про куклы. я вот как-то давно статью читала про то, какие куклы для какого возраста. Там было написано, что барби для попозже - точно не помню, но точно не дошкольный возраст. Но я думаю, что от одной барби у ребенка не убудет. А вот если уже культ этих самых барби, то это хуже.
Ту статью я не нашла, но зато вот что нашла:
1-3 года
Для детей от года до трех лет общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима не меньше, чем для девочек кукла-девочка. Важно также, чтобы образные игрушки в этом возрасте были реалистичными, при этом следует избегать чрезмерно детализированных и натуралистичных игрушек - образ куклы или собачки должен быть узнаваемым, но обобщенным.
Тряпичные – гибкие куклы (высота – 30 - 40см). Они могут быть полностью тряпичными или частично, например, с пластиковой головой, руками и ногами. Главное условие для таких кукол, чтобы, благодаря мягкому корпусу, кукла могла принимать различные позы, передающие движения и эмоции. Следует также обратить внимание на материал наполнителя. Игрушка с натуральным наполнением из шерсти, песка или крупы дополнительно развивает сенсорику малыша.
Кукла-голыш с набором одежды. Основное предназначение этой игрушки – игры в воде. Кукла должна быть не слишком большой, чтобы ребенку было удобно с ней манипулировать. На голыше должна быть одежда с самой простой застежкой, вроде липучки или большой пуговицы, и обувь, которую малыш сможет надеть на него сам.
Маленькие «пупсики» в разных позах. Благодаря своему крошечному размеру и устойчивым позам они идеально подходят для самых простых сюжетных игр. Они влезут практически в любую машинку, легко поместятся в домик из кубиков, их можно купать и пеленать.
3-6 лет
Для детей от трех до шести лет образные игрушки становятся партнерами по игре. На них, также как и на себя, ребенок примеряет различные социальные и сказочные роли, проигрывает с их помощью пережитые впечатления, сказки и мультфильмы. Такая игра называется сюжетно-ролевой, она является важнейшим этапом развития ребенка. Не менее важны игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, в которых ребенок уже не участник, а режиссер событий. Такой вид игры называется режиссерским, его становление также приходится на этот возраст.
«Игрушки-подружки» - животные и куклы с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью. Плюшевые мишки, киски, собачки и куклы небольшого размера (от 30 до 50 см) с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Важные особенности такой игрушки – незавершённость, открытость для любых превращений, беспомощность, предполагающая заботу и уход со стороны ребенка.
Простые маленькие куколки понадобятся малышу для режиссерской игры. Такие куколки могут быть из разных материалов, важно, чтобы у них двигались ручки и ножки. Они должны уметь садиться за стол, качаться на качелях, бегать, танцевать и т.д. Подойдут небольшие тряпичные куколки, пластмассовые или резиновые, деревянные фигурки с подвижными конечностями на резинке или шениле.
Куклы неопределенного пола и возраста (без лица) – максимально условные и за счет этого они открыты для самых разных действий. Это могут быть небольшие народные узелковые куклы или авторские куклы ручной работы. Оживляя таких кукол с помощью своего воображения, ребенок может вкладывать в них разные характеры, настроение.
Пальчиковые куклы и куклы для театра используются для игр – драматизаций. С их помощью ребенок может показывать небольшие спектакли, в качестве зрителей привлекая другие игрушки или взрослых. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение. Пальчиковый театр особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.
Мелкие фигурки животных - необходимый атрибут режиссерских игр. Обычно они продаются в наборах под тематическим названием «ферма», «зоопарк», «жители леса» и т.п. Лучше если у ребенка будет несколько таких наборов, чтобы отобразить все богатство животного мира.
Наборы кукол разного пола и размера необходимы ребенку для разыгрывания различных сюжетов, в первую очередь «семейных». Кроме того, в наборе должны быть куклы, походящие для сказочных сюжетов, игр с транспортными игрушками, олицетворения разных профессий.
Куклы, изображающие людей разных этнических групп отражают особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам. Такие игрушки, моделирующие иной образ жизни, будут способствовать воспитанию толерантности и обязательно пригодятся в игре в качестве персонажей восточных сказок или жителей «далекой Африки».
Взято с сайта Центра Игры и Игрушки МГППУ.