Каталонцы, как правило, доплачивают только за качество оказанной услуги. Во многих случаях это означает НОЛЬ. Нисколько. Особенно в явно туристических местах, типа порта Олимпик и Рамблас, где персонал развращён неразборчиво щедрыми приезжими. Где к тебе подходят с кислым лицом (“ещё один
гири…”) и вначале усаживают за заставленный грязными тарелками и пустыми банками пива стол и только минут через десять его моют. Если услуга действительно хорошая, местные оставляют лишь 1-3% от счёта. Они по справедливости считают, что Испания не Штаты, где зарплата персонала в основном и состоит из чаевых. В Испании у официантов есть пусть не гигантский, но и не штатовски-мизерный оклад. Поэтому чаевые здесь – дело добровольное. Платится за качество и исключительно по желанию. Стесняться некого. 5% – это очень любезное и внимательное отношение, скорость. 10% – экстра-класс. Такой я, пожалуй, встречал только в одном месте (за рекламу мне не платят): в ресторане
La Mary (бывшая Mamasita), где в конце ужина тебя даже начинают мучить сомнения – может, ты с официантом лично знаком? Или он твой дальний родственник? Или сегодня какой-то особый день нежных сердец? Единственный минус такого обращения – изъяны других, менее достойных, мест вдруг начинают бросаться в глаза, и даже качество и разнообразие еды уже не спасает. Прежде всего, хочется… профессионализма.