можно я с фрагментом книги?
я до прочтения думала, что дети-нытики или позитивчики - результат воспитания.
Соответствующие исследования провели Стелла Чесс и Александр Томас, которые описали полученные данные в книге «Темперамент и нарушения поведения у детей».
1. уровень активности: степень наследственной моторной активности (бывают активные дети по рождению, а есть пассивные. Если первого тормозить, а второго активировать – ничего не выйдет. Можно только работать с характером – его формируем).
2. ритмичность: касается ритмичности функций (голод – питание – выделение; сон - бодрствование). Ритмик – все в одно время. Дизритмик – один день не похож на другой. Тоже оставить в покое.
3. приближение - удаление: тип естественной реакции на новые стимулы. Один идет навстречу, на близкий контакт; другой уходит на более дальнюю дистанцию. Лучший контакт – всегда хорошая дистанция (у южных народов меньше, у северных - больше).
4. приспособляемость, адаптивность: скорость и легкость, с которой ребенок способен изменить свое поведение в связи с изменением внешней среды (кто-то на новом месте спит, кто-то нет; даже если адаптация проходит медленно - это нормально).
5. интенсивность: количество энергии для выражения эмоций (один хохочет от показанного ему пальца, а другого как будто ничего вообще не трогает .
6. порог реактивности: уровень интенсивности стимула, чтобы появилась нужная реакция.
7. качество настроения: (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.
8. способность отвлекаться: характеризует степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения.
9. интервал времени и настойчивость: продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.
Кто более уязвим?
- с высокой степенью реактивности («спички», «порох») (холерики);
- которые склонны замыкаться («улитки») – выстраивают ложную концепцию существующего мира;
- которые плохо приспосабливаются к изменяющимся условиям («черепахи»);
- у которых постоянно плохое настроение («нытики»).
Эти дети ("порох", "улитка", "черепаха", "нытик" ) крайне подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях. И к сожалению, именно этим детям обычно достается меньше любви и привязанности со стороны взрослых.
На основе этих девяти темпераментов Чесс и Томас выработали цифровые показатели для оценки новорожденных. Эти данные позволили им четко предсказать, какие младенцы будут «легкими», о ком будет достаточно просто заботиться, с кем приятно общаться, кого несложно (относительно, конечно!) растить. Новорожденные, о которых сложнее заботиться, с которыми тяжелее общаться, которых мучительнее растить,– это так называемые «трудные» дети. Они потребуют от своих матерей значительно большей отдачи, чем «легкие» дети.