,то во многих случаях даже усилий со стороны мамы и не нужно главное не мешать.
 

Аник

New member
Маша&Женя написал(а):
Я имела ввиду обучение чтению, поскольку поняла что Вероника не видит в этом смысла. Я считаю что чтение проще будет освоить,когда ребенок начинает говорить. Убеждаюсь на примере своего ребенка. Так вот, зачем мне ждать школы,где его научат читать?
читать - умение абстрактное, сами буквы - абстракция. И имеет смысл этим заниматься, когда с абстрактным мышлением все нормально. А на это далеко не каждый ребенок способен в мелком возрасте!!!
Кто-то и в 2 может, а кто-то к 8 - 9 созревает. Некоторые и в школе с трудом осваивают, и не потому что дебилы, просто они так развиваются, потом, при занятиях соответствующих произойдет выравнивание - и читать будут и писать.
Все это серьезные цифры! а не от балды написанное!

Т.е. я не против обучения чтению - мы уже давно купили кубики Зайцева, время от времени слушаем попевки, готовимся склеить первые несколько на пробу, но не факт, что ребенок сможет это освоить сразу, может придется подождать год- два, а то и 5 - 7
 

Mahima

переименовалась:)
Что-то я не пойму, о чем речь? Эти словеса о том, что Монтессори и Доман для умственно отсталых я уже переслышала тысячу раз. А что лепка, развитие мелкой моторики - это не Монтессори? А картинки всякие в садах - это не Доман? Речь идет не о ЗНАНИИ чего-либо в два года, а о развитии СПОСОБНОСТи к узнаванию, к обучению, к мышлению, к тому же письму, к чтению. Причем здесь умение читать к раннему развитию? Это результат , но вовсе не обязательный. И потом вот было сказано - гениев не выросло. Глупость несусветная!!Это не цель! Читать надо внимательнее. Никто - ни Монтессори, ни Никитин, ни другие не ставили целью вырастить гения! И правильно было упонмянуто - не раннее, а СВОЕВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Конечно проще ничего не делать. Сиди себе и жди садика, а потом школы. А потом удивляйся, почему ребенок плохо и некрасиво пишет, плохо читает, не запоминает, не умеет анализировать, делать выводы. Это и есть цель развития в раннем возрасте - стимуляция мозга. Потому как только при стимуляции развиваются функции. Любые. Мышца если не работает - ее функция угасает. Также и мозг. его работоспособность напрямую зависит от количества связей нейронных, которые как раз и формируются в период роста мозга - до 3- 7 лет.и чем больше стимулов в это время - тем больше возмоэжностей у мозга потом. Не ЗНАНИЙ чего-то там (цифр, букв), а стимулов для мыслительной деятельности.
 

Аник

New member
Не помню откуда этот пример, если не ошибаюсь, его Никитин в одной из своих книжек приводил, когда человек в деталях помнит рисунок обоев своей детской!
Вы себя вспомните - сколько всего осталось в памяти с детства, и на сколько это нужная информация?
Спец. сделала блиц-опрос знакомых и родственников. ВСЕ!!! помнили в деталях какую-то, простите, ерунду - скатерть на столе, обои, рисунок ковра, отбитый кусочек кафеля над раковиной и т.п.
А если бы не это окружало, а карты, картины, плакаты и т.п. Не лучше ли?
И еще, комната Софьи Ковалевской была обклеена вместо обоев листами математической книги и с детства ее завораживали формулы, написанные на них. Она в своих воспоминаниях говорила, что стремление понять, что же скрывают эти странные значки очень долго двигало ею по жизни
А Вы говорите для умственно отсталых :)
 
Сверху