Низкий социально-экономический статус, иногда относимый к факторам риска, по крайней мере, для урогенитального хламидиоза не актуален. В то же время для стран с низкой санитарной культурой реальным фактором риска может быть гинекологический осмотр, роды, аборты, посещение ребенком школы или детского дошкольного учреждения. По-видимому, существенный вклад в распространение инфекции вносит и бытовой путь: пользование общими унитазами, ваннами, постелями, бассейнами, банями, а также дурные привычки: обмен поцелуями (губы-в-губы), поедание "общего бутерброда" и использование при приеме пищи общей посуды (особенно, ложек). Многолюдные пляжи, особенно с теплой стоячей водой, являются подходящей средой для распространения хламидийной инфекции. Ежегодно в пляжный сезон мы наблюдаем случаи хламидийного конъюнктивита у детей после купания в небольших озерах, расположенных вдоль русла Волги. Однако, для бассейнов (в холодный период года) хламидийное инфицирование конъюнктивы не типично, что, вероятно, связано с санирующим воздействием холодного уличного воздуха на неприкрытые части тела. В дальнейшем изложении эта особенность хламидийной инфекции еще будет упоминаться.
Часто прослеживается связь между появлением в жилище или заболеванием домашних птиц и возникновением глазных, респираторных и даже урогенитальных форм хламидиоза у их хозяев. Так пситтакоз (ныне - орнитоз) - болезнь, первоначально выявленная в 20-х годах XX века у попугаев (гр. psittakos - попугай), оказался разновидностью хламидиоза. Это заболевание (возбудитель – C.psittaci), способное поражать многих животных и человека, вызывая тяжелые поражения респираторного тракта и других органов, а иногда и смертельный исход. Известно, что орнитозом поражено не менее 50% популяции городских голубей и значительная доля водоплавающих птиц. Недаром инфаркт миокарда, хламидийная этиология которого в настоящее время имеет серьезные подтверждения, издавна считался «болезнью голубятников». Спорадические вспышки этого заболевания повсеместно отмечаются в птицеводческих хозяйствах в теплое время года. Возможно, именно такой предрасположенностью птиц к хламидиозу объясняется поверье, утверждающее, что птица в доме приносит несчастье. Принято считать, что другие домашние животные не представляют для человека опасности как резервуары хламидийной инфекции. Однако, при опросе больные нередко отмечают наличие в доме больных млекопитающих (кошек, реже - собак) с признаками заболевания глаз, респираторных органов и даже гениталий. Для оценки этой навязчивой закономерности мы дважды подвергали исследованию мазки с конъюнктивы «подозрительных» кошек, хозяевами которых были наши пациенты. В обоих случаях хламидии были найдены. Таким образом, этот вопрос нельзя считать закрытым. Окончательную ясность в него могло бы внести обследование статистически значимой группы больных и их питомцев.
Сообщалось, что хламидии способны сохранять жизнеспособность в обычной воде до 5 суток, а на хлопчатобумажной ткани - до 2 суток и довольно устойчивы к действию хлорирующих агентов. Незнание последнего обстоятельства вкупе с нерадивым обращением с инструментом, когда, например, популярные ныне одноразовые (!) пластиковые зеркала, применяются отдельными гинекологами для многократных осмотров вместо дорогих металлических, превращает некоторые медучреждения в настоящие рассадники хламидиоза. Дело в том, что многие медработники в нарушение всех правил считают достаточным для дезинфекции замачивать пластиковые зеркала (не выдерживающие тепловой стерилизации) в растворе хлорамина, после чего просто промывать их проточной водой. Аналогичное (если не большее) безобразие творится со смотровыми перчатками и другими принадлежностями. Низкий санитарный уровень - не редкость и в родильных домах, когда при одновременном ведении нескольких родов используются общие инструменты и принадлежности и допускаются иные нарушения правил гигиены.