romsvetlana, недавно дочитала книгу "дети с небес", автор Джон Грей. Меня потрясло! Я вижу, у Вас изначально очень похожий подход к воспитанию как у меня, там очень четко расписано как давать свободу и не баловать в то же время.
Это касается развития и саморазвития, лучше мне и не написать, чем у него. Я пока вообще фанатка методов его позитивного воспитания.
А лично от себя добавлю только то, что на самом деле мы разбиваем детей по схеме- танцы, спорт, музыка, язык, чтение. Вроде стремимся все дать... А получается очень много лишнего, но не все необходимое. Ведь самое главное- чтобы ребенок был счастлив! Точнее, чтобы он умел быть счастливым. Этому в кружках не научат... Привыкаю к мысли о том, что мой сын может стать военным . Да хоть собачьим парикмахером, бухгалтером или фермером, будет ли он уметь рисовать, петь, складывать мозаику- главное, чтобы он был счастлив.
Правда и то, что большее количество навыков и умений дают больше выбора. Как обычно, надо искать ту самую, заветную золотую середину. Вот скоро таки дойду до Януша Корчака, он так ободряюще пишет, что не существует некого единственно правильного метода воспитания. А то я сама все мечусь, что и как. Радует свой собственный вывод, что тактические ошибки воспитания и ухода дают такие же по силе последствия, например, незакаленный ребенок часто болеет, но вырастает нормальным, здоровым взрослым. Если действительно любить ребенка, все у него в итоге будет хорошо, а кто не ошибается, пусть первым бросит в меня камень.
Кстати! Вся наша система образования направлена не на движение вперед, а на предотвращение ошибок, а также наказание за ошибки в виде понижения оценки. Иностранцы, например, плохо говорят по-русски, но говорят! А русские знают отлично английский- и молчат! Стыдно ошибиться... Везде считается постыдным ошибаться, но в нашей стране как-то особенно. А ведь это нормально- ошибаться!
И еще, чего их так к унитазам тянет? Мой ходить еще не умел- доползал и чистил, и так до сих пор и чистит...