Можно сказать, что есть два способа развивать и познавать себя. Первый – показной. Второй – реальный, практический.
Показное развитие – наиболее распространенное. Применяется, упрощенно говоря, чтобы поднять себе настроение интересным, воодушевляющим хобби. Практикуется всесторонним приобщением к внешней стороне дела – чтением литературы, просмотром видео, посещением практикующих групп, общением с учителями и соратниками.
Такую вот практику накопительства информации обычно и называют развитием. Вроде как, чем в голове больше «продвинутых» теорий, тем выше собственный «уровень».
Показным развитием человек не столько развивается, сколько пытается себе это показать – убедить себя в том, что есть реальный путь и по этому пути он движется. Для этой цели ум, нуждающийся в таких видимых доказательствах развития, кормит себя его внешними признаками. Когда видимость причастности к пути сформирована, ум радуется обретенному смыслу – эфемерным опорам своего будущего благополучия.
Это чем-то похоже на ролевые игры, где участники, переодеваясь в костюмы сказочных героев, рассчитывают таким образом оказаться в реальной сказке.
Что касается реального душевного развития, можно нагнать драматизма и сказать, что его не существует, вообще. Звучит возмутительно, да? Но для личности в силу ее природы все является показным. Она сама по себе – что-то вроде внешнего обрамления истины, которая в своей диковатой простоте далека от социальных идеалов.
А можно сказать, что реальное развитие все-таки возможно, но разыгрывается не там и не так, как поверхностной личности представляется. Мы ищем его посреди внешней атрибутики – учителей, тусовки, семинаров, книг, ритуальных девайсов – и в этом нет ничего дурного. Так ум получает желанные смыслы.
Но реальный сдвиг случается почти всегда неожиданно в отрыве от внешней суеты в такие моменты, когда внимание, вдруг обращается в ту область нутра, которой доселе избегала.
На психическом уровне мы состоим из знаний – из собственных убеждений о жизни. Когда мы узнаем себя и становимся «глубже», наша психическая структура в собственных глазах обретает все большую четкость, благодаря чему истинное укрепляется, а ложное рассеивается. Такой процесс самопрояснения действительно напоминает известную метафору, где пыль неведения стирается с поверхности зеркала сознания.
И происходит все это на таком глубинном уровне, о котором поверхностная личность со своим внешним демонстративным развитием в лучшем случае догадывается, мимолетно прикасаясь, а чаще и не подозревает. Личность со своей правдой – это имидж, ходячая реклама собственного непознанного нутра.
Поэтому и реальная практика, какой бы она ни была, будь то самоанализ, осознанность, или какая-нибудь биоэнергетика, не имеет ничего общего с тем ореолом, который вокруг нее сооружается. Она в своей пресной для ума простоте больше похожа на чистку зубов, или мытье посуды.
А тот рост личности, на который, как водится, рассчитывают, – это нечто подразумеваемое – то, чего реально нет здесь и сейчас, но где-то в грядущем «завтра» самонадеянно предвкушается. «Намеченные поверхностным умом перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.»
Мы не можем себя улучшить в желанном направлении, на которое нацеливается показное душевное развитие. И серьезный, расчетливый подход в этом деле – самообольщение. Реально мы можем лишь играть в развитие без всяких обязательных целей, и при этом что-то нежданно выигрывать. Без планок и рангов можем нащупывать интерес к тому простому процессу, который случается в настоящем.