- Как Вы считаете, насколько навыки устного счета значимы для успешного овладения математикой?
В действительности, устный счет нужен, но это 1\100, а может 1\1000 процента навыков, которые необходимы для хорошего математического образования. Счет применяется при решении базовых задач. Когда задача более сложная, уже не счет, а идея решения важна. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка, чтобы он действительно полюбил математику, просто развить навык устного счета вовсе недостаточно, важно показать красоту математики, красоту идей, которые там присутствуют, а едва ли большинство этих идей связаны с устным счетом. Нужно больше давать примеров того, как это работает, упрощает жизнь, как это интересно. И я думаю, что ребенку до 12, а тем более старше, какая сумма получится при сложении многозначных чисел - это совсем неинтересно…
- Могут ли навыки счета помочь при решении задач? нахождении нестандартных решений?
Устный счет, конечно, нужен. Но не надо так много времени уделять тому, чтобы научить ребенка делать такие вещи, которые потом просто не понадобятся. Что гораздо более важно для того, чтобы человек мог использовать нестандартные подходы к решению задач, это:
1) Концентрация внимания - сейчас это проблема номер один, дети пошли такие, что концентрация у них рассеянная.
2) Усердие и желание уделять время чему-то - если человек время не уделяет, для того чтобы читать, решать что-то, необходимый багаж у него не накопится.
3) Любознательность.
4) Oперативная память, как в компьютерах называется ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) - я столкнулся с тем, что именно этот навык очень важен. Когда человек должен обработать какую-то сложную идею, если оперативная память очень маленькая и он просто не может продвинуться в реализации этой идеи. Постоянно нужно возвращаться назад, что-то обдумывать, закреплять, снова делать расчет, обдумывать... Он все время откатывается на предыдущий уровень рассуждений. А если у человека оперативная память большая, он может более масштабные и красивые идеи проглатывать за единицу времени. Это навык развиваемый, но едва ли он развивается за счет устного счета. Это огромный комплекс упражнений и задач, которые выводят на это. Это не только умножение чисел, а и проведение операций в уме, запоминание, в какой части уравнения вы оставили тот или иной член, запоминание промежуточных результатов, воображение, представление, разложение идей на составные части, связывание их между собой – это мини рабочий стол у вас в мозгу.
- Какое Ваше отношение, как профессионала, к данной методике?
Не могу сказать, что это зло, но в целом, отношусь к данной методике отрицательнo. Эти упражнения направлены не на суть вопроса: составление уравнения, решение проблемы, в каком порядке, как правильно интерпретировать – этого ребенок уже не может выполнить. Этот навык можно потерять, если погрузиться с головой в эту методику … А это будет катастрофа. Дети в таком возрасте (4-12 лет) – это настраиваемый механизм: как мы его настроим, так он и будет развиваться дальше. Поэтому … сводите ребенка на одно занятие, пусть он посмотрит, узнает. Но не на постоянной основе, а разбавляя это большим количеством разнообразных упражнений и занятий.
И самое главное: я хотел бы призвать родителей больше заниматься своими детьми самим.